Публицистика
Разное
Иномарки в России: итоги 2004
14.09.2006
Самые оптимистичные прогнозы сбылись: в 2004 году
российский рынок совершил очередной рывок, поглотив 350 тысяч
новых иномарок против 193 тысяч в 2003 году! А в лидеры вышла
марка Hyundai, которая в полной мере сумела использовать три
козыря: низкие «долларовые» цены, отлаженную систему поставок
и мощное сборочное производство в России.
Россияне вошли во вкус. Вспомните: в 2000 году, всего
четыре года назад, в России было продано всего 45 тысяч новых
автомобилей зарубежных марок. А теперь одна фирма Hyundai
продает больше! И это при том, что спрос по-прежнему превышает
предложение — за многими популярными моделями стоит
очередь.
Сегодня на российском рынке официально представлено более
40 марок, которые предлагают около 250 различных моделей. Для
покупателей это означает огромный выбор. А для производителей
— жесткую конкуренцию: все больше компаний создают в России
дочерние структуры, которые занимаются развитием сбытовой и
сервисной сети на мировом уровне. В ушедшем году национальные
компании по маркетингу и сбыту открыли Nissan, Mazda, Peugeot,
Skoda, Porsche и Jaguar. А вот «серый» импорт умирает — за
весь 2004 год в Россию было ввезено лишь около пяти тысяч
«полулегальных» новых автомобилей, что в три раза меньше, чем
годом ранее. К тому же «серым» продавцам уже почти нечего
возить — сегодня в России можно официально купить и
Rolls-Royce, и Ferrari, и даже диковинный TVR. А в этом году
на «белый» рынок выйдет престижная ниссановская марка Infiniti
— одна из самых популярных среди «серых» продавцов.
Продолжает расти число совместных предприятий. Сегодня
автомобили в России выпускают Ford, Hyundai, Kia, BMW,
Chevrolet и Hummer, в этом году к ним добавятся Renault и
SsangYong. А автомобили Kia в этом году будут собираться сразу
на двух сборочных площадках — в Калининграде и Ижевске. В шаге
от закладки заводов — фирмы Nissan и Toyota, не прочь создать
СП автостроители из Индии…
Позиции корейских и японских автоконцернов в России сильны
как никогда. К традиционно выгодному соотношению цены и
качества в прошлом году добавился еще и рекордно низкий курс
доллара: производителям «еврозоны» ничего не оставалось, как
привязать цены либо к доллару, либо к рублю, который весь год
был относительно стабилен.
Какими темпами будет расти рынок иномарок в этом году,
сказать трудно. Но ясно, что наступление продолжится прежде
всего в «бюджетных» секторах — это автомобили классов B и C:
на рынок выйдут Renault Logan, Kia Spectra, Ford Focus II,
наберут обороты Volkswagen Pointer, «корейцы» с эмблемой
Chevrolet и тольяттинская Шеви Вива…
А пока — наш традиционный годовой отчет о продажах легковых
автомобилей (не включая легкие грузовики, фургоны и
пикапы).
Hyundai (50686). Взлет с пятого на первое место и более чем
трехкратное увеличение продаж! В Таганроге наращивали объем
сборки бестселлера марки седана Accent (20031), там же начала
выпускаться Sonata предыдущего поколения (5931). И популярный
Getz (11128), и среднеразмерные седаны и хэтчбеки Elantra
(7923) можно найти в салонах даже в самых простых
комплектациях, что подогревает спрос. Отлично идут продажи
внедорожников Santa Fe (2055) и Terracan (685), компактвэнов
Matrix (1773). Резвый старт взял новый кроссовер Tucson — за
полгода продано 879 машин. Минивэн Trajet, появившийся на
рынке в октябре, успел найти лишь 58 покупателей. В
арьергарде, как обычно, представительский седан XG (136) и
двухдверка Coupe (87).
Сегодня автомобили Hyundai продают более ста дилеров в 58
городах России. В этом году к ним присоединятся еще десять
дилерских центров. Корейцы обещают представить в России
обновленный Getz, а также новый флагманский седан TG с
двигателем объемом 3,3 л.
Toyota (43649) упустила лидерство еще в середине года, но
первоначальный план продаж в 30 тысяч машин перевыполнен почти
в полтора раза. Toyota удерживает лидерство почти во всех
классах, где представлены автомобили этой марки. Модель Camry
(9797) с огромным отрывом лидирует в классе бизнес-седанов,
RAV4 (6156) вне конкуренции среди кроссоверов, среди тяжелых
внедорожников нет равных моделям Land Cruiser 100 (4964) и
Prado (3667). Среднеразмерный Avensis (6092) лишь немного
уступает лидеру класса D, семейству Nissan Primera. И лишь
Corolla (12973) проигрывает не только всеволожскому Фокусу и
узбекской Нексии, но и «привозному» седану Mitsubishi
Lancer.
В нынешнем году японцы, скорее всего, примут окончательное
решение о строительстве в России сборочного завода — порог
продаж в 50000 машин уже не за горами.
Ford (37831). Продажи увеличились почти в два раза, а Ford
Focus всеволожской сборки (28059) по-прежнему остается самой
продаваемой иномаркой в России. Но из импортных моделей
неплохо продаются лишь Mondeo (3866), компактвэн Focus C-MAX
(2926), который стал лидером в своем классе, и кроссовер
Maverick (1118). Все дальше отстают от конкурентов
устаревающие внедорожники Explorer (482) и Expedition (31),
минивэн Galaxy (70). «Не пошли» Fiesta (450) и пикап Ranger
(118). Ближе к концу года начал расти спрос на микровэны
Fusion — с марта продано 707 машин. Малыш Ford Ka (4) в России
не прижился.
В этом году дилерскую сеть пополнят 16 новых центров, а во
Всеволожске начнут выпускать Ford Focus второго
поколения.
Daewoo (35398). И старушка Nexia (25280), и городской кроха
Matiz (10118) по-прежнему популярны из-за невысоких цен. Но
радужных перспектив у завода в узбекской Асаке пока не видно —
у нас появится разве что обновленный микроавтобус Damas II.
Все новые модели корейской фирмы будут продаваться в России
только под патронажем GM и под маркой Chevrolet.
Mitsubishi (30097). Годовой 30-тысячный план выполнен.
Больше половины продаж пришлось на Lancer (17502). Неплохо
покупают кроссовер Outlander (3246 машин, третье место в
классе) и старенький, но недорогой компактвэн Space Star
(2049). Хорошо стартовали новинки — стильный минивэн Grandis
(453), который заменил Space Wagon (61), и относительно
дорогой городской Colt (657). Свой вклад внесли снятая с
производства Carisma (436 последних машин) и новый Lancer
Evolution VIII (98). Внедорожники Pajero (1830), Pajero Sport
(1763) и Pajero Pinin (1242) держались стабильно, но
по-прежнему далеко позади одноклассников фирмы Toyota. Зато
пикап L200 (760) — вне конкуренции в своем классе.
План продаж на этот год — 50 тысяч автомобилей, а дилерская
сеть к концу 2005 года будет насчитывать 80 центров.
Nissan (28434). Отменно продавалась порядком устаревшая, но
доступная Almera (12852), а Primera (7618) вышла в лидеры
сегмента D. Весомый вклад в общую копилку внесла и старенькая
Maxima QX (1748). На второе место в своем классе вышел
кроссовер X-Trail (3376), неплохо продаются Micra (2120) и
большой внедорожник Patrol (581). А вот Terrano покупают плохо
(138).
Весной этого года россиянам представят далеко не новый
внедорожник Pathfinder, а чуть позже появятся спортивное купе
350Z и кроссовер Murano. Цель — продать 40 тысяч машин и
увеличить число официальных дилеров до 40, открыв в регионах
10 новых центров.
Kia (18042). Более чем полуторакратный рост продаж.
Наибольший вклад внесли автомобили российской сборки — Rio
(7758), Magentis (1636), Sportage (2868) и Carnival (975). В
августе на заводе Иж-Авто должна начаться сборка седанов Kia
Spectra: до конца года будет собрано 8000 машин, а в этом году
было продано лишь 359 машин из «установочной» партии.
Из машин корейской сборки лучше всего продавалась Shuma
(1206), которая летом была снята с производства. Новинки этого
года, семейство гольф-класса Cerato (888) и городской хэтчбек
Picanto (434), держались в тени из-за относительно высоких цен
и неритмичных поставок. Существенно прибавить смог лишь
внедорожник Sorento (1100).
Renault (15496). Это лучший результат среди представителей
«еврозоны», не имеющих производства на территории России. Но
доступный седанчик Symbol (7361) уже проигрывает в своем
классе не только «корейцам» российской сборки, но и
«привозному» хэтчбеку Hyundai Getz. Дорогие хэтчбеки Clio
продаются вяло (385). Зато пользуется успехом семейство Megane
II — из 4364 проданных в России машин более 60% составляют
седаны турецкой сборки. Компактвэн Scenic упустил лидерство в
своем классе — из-за смены поколений (продано 309 «старых»
машин и 434 «новых»). Laguna держалась скромно (899), не
говоря уже о бизнес-хэтчбеке Vel Satis (39) и минивэне Espace
прошлого поколения (6). Зато «каблучок» Kangoo (950 машин в
пассажирском исполнении) по-прежнему недосягаем для
конкурентов.
Событием года станет начало массового производства в Москве
«сверхбюджетного» седана Logan, намеченное на лето. Но и
«привозных» новинок ожидается аж семь: вот-вот появится Symbol
с автоматической трансмиссией, весной к нам приедут Grand
Scenic II и универсал Megane II Estate, летом — городской
малыш Modus. Во второй половине года французы обещают
обновленные версии хэтчбеков Laguna и Vel Satis, а также новое
поколение минивэнов Espace. Планы на этот год не раскрываются,
но известна более отдаленная цель — продать 100 тысяч машин в
2008 году.
Opel (9153) вышел на девятое место, сумев обойти Peugeot.
Стабильно продавались четыре модели: Astra (3294), Corsa
(2279), Vectra (2137) и Zafira (952). Но до лидеров им еще
далеко, а у других моделей не все гладко. Крохотный
однообъемник Meriva (384) не смог угнаться за новичком Ford
Fusion, и уж совсем плохи дела у бизнес-седана Omega (54). Не
делают погоды престижный хэтчбек Signum (45) и родстер
Speedster (1).
В этом году дилеры привезут в Россию «заряженный» хэтчбек
Astra GTC и новый компактвэн Zafira, а также купе-кабриолет
Tigra TwinTop.
Mazda (8565) увеличила продажи более чем в пять раз и в
этом смысле стала самой динамичной маркой года! Mazda 6 (5387)
сумела вплотную приблизиться к тройке лидеров сегмента D, а
темп продаж семейства Mazda 3 достиг уровня 550 машин в месяц
(как у семейства Renault Megane II). Но общий итог «трешки»
пока скромен — всего 2713 машин. На другие модели покупатели
обращали внимание редко: реализовано лишь 263 пикапа серии B,
а также 202 компактвэна Tribute.
Созданное в этом году отделение Mazda Russia займется
организацией ритмичных поставок и открытием региональных
дилерских центров (в начале 2004 года их было всего три,
сейчас — семь). Будут и новинки — роторное купе RX-8 и
компактвэн Mazda 5.
Peugeot (8165*). Французы продали на 522 машины меньше, чем
в 2003 году. Интерес к семейству Peugeot 407 оказался ниже
ожидаемого: вместо запланированных 2200 седанов и универсалов
продано лишь 808. Даже снятый с производства Peugeot 406
разошелся сопоставимым тиражом (534). Peugeot 206 сбавляет
обороты (2444) и уже безнадежно уступает более «свежим»
конкурентам. А Peugeot 607 (192) так и не прижился в сегменте
бизнес-седанов. Минивэну Peugeot 807 (37) по силам тягаться
только с «близнецом» Citroen C8, который продается еще хуже. А
успехи «каблучка» Partner (продано 150* машин в пассажирском
варианте) уже незаметны в тени главных конкурентов — Renault
Kangoo и Citroen Berlingo. Небольшой рост продемонстрировало
лишь семейство Peugeot 307, «округлив» результат 2003 года:
4000 против 3976.
В этом году привлечь покупателей должны рублевые цены и
более оперативное сервисное обслуживание (только что открылся
центральный склад запчастей). К концу года на рынок выйдет
городской автомобильчик Peugeot 1007.
Volkswagen (7588). Небольшой рост продаж (в 2003 году было
продано 6335 машин) вызван только удвоившимся интересом к
внедорожнику Touareg (1908). Продажи остальных моделей падают:
сдают позиции Bora (681), Passat (2444) и стареющий минивэн
Sharan (172), скромно держатся малыш Polo (249) и компактвэн
Touran (170), а появившийся летом «бюджетный» Pointer пока не
стал массовым — продано всего 713 машин. Окончательно сдался
Phaeton (68), а «подарочный» New Beetle приобрели только 20
человек. Высокие цены обусловили низкий спрос на новый Golf
(663), который в этом году пришел на смену машинам старого
семейства (500).
Suzuki (6386). Внедорожник Grand Vitara пользуется спросом
— продано 3123 машины. Семиместный вариант XL7 (499) пока
держится в тени. Отлично продается Liana (2118) — во многом
благодаря наличию «эксклюзивной» для недорогих машин
гольф-класса полноприводной версии. Результаты других моделей
скромнее: это Jimny (381), Wagon R+ (138) и Ignis
(127).
Honda (6009). Продажи увеличились на 70%, и Honda разом
обошла марки BMW, Volvo, Volkswagen и Skoda. Залог успеха —
растущий спрос на Accord (2320), а также стабильные продажи
внедорожников CR-V (2124) и HR-V (1007). Относительно дорогие
хэтчбеки и седаны Civic (470), а также минивэны Stream (81)
покупают плохо. Кроме того, было продано четыре больших седана
Legend и три спортивных купе S2000.
Skoda (5428). Падение продаж. Лидером остается старая
Octavia (3491), а более дорогая модель нового поколения пока
разошлась в количестве 145 машин. Малышка Fabia раскупается
все хуже (1581 автомобиль против 2407 годом ранее), равно как
и флагманский седан Superb (337).
В этом году представительство чешской марки обещает продать
10200 автомобилей, среди которых по 2500 Октавий каждого
поколения. В апреле на рынок выйдет новый универсал Octavia
Combi, а также «заряженные» Fabia RS и «старая» Octavia RS
(машина нового поколения в варианте RS появится
осенью).
Volvo (5048). Продажи стоят на месте, но это можно считать
успехом: значительно более дорогие модели S40/V50 (445) смогли
подхватить эстафету у машин S40/V40 прошлого поколения (862).
Падение спроса на более крупный седан S60 (продан 1581
автомобиль против 1965 годом ранее) компенсировали продажи
самых дорогих моделей — седана бизнес-класса S80 (1218),
универсала V70 (111) и кроссоверов XC70 (321) и XC90 (506).
Кроме того, продано четыре кабриолета C70. Оживить спрос в
нынешнем году могут «бюджетные» версии седанов S40 с
четырехцилиндровыми моторами и мощный XC90 V8.
BMW (4807). Рост 28% — неплохой результат для сегмента
«премиум». Но «семерка» (492) продается хуже, чем Mercedes
S-класса и Audi A8. Упал спрос на машины третьей серии (915
заказов против 1220 в прошлом году). Ситуацию спасают
«пятерки» (из 1755 проданных машин большая часть сделана в
Калининграде) и кроссовер X5 (759). Весомый вклад внесли
новинки — кроссовер X3 (515) и купе шестой серии (256).
Замыкают список родстер Z4 (64) и новейшая «единичка» (51),
которая вышла на рынок только в октябре.
В этом году спрос на BMW подогреют новая «трешка»,
полноприводные версии «пятерки», обновленные седаны седьмой
серии и суперкары BMW M5 и M6.
Citroen (4124). Несмотря на цены, номинированные в евро,
марка демонстрирует уверенный рост: плюс 38%. Лидер прежний —
компактный хэтчбек С3 (1716). Летний рестайлинг слегка оживил
интерес к модели С5, но общая цифра оказалась скромнее, чем в
2003 году, — 756 машин. Неплохо продаются грузопассажирские
«каблучки» Berlingo (544) и устаревающий компактвэн Xsara
Picasso (535). Продано 360 малышей C2, 141 снятый с
производства хэтчбек Xsara и Saxo, а также 34 минивэна
С8.
В этом году «главным калибром» Ситроена должен стать новый
хэтчбек C4, который дебютирует в феврале.
Audi (4100). Рост в 32% — лучший результат в
премиум-сегменте. Благодаря хорошим продажам новых Audi А6
(1597) и А4 (1101), а также флагманского седана А8 (700) марке
удалось превзойти в общем зачете Mercedes-Benz. Причем
«восьмерка» вплотную приблизилась к штутгартскому S-классу,
уверенно обойдя «семерку» BMW. Чуть лучше, чем раньше, шли
продажи хэтчбеков A3 (333), а вот кроссовер Allroad (318)
сдает позиции. В арьергарде продаж — купе ТТ (44), шесть
кабриолетов Audi Cabriolet на базе A4 предыдущего поколения и
один городской хэтчбек А2.
Mercedes-Benz (4014). По объему продаж BMW и Audi впереди,
но рост все равно неплохой — 25%. В лидеры вышли седаны и
универсалы Е-класса (1191). Не отстает и С-класс — продано 966
седанов, а также 108 купе CLK. Стабилен спрос на внедорожники
M-класса (364) и G-класса (182). Новый родстер SLK за полгода
разошелся тиражом в 111 машин, интересуются россияне и
недешевым «купе-седаном» CLS (71). А еще дилеры продали три
сверхдорогих купе Mercedes McLaren SLR.
Седан S-класса пока остается самым популярным в России
«статусным» автомобилем, но продано 866 машин против 956 в
прошлом году. Дорогие купе CL (33) и SL (55) тоже покупали
менее охотно, чем раньше. Новый Mercedes А-класса продавался
лучше, чем предыдущий, но общий итог скромен: 64
машины.
Subaru (3733). Продажи выросли почти в три раза! Отлично
«пошел» новый Outback (1398), который опережает модели
Forester (1157) и Legacy (613). Impreza продолжает
эксплуатировать раллийный имидж: 323 из 565 проданных машин —
в варианте WRX. В этом году дилеры должны продать до пяти
тысяч автомобилей — больше не позволяют квоты Subaru.
Lexus (3559). Более чем двукратный рост всецело обязан
новому кроссоверу RX300 (2589). Остальные модели далеко
позади: это шикарный внедорожник LX470 (467), а также седаны
LS430 (349) и GS300/430 (113). Кроме того, дилеры продали 41
купе-кабриолет SC430.
Chevrolet (2528). Формально марка Chevrolet — лидер рынка с
результатом в... 56514 машин! Но это — если учитывать 53886
отечественных внедорожников производства СП GM-АвтоВАЗ,
проданных под маркой Chevrolet Niva. Однако если Шеви Ниву к
иномаркам не причислять, то Chevrolet — лишь на 23-м
месте.
Из «настоящих» иномарок под брендом Chevrolet у нас
продаются собственно Chevrolet (TrailBlazer (647) и Tahoe
(423) калининградской сборки) и корейские автомобили Daewoo,
которые вышли на рынок только в ноябре. Поэтому итоговый
результат пока скромен — продано 776 машин компактного
семейства Aveo, 635 более крупных седанов и хэтчбеков Lacetti,
а также 47 среднеразмерных седанов Evanda. Кроме того, в
официальную статистику попали 100 из 456 седанов Chevrolet
Viva (Opel Astra предыдущего поколения), собранных на СП
GM-АвтоВАЗ. В этом году в Тольятти будет сделано 7500 седанов
Viva. А отменный спрос на корейские модели Aveo и Lacetti
обещает марке большую прибавку.
Land Rover (2436). Рост — 53%. Охотнее, чем в прошлом году,
покупали флагманский Range Rover (809), обновленный Freelander
(677) и старый Discovery (662), который на закате карьеры
продавался со скидками. Замыкает список классический Defender
(191). Отлично стартовал новый Discovery — меньше чем за месяц
куплено 97 машин. В следующем году новый Disco наверняка
выбьется в лидеры. Не останется незамеченным и новый Range
Rover Sport.
Rover/MG (667+37). Удвоение продаж — только за счет
семейства Rover 75 (532). Городской хэтчбек Streetwise (135)
пока не популярен, «заряженные» седаны MG ZT (19) и родстеры
MG TF (18) остаются штучным товаром.
Jeep (594). Ни Grand Cherokee (352), ни Cherokee (228) не
могут на равных бороться с японскими и европейскими
конкурентами. Культовый Wrangler нашел лишь 14
покупателей.
Chrysler (572). Эстафету седана 300М (65) перехватил новый
заднеприводный Chrysler 300C (108 седанов и 2 универсала 300С
Touring). Минивэны Voyager и Grand Voyager (120),
среднеразмерный седан Sebring (68) покупают вяло.
Ретро-универсал PT Cruiser (161) и стильное купе Crossfire
(48) завершают картину.
SsangYong (350). Продажи выросли значительно, а лидером
остается внедорожник Rexton (330*), сборку которого начнет в
этом году Северсталь-Авто.
Saab (345). Продажи падают — новых моделей все нет, а
старые, 9-3 (208) и 9-5 (137), уже не в состоянии тягаться с
более доступными и «свежими» конкурентами.
Porsche (267). Несмотря на открытие российского офиса, люди
из Porsche по-прежнему продолжают «секретничать» — нам удалось
выяснить только общую цифру продаж. Но ясно, что лидирует
кроссовер Cayenne (200*). Среди спортивных моделей впереди
Porsche 911 (40*), а за ним — Boxster.
Cadillac (211). Неплохой результат для второго
«официального» года. Львиная доля пришлась на новый кроссовер
SRX (141), а остальное досталось седану CTS (70). В этом году
к ним прибавится большой седан STS.
Mini (194). Дилеры продали в полтора раза больше машин, чем
в 2003 году.
Alfa Romeo (163). И седан Alfa Romeo 156 (114), и хэтчбек
Alfa Romeo 147 (44), и престижная модель Alfa Romeo 166 (3), и
купе GTV (2) могли бы найти гораздо больше поклонников — при
должном рыночном сопровождении.
Jaguar (140*). Точный объем продаж неизвестен, но по нашей
оценке, было продано около 140 автомобилей — чуть меньше, чем
в 2003 году. Большая часть приходится на относительно
доступные седаны X-Type и S-Type. В нынешнем году дилеры
рассчитывают продать около 400 автомобилей, в числе которых
будет и купе XK нового поколения.
Bentley (90). Отличный результат для столь престижной
марки! Лидирует полноприводное купе Continental GT (75),
остальное — за роскошными седанами Arnage. Причем в этом году
дебютирует новый Arnage, который добавит марке
поклонников.
Fiat (87). Продажи исчезающе малы — это Punto (57), Stilo
(22), Ulysse (3) и новый городской хэтчбек Panda (5).
Seat (87). Испанское подразделение концерна VW, похоже, не
заинтересовано в российском рынке: продано 35 хэтчбеков Ibiza,
13 седанов Cordoba, 18 хэтчбеков Leon, 15 седанов Toledo и 6
минивэнов Alhambra.
Hummer (83). Все проданные через официальных дилеров
вездеходы — калининградской сборки.
Ferrari/Maserati (35*). Результаты продаж — «коммерческая
тайна». По нашим данным, куплено около 15 автомобилей Ferrari
различных моделей и 20 роскошных седанов Maserati
Quattroporte.
Maybach (15). Дилеры продали на три машины больше, чем в
прошлом году, но вряд ли это можно назвать успехом — по
сравнению с планом продавать от 20 до 30 машин.
Rolls-Royce (24*). По нашим сведениям, продано 24
автомобиля, в том числе один юбилейный Phantom
Centenary.
Lancia (6) традиционно замыкает список. Все проданные
машины — седаны Thesis.
* Ориентировочные данные.
Анатолий КАЛИЦЕВ
По материалам сайта www.autoreview.ru
Оставить комментарий: