Российский Клуб Любителей Автомобилей Марки Тойота

Экспорт новостей:

Статьи

Немного про КамАЗ и Дакар

УАЗ. Послепродажная подготовка

УАЗ-31622 в ЗР. Обратный отсчет

Из практики сервиса УАЗ...

УАЗ-31602 в АР

Три года на УАЗ-3160 в Сибири

Пара слов об азлыке...

ГАЗ-2752 "Соболь" в ЗР

ГАЗ-3110. Железная любовь

Девять месяцев токсикоза

Бурлаки на Волге

ТАЗ-2123 Шнива. Глас народа

ТАЗ-2123 Шнива. 40000 в АР

ТАЗ-2123 Шнива (ЗР) - 2

ТАЗ-2123 Шнива (ЗР) - 1

ТАЗ-2123 Шнива (АР)

ТАЗ-2123. Процесс

ТАЗ-21218 "Фора" в ЗР

Автомир против Автоваза

ТАЗ-1111. Машинокомплект

ТАЗ-2120. Проверка на дорогах (АР)

Калина-малина, ВАЗомашина

ТАЗ-21045 в ЗР

ТАЗ-2112 в АР (45000)

ТАЗ-2112. Один сезон из жизни (ЗР)

5000 на ТАЗ-2112 (МК)

Мысли о ТАЗ-21093

ТАЗ-21103 в АР

Сто тысяч на ТАЗ-2110 (АР)

Новая помойка. ТАЗ Калина

Новая помойка-6

Новая помойка-5

Новая помойка-4

Новая помойка-3

Новая помойка-2

Новая помойка-1

Нас принуждают...

Покупая новый таз, пожалеешь ты не раз...

Совкопром на марше

Скромное очарование...-2

Скромное очарование отечественного автопрома

Иностранный и российский автопром

Главная | Иностранный и российский автопром | Российский автопром | Газ-3110. железная любовь

Российский автопром

ГАЗ-3110. Железная любовь

15.09.2006

    ЖЕЛЕЗНАЯ ЛЮБОВЬ

Свечи счастья

История любого будущего автовладельца начинается с минут, наполненных предвкушением счастья. Автомобиль в хозяйстве сулит новые возможности. Это экономия времени и новое качество быта. Это скорость, с которой в конкурентном рыночном месиве надо решать неотложные проблемы. Личное авто становится атрибутом деловой жизни, а также предметом, гарантирующим удовольствия в отношениях неделовых...
В общем, без ключей от зажигания сегодня -никуда. Иначе не зажгутся свечи счастья! Автомобиль теперь хотят иметь 90 процентов людей, в их числе те, кто способен хоть что-то видеть и хоть немного соображать на тесной дороге. Разубеждать россиян вкладывать деньги в колеса, болты и гайки почти бесполезно. Современные люди хотят жить так, как хотят.
И вот из этих 90 процентов потенциальных покупателей только 20 процентов - люди со стажем, твердо знающие, что такое отечественный автоконвейер. Остальные не подозревают, что своя машина - это серьезная ответственность и довольно тяжелое бремя. В России демографический спад. Некоторые, прикинув возможное падение уровня доходов, вообще рожать боятся. Зато заводить автомобили у нас не боятся ни мужчины, ни женщины!
В такие счастливые минуты практически никто не задает себе вопрос: когда ждать первой поломки полированной красавицы под именем "Ода", "Лада" или "Волга"? Торговая фирма выдает новоиспеченному автовладельцу гарантийный талон на ремонт и гостеприимно приглашает при первом неприятном случае заезжать. Новички не подозревают, что иное приобретение может уже на следующий день заставить сутками торчать на родном автосервисе, а не только заезжать туда ради профилактики.
Первой поломки любого отечественного автомобиля надо ждать сразу после выезда с торговых площадей.

Резьба по сердцу

Допустим, после долгожданной покупки вы выезжаете по улице Селькоровской с торгового предприятия, партнерствующего с заводом ГАЗ. Сразу за воротами фирмы вас ждет вдребезги разбитая дорога с остробокими ямами раскрошившихся асфальтовых заплат. Можете считать, что вы попали на заводской полигон по испытанию прочности узлов автомобиля. Доехав до дома, начните осмотр машины, поскольку легковушка - это не БТР и не танк!
Я, например, после покупки не доехал благополучно до дома. После десяти километров проезда по городу, где дорог в цивилизованном понимании нет, а есть направления на ЖБИ, на ВИЗ, на Эльмаш, я почувствовал запах утекающего бензина. Остановился, открыл капот: со шлангов бензонасоса, с отстойника, с карбюратора - не течет! Но моему удивлению не было предела, когда лужу бензина я обнаружил рядом с задним колесом, под бензобаком. Любой окурок, брошенный из окна обгоняющего или встречного транспорта, мог поднять счастливого покупателя на воздух! Снял колесо и увидел невероятное: контргайка крепления обратного слива выпала из гнезда бензобака и висит на трубке! Да, понятно, контргайку растрясло. Но оборвать бы руки и все, что мешает профессионально работать, тому заводскому слесарю, который, по ироничному выражению Аркадия Райкина, "на две крутки недокрутил". Более того, слесарь сделал невероятную глупость: некондиционную контргайку, шаг резьбы которой не соответствовал резьбе в приемнике бензобака, он загнал на место молотком. И вот я стою один на вечерней зимней пустоши и мрачно понимаю, что надо затыкать трубку какой-то пробкой, вызывать эвакуатор и хорошо платить за доставку к дому новехонькой машины. С бензином на дороге не шутят! Дальше надо снимать бензобак, просушивать его и вместо забитой изготавливать новую резьбу!
Звоню на сервис фирмы-продавца. Мне говорят, что с такой "неудобной" поломкой меня могут принять только через полмесяца. Что делать? Навсегда отказываюсь от гарантийных услуг и срочно начинаю заниматься машиной сам, с привлечением механиков и слесарей, которым доверяю.
Так у меня началось "увлекательное завтра" с автомобилем "ГАЗ-3110".

Искры протеста

Увы, злоключения на этом не закончились. Через неделю, чуть не врезавшись в колонну, ожидающую зеленого светофора, обнаруживаю, что на задних колесах тормозов - нет! Заруливаю на стоянку, снимаю тормозной барабан, фрикционные накладки... в масле! Через наружные сальники заднего моста на тормозные колодки гонит "трансмиссию"!
Кстати, эта неприятная "пропажа" полноценных тормозов будет преследовать меня и в первый, и во второй год эксплуатации автомобиля. Будут жесткие разговоры с механиками-контролерами на техосмотре. Но разговоры горю не помогут. Потому что всем без исключения известно: качество манжет, прокладок, сальников российских заводов резиновых изделий - отвратительное. Как ни странно, отечественные изделия для автомобиля не рассчитаны на русские морозы! Впрочем, в контрастно жаркое лето масло, тосол, тормозная жидкость тоже находят, где убежать. Течи в отечественном авто - явление регулярное, водители со стажем называют очередной каприз сальников или манжет "месячными" и почти не придают этому значения - дело житейское!
Такое "житейское" отношение к явной халтуре заводов-поставщиков нередко заканчивается тяжелыми авариями и трагедиями на дорогах. Не говоря о бесконечных пустых расходах. Мы посещаем второй, третий магазин, рассматриваем товар на авторынке, находим сальники с маркировкой одних и тех же предприятий, за неимением лучших ставим дрянь, заранее зная, что она не проходит и месяца. Мы терпеливые люди. Большинство из нас привыкает жить так, как приучают жить.
Следующая поломка случается на той же неделе в дальней дороге. На морозной, буранной трассе патрульную службу ГИБДД иногда заедает тоска. Хочется кого-то притормозить, досмотреть багажник машины... Да много чего еще хочется к концу смены по холодку. Машина - это металл, стекло, резина... Но, собранный из неживого, автомобиль ведет себя, как живое существо, хорошо чувствуя опасность, подвох, недоброе отношение и протестуя. Опускаю перед инспектором стекло водительской двери - а оно неожиданно падает на весь проем окна. Как будто сглазили!
Багажник мы с гаишниками так и не открыли - влажная метель заморозила замок напрочь. Повод взять с меня какие-то штрафы так и не нашелся. Зато более ста километров до Екатеринбурга пришлось добираться с минимальной скоростью, на ощупь. Поломка стеклоподъемника - мелочь, казалось бы. Но закрепить на тряской дороге боковое стекло - дело практически дохлое. Даже при включенной печке в салоне начинает хозяйничать Дедушка Мороз. Следом индевеет стекло лобовое. Дальше обзор становится затруднительным, а движение крайне опасным... Наутро спешу выручать "ласточку", побитую бураном. Открываю руководство по эксплуатации и вычитываю следующее: "Стеклоподъемник "ГАЗ-3110" ремонту не подлежит. Заменить новым..."
И вот тут я кому-то сказал: "Не дождетесь!" Наставления горе-конструкторов теряют смысл, когда в душе горят искры протеста. Вместо хлипкой контактной сварки мы с другом-механиком применили сварку электродную, прочную. За обшивкой дверей - такое нагромождение чудачеств, что лазить туда ежемесячно не только неудобно, а просто противно. Это снова потеря драгоценного времени, это снова деньги на базар... Восстановленный наперекор инструкциям механизм работал потом безотказно!
Уже в первый год эксплуатации отечественного автомобиля даже новичок понимает, что с него всюду и самым бессовестным образом тянут деньги. В конкретном случае со стеклоподъемниками о дополнительном ручейке доходов для собственных предприятий, а также автомагазинов сознательно и, я бы заметил, пакостно позаботились технологи и конструкторы.
Вы видели, как по летней жаре останавливаются "Москвичи", образуя за собой километровые пробки рычащего железа? Владелец виновато выбегает с тряпочкой и канистрой воды. Он поливает бензонасос, клапана которого заело! Надо каких-то пять минут, чтобы остудить металл насоса и снова тронуться с места. Вокруг гудят, свистят, матерятся. Не по адресу! Водитель в данном случае ни в чем не виноват. И хозяин фирмы, которая перевозит грузы на этой несчастной "чебурашке", не виноват. Он мог бы купить "ГАЗель", хорошенько потратиться на обеспечение грузоперевозок. Только от этого ничего бы не изменилось. Бензонасосы, которыми обеспечиваются модели Горьковского автозавода, ничем не лучше. Там даже тряпочка с канистрой не поможет. Авто будет препятствовать проезду до тех пор, пока кто-нибудь не возьмет заглохший транспорт на веревку!
За первый год эксплуатации "Волги" я вынужден был поменять три бензонасоса питерского производства. Продавцы на рынке продолжали хвалить эти насосы наперебой. Потом выкладывать за здорово живешь крупные купюры надоело, мы с продавцами стали полегоньку и все больше поругиваться. И тогда прозвучал немеркнущий для нашей индустрии и торговли аргумент: "Ну что ты на самом деле? Это же рынок: один дурак продает, другой - покупает!"
Запомните: начав однажды ремонтировать автомобиль, вы попадаете в спираль, которая начинается нигде и кончается ничем. Правды нет и удовольствия езды - тоже. Есть только повальное барышничество.

Спираль халтуры

...А дел много, уж это правда. Ездить надо тоже много. Я купил насос шадринского производства. Три дня порадовался динамике хода - бензонасос встал! Перегрелся в пробке, устроенной дорожниками по случаю массовых заплат, посвященных Дню города. Дорожники, чтоб я не мешал им спешно латать полотно, зацепили бедную мою "лошадку" за ковш экскаватора и не бесплатно, конечно, доставили до ближайшей автостоянки. Оттуда я двинулся по магазинам, знакомым до печеночных колик, заранее зная, что машину я сегодня не заведу. Можно было не ходить и не рассматривать знакомые ремонтные комплекты, в которых прокладки под верхнюю крышку шадринского "изобретения" упрямо, из года в год, делают из какой-то резино-полиэтиленовой гадости, при нагреве дающей пузыри, вследствие чего напор подачи бензина теряется.
После моих слов "А рекламацию на этот утиль написать можно?!", малый в магазине, весь наглаженный, причесанный, в чисто белой рубашечке и галстуке, потерял дар речи. Потом робко спросил: "А что, я как-то не так себя повел? Я ж вам не нахамил..." Что такое рекламация, малый не знал. И о том, что покупатель имеет право написать рекламацию на завод-изготовитель, тоже не подозревал. Как, впрочем, и молодой директор цивилизованного, на их взгляд, торгового заведения.
Между заводами и торговыми точками сегодня такая вереница прихлебателей-посредников, что информация о низком качестве того или иного продукта не имеет заинтересованного адреса. Халтурщика не тревожат до тех пор, пока его не настигнет объективное банкротство, пока товар не перестанут брать принципиально ввиду появления другого. Чаще всего - кустарного. У знакомого кустаря я купил комплект, сделанный из бензостойкой резины, и теперь езжу без отказов насоса!
Когда из-за какой-нибудь дурацкой неисправности часами стоишь на городской улице в удушающей выхлопными газами пробке или замерзаешь на зимней трассе за сотни километров от гаража, хочется спросить себя и сограждан: когда мы научимся себя уважать, когда начнем громко, с большим общественным резонансом говорить о безопасности отечественного автомобиля?!
К примеру, что такое карбюратор, с которого под палящим солнцем, под нагретым капотом течет топливо? У волговского карбюратора К-151, к примеру, часто вывинчивается самопроизвольно заглушка-крепление оси поплавочной камеры, и бензин тут же попадает на раскаленный коллектор!
...Примечательный случай: в час пик у меня погасли повторители. В нашей городской толчее без левого и правого указателей - не езда, того и гляди бока помнут. Заезжаю к знакомому электрику, слышу: "Будем менять реле-прерыватель указателей поворота. Но сначала сбегай в соседний магазин, купи новые "презервативы"... Новичок за рулем после такого напутствия побежал бы, наверное, в аптеку. А я в который раз иду платить за резиновые грязезащитные чехлы боковых указателей поворота. Из-за этого убожества система постоянно в сырости, то и дело "коротит" и выводит из строя не дешевое реле, способное служить годами.
Стою возле витрины с автопринадлежностями, большинство из которых еще двадцать лет назад надо было "прописать" на помойке, и злюсь, и хохочу. Передо мной юная обаятельная продавщица, к которой я пришел за... Я, конечно, не могу ей ничего такого, сугубо шоферского, ляпнуть, а что такое грязезащитный чехол повторителей... она не знает! С трудом находим с ней общий язык.
Массу комплектующих российского автомобиля нарочито делают "для первого пользования", чтобы чаще открывался кошелек автовладельца. И вот через год я становлюсь на авторынке завсегдатаем, которого узнают издалека. Продавцы уже доверительно советуют мне не брать те или иные запчасти. "Это некондиция, поищи в другом месте". Помпы с неузнаваемой, далекой от заводской, формы отливкой я сам обхожу стороной. Видно, что это "паленка", производство каких-то темных цехов. Убогая инициатива агрессивного барышничества. Ничем не лучше запчасти в десятках вновь открывающихся магазинов. Иголки и винты количества смеси для карбюратора, свечи и высоковольтные провода можно браковать целыми партиями. Эти автомелочи, которые должны соответствовать микронам и единицам ампер, чаще всего соответствуют мусорным бакам в ремонтных мастерских. Но именно из-за этих мелочей случаются самые крупные поломки и простои, когда из своего бюджета приходится отнимать десять - пятнадцать тысяч рублей и более.
Внимательно относитесь на рынке к тому, что называется "импортным". Так, после проверки на стенде я заменил старые свечи на так называемые импортные. Их резьба сразу показалась излишне свободной. Итог суетливой инициативы был крайне печальным - выбило новую свечу на четвертом цилиндре, разрушив резьбу гнезда на головке блока цилиндров. Насколько досадно менять рубашку головки блока на новой машине - опытным водителям не надо рассказывать!
Поддельная продукция стала виной еще одного происшествия, которое дорого обошлось здоровью. Замена вышедшего из строя реле генератора на очень похожее, но сомнительное привела к тому, что в трицатиградусный мороз, близ родной деревни в Челябинской области, я остался один на полевой безлюдной дороге. Конечно, я увидел по приборам, что зарядка с генератора не идет. На трассе запаса мощности аккумулятора хватило бы и на полсотни километров. А здесь, на тяжелом, переметенном деревенском бездорожье, вслед за реле быстро иссяк аккумулятор. Восемнадцать километров пехом в ночное время, по метели и трескучему морозу, конечно, закончились серьезной простудой.
Через два года эксплуатации я достал свои водительские дневники и посчитал затраты на ремонт и запчасти. Сумма перевалила за половину стоимости новой автомашины! Свечи счастья в стране вездесущего и воинствующего утиля зажигать невероятно трудно - ветер нерегулируемых государством, хаотичных рыночных отношений постоянно задувает пламя душевного тепла и уюта.
Да, вроде бы в России начали бороться с пиратскими видеокассетами, потом - с подпольными табачными фабриками... В широченной сфере автовладения ничего подобного не происходит. Может, потому, что пиратство начинается даже не с многочисленных самодеятельных мастерских, разбросанных по всей территории бывшего Союза, а с главных конвейеров. Со ставшей привычной и как бы узаконенной спекулятивной мысли, стоящей в основе производства. Напихать под капот, что наклепали традиционные, непритязательные смежники, покрасить изящно, продать как можно дороже...
Вы слышали хотя бы об одном судебном процессе, в котором вина за катастрофу на дороге вследствие отвратительного качества узлов и такой же сборки автомобиля легла бы на завод-изготовитель? Вина за подобные ДТП давно повисла в безответственной пустоте между главным конвейером и торговыми представителями головных заводов. ГИБДД и суды как бы автоматически перевели стрелку ответственности на водителей. Стандартной стала формулировка - "не справился с управлением".
Продать "Волгу" и купить иномарку мне советовали неоднократно. Но в России есть две беды: дураки и дороги. Суммы, которые платятся после наших дорог и дураков на дорогах за ремонт иномарок, меня не устраивают. Так же, как потеря уймы времени на бесконечные тяжбы после утраты товарного вида авто. Так же, как многомесячные ожидания поставок нужного железа и нужных узлов издалека. Так же, как неувядающее головотяпство при установке зарубежных узлов в местных мастерских... Мне нужна простая надежная машина, на которой я могу уехать на любое дальнее озеро и заняться рыбалкой. У которой где-нибудь на диком берегу не выйдет из строя компьютер, а если забарахлят свечи или закапризничает карбюратор - разберемся!

Рынок формирует покупатель

Нам так быстрее хочется красиво, по-западному жить, что мы вечно и неоправданно спешим. Мы почему-то согласно киваем головой, когда новый автомобиль нам продают без аккумулятора и запасного колеса якобы со скидкой и тут же советуют потратить деньги в магазине автосервиса. А вот рядом покупатель приехал в представительство "Волги" не один, а со знакомыми. С карбюраторщиком, электриком и механиком. Проверяют все: от холостого хода до напряжения электросхемы и надежности гидравлики. Просят продолжить предпродажную подготовку! У мастера фирмы глаза делаются круглыми... Но в конечном счете покупатель уезжает с уважительным определением - "солидный!"
Другой покупатель не поленился приехать в Нижний Новгород. Но отказывается брать одну, вторую машину, лишь мельком взглянув на спидометр. Судя по всему, машины не прошли заводских испытаний, не видели полигона и заводской доводки - значит, через руки торопливых посредников уходят к будущим владельцам "сырыми". Распространенное явление! Такое же, как массовая затоварка заводских территорий после очередного витка инфляции и повышения цен. Но покупателю не должно быть до этого дела. Безопасность превыше всего! Вот пара водителей сдает обратно в магазин воздушные фильтры, у которых капроновый обод крошится и даже по высоте не вмещается под крышку. Директор магазина с невероятным скандалом возвращает деньги - он, по собственному признанию "угорел" на целую партию.
От любви к теневым поставкам запросто можно угореть. Но до тех, у кого голова расположена в обратную сторону, покупателю тоже не должно быть никакого дела!
На мой взгляд, до авторемонтов, изматывающие бюджет миллионов россиян, девальвирующих рубль и стремление к прогрессивной экономике, давно должно быть дело государству. Вот когда мы вместе поймем, что спекулятивная автоиндустрия крайне затратна, когда перестанем на каждом шагу создания и эксплуатации автомобиля заниматься очковтирательством и прятать следы аляповатой работы за изгородью круговой поруки, тогда наступит день не псевдорыночной, а уважающей рынок экономики. И депутаты в Государственной думе с полным правом займутся лоббированием интересов отечественного производства, а не жаркими спорами о размере пошлин на иномарки.

Владимир САНАТИН

Оставить комментарий:

Имя:
E-mail:
Сообщение: