Публицистика
Разное
Знаменитый магазин запчастей...
14.09.2006
К-Деньги № 37, Андрей Сальников
ЗАПЛАТИЛ - СВОБОДЕН
О магазине автозапчастей, принадлежавшем фирме "Пегал",
корреспонденту "Денег" рассказали пострадавшие покупатели. Они
долго обивали пороги милиции и прокуратуры в надежде вернуть свои
деньги и "прикрыть эту лавочку". Но ничего им не вернули и
"лавочку" не прикрыли.
Зловредная торговая точка обслуживала всех своих клиентов
примерно одинаково. О магазине они узнавали либо совершенно
случайно, проходя мимо, либо из рекламных объявлений. Например,
один из потерпевших (Алексей) почерпнул информацию в газете "Из
рук в руки": магазин-склад "Автозапчасти для всех иномарок мира"
по адресу Октябрьская улица, 7 весьма дешево продает более 3000
наименований деталей для различных иномарок. Позвонив по
указанному в объявлении номеру, Алексей выяснил, что интересующая
его запчасть имеется в наличии и стоит совсем недорого.
Обрадованный клиент отправился на Октябрьскую улицу.
"Меня удивил странный вид продавцов,- вспоминает Алексей.-
Точнее, синяки под глазами - у кого свежие, а у кого уже
пожелтевшие. Охранники выглядели не лучше - но я, к сожалению,
большого значения тогда этому не придал".
Беседуя с продавцом, Алексей узнал о своем автомобиле кое-что
интересное. Оказалось, что иномарка у него не простая, а
собранная особым образом: на это якобы указывают первые четыре
знака VIN в техпаспорте. Соответственно, и цена запчасти будет
намного выше той, что была обещана. Но это было не главное.
Главное - деталь на складе была!
Алексея отправили в кассу, там была выписана накладная с
артикулом запчасти, после чего он поставил на документе свой
автограф; при этом кассир рукой плотно прижимал накладную к
столу. "Это был второй звоночек,- сокрушается Алексей.- Но и его
я тоже пропустил".
Заплатив $220, клиент отправился на склад магазина. "Такой детали
у нас нет",- развел руками кладовщик. Клиент, конечно, начал
громко возмущаться, но кладовщику, видимо, к этому было не
привыкать. Он перевернул накладную, и Алексей понял, что подписал
настоящий договор: его текст был мелким шрифтом напечатан на
обороте. Текст гласил, что срок доставки детали 21 день и что
магазин не несет ответственности в случае проблем с таможней.
Клиенту позвонят, как только деталь доставят. Денег, конечно, не
вернули: договором это не предусмотрено.
"ЗНАЮ ВОВКУ ЖЕЛЕЗКУ"
Спустя три недели Алексей, ничего не
дождавшись, сам поехал на Октябрьскую улицу. У входа в магазин
уже топталось человек десять. Приехали они сюда, как выяснилось,
уже не в первый раз: то кладовщик отлучился, а ключ у него, то
грузовик с уже прошедшими таможню запчастями затерялся где-то в
подмосковных лесах, то еще что-то приключилось.
Пообщавшись с "ветеранами", Алексей выяснил, на что могут
рассчитывать особо настойчивые клиенты - те, кто ездит в магазин
как на работу. Они получали-таки деталь, одноименную той, за
которую заплатили, но только более низкого качества и раза в два
меньшей стоимости - такие есть в большинстве других магазинов.
Возмущенному клиенту объясняли, что артикул в накладной
соответствует выданной запчасти. Разницу в деньгах, естественно,
не возвращали: мол, документик-то вы ведь сами подписали, а в нем
этот момент не прописан.
Но были и другие покупатели. Так, на глазах у пораженных
"ветеранов" коротко стриженый мужчина спортивного телосложения
вызвал менеджера и произнес волшебные слова: "Знаю Вовку Железку"
(или что-то вроде того). Деньги тут же выдали: видимо, менеджер
Вовку тоже знал. Без лишних проволочек рассчитались и с
человеком, представившимся "опером с Петровки". Правда, таким
покупателям тоже не всегда везло. Бывалые клиенты рассказывали о
сотруднике Генпрокуратуры, который уже больше года безуспешно
пытается выцарапать свои деньги.
"СНАЧАЛА НУЖНО ЧИТАТЬ, А ПОТОМ РАСПИСЫВАТЬСЯ"
Алексей пошел в
милицию. В местном ОВД "Марьина роща" ему рассказали, что он не
первый, кто жалуется на этот магазин. И даже не десятый, а как
минимум двухсотый. Однако уголовное дело не возбуждали, терпеливо
объясняя, что у ООО "Пегал" все учредительные документы в
порядке, в магазине есть контрольно-кассовый аппарат и "цели
хищения денег фирма не преследует". Милиционеры советовали
обратиться в суд с иском о защите прав потребителей. И на
прощание, по-отечески,- внимательно изучать со всех сторон все,
что подписываешь, будь то товарная накладная или любая другая
пустяковая на первый взгляд бумажка.
Алексей рассудил, что $200 на дороге, конечно, не валяются, но
это и не та сумма, из-за которой стоит связываться с судами.
"Надежда получить деньги обратно появилась, когда мне позвонили
коллеги по несчастью,- говорит Алексей.- Оказывается, потерпевших
набралось так много, что они объединились в инициативную группу и
стали писать жалобы во все инстанции". Кстати, среди заявителей
были жители не только московского региона.
Группа подсчитала примерную прибыльность такого бизнеса - как
сказано в ее заявлении в Торговую инспекцию Москвы, "при
минимальной посещаемости магазина "Автозапчасти" в восемь
покупателей в день ООО "Пегал" получает в свое распоряжение около
90 тыс. руб., т. е. в месяц - 2,5 млн руб., что эквивалентно $83
тыс. Через четыре-шесть месяцев малая часть денег возвращается
особо настойчивым гражданам, обратившимся в суд; оставшиеся
деньги не возвращаются вообще".
В конце концов летом этого года в ОБЭП Северо-Восточного округа
Москвы было возбуждено уголовное дело о причинении имущественного
ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (статья 165 УК
РФ). Как сообщили корреспонденту "Денег" в милиции, "дело
возбуждено в отношении троих сотрудников фирмы "Пегал", в том
числе против гендиректора и главбуха". Комментировать ход
расследования в ОБЭП не стали - сказали только, что обвинение до
сих пор никому не предъявлено.
Однако кое-какие последствия возбуждения уголовного дела все-таки
имели место: "Автозапчасти для всех иномарок мира" переехали на
соседнюю улицу Советской армии, в дом 7, а его юридическим
владельцем стал не "Пегал", а ООО "Пегас". Телефоны, правда,
остались прежними - тем не менее познакомиться с руководством
предприятия корреспонденту "Денег" не удалось. Выяснив, кто и по
какому поводу звонит, учтивый голос в трубке сообщил, что
"директор магазина Валерий Клиновский будет к концу рабочего дня
и ответит на все интересующие вас вопросы". В конце рабочего дня
телефоны были безнадежно заняты. Потом выяснилось, что это номера
мобильников и что абонент находится вне зоны действия сети. А
через пару дней газеты прекратили публиковать рекламные
объявления магазина.
Тогда корреспондент "Денег" отправился на улицу Советской армии.
При входе в магазин стоял рекламный щит, обещавший
"гарантированно самые низкие цены в России!!!". На металлической
двери имелись надпись "ООО "Пегас"" и расписание работы. За
дверью трое охранников играли в нарды. Секьюрити сильно
напоминали знаменитую троицу из фильмов Леонида Гайдая - Труса,
Балбеса и Бывалого. "Трус" был одет в милицейские брюки, а на
стене на вешалках висели форменные милицейские рубашки с
погонами.
В конце коридора перед другой металлической дверью с глазком
стояла очередь человек из десяти. Они рассказали, что внутрь
запускают по одному. Тех, кого впустили, ведут на склад во дворе.
Что происходит дальше, они не в курсе.
У гендиректора и у менеджера выяснить ничего не удалось: на месте
их опять не оказалось, а связаться с ними по телефону сотрудники
магазина отказались.
НЕПОДСУДНЫ
Скорее всего, обвинения по возбужденному ОБЭП
уголовному делу так никогда и не предъявят. Почему, мне объяснил
один знакомый оперативник из столичного УБЭП.
- Ну, во-первых, загруженность следователей. На каждом может
висеть по нескольку десятков дел, разобраться бы с самыми
главными. А тут юридически подкованные ребята, их засудить не
так-то просто. Для начала нужно доказать, что конкретное ООО
получало от заявителя деньги. А получает их кассир, который может
официально и не работать в фирме. Вот тебе и вывод: ООО денег не
получало и, значит, не виновато. Так обычно на наших рынках
аренду собирают. Сидит девочка в офисе на территории рынка, с
коммерсов в открытую берет деньги по официальной таксе и сверх
того. Мы ее задерживаем, а она к рынку вообще никакого отношения
не имеет.
Конечно, о таком лохотроне "на земле" (местное отделение
милиции.- "Деньги") и в местной прокуратуре не могут не знать.
Ведь именно сотрудники прокуратуры надзирают как за оперативно-
разыскной деятельностью, так и за следствием. Да и прежние
постановления об отказе в возбуждении уголовного дела выносили
либо сами прокурорские, либо следователи с ведома прокурора.
Убэповец объяснил также, почему при такой работе сотрудники
магазина и руководство до сих пор не только живы и на свободе, но
по-прежнему продолжают работать.
- Да все просто: местные бандиты от них хорошую доляшку имеют. Да
и не только бандиты:
Оставить комментарий: