Обзоры/Тест-драйвы
Приемы вождения
Тонкости буксировки...
08.09.2006
В жизни каждого водителя рано или поздно наступает момент, когда
ему приходится сидеть за рулем неисправной машины, движущейся на
буксире. Либо наоборот - буксировать чей-то автомобиль, отказавшийся
служить своему хозяину. И тогда выясняется, что управление ведомой
или ведущей машиной неизмеримо сложнее, чем одиночной. А в автошколе
почему-то этому не учили.
Понимая, что теория в данном случае никак не может заменить практику,
мы тем не менее решили на эту тему поговорить, чтобы хоть частично
подготовить начинающих водителей к таким ситуациям
Начнем с правил
В Правилах дорожного движения, которые, надо полагать, как
раз начинающие водители еще хорошо помнят, перечислены условия,
обязательные к выполнению при буксировке неисправных транспортных
средств. Не повторяя полностью и дословно все пункты, напомним все
же о главных.
Как известно, длина гибкой сцепки должна находиться
в пределах от 4 до 6 метров. И это вовсе не причуда составителей
Правил. Дело в том, что если сцепка короче, неопытный водитель при
резком торможении буксировщика может просто не успеть среагировать.
Если же длина сцепки больше, - неизбежно возникнут трудности при
прохождении крутых поворотов.
Правила требуют, чтобы на буксирующем автомобиле независимо
от времени суток был включен ближний свет, а на буксируемом
- аварийная сигнализация. Если же последняя не работает (скажем
- сел аккумулятор), нужно сзади автомобиля закрепить на видном месте
знак аварийной остановки, это в общих интересах.
Естественно, у буксируемой на гибкой сцепке машины должны
быть исправны тормоза, а скорость движения не должна превышать 50
км/час. И последнее напоминание - в гололед буксировка запрещена.
Мы с тобой одной веревкой связаны...
Вспомнив все это, мы можем смело приступать к самому процессу,
который, понятно, начинается с того, что надо соединить между собой
два автомобиля.
Если у вас есть нормальный буксирный трос, снабженный карабинами,
а на автомобилях имеются исправные буксирные проушины - проблем
не возникает.
Нужно только зацепить карабин на левой проушине буксировщика,
и на правой буксируемого автомобиля - и можно начинать движение.
Можно, конечно, цеплять и по-иному, это никак не регламентируется,
но при том варианте, который мы рекомендуем, водителю заднего автомобиля
будет гораздо удобнее просматривать встречную полосу движения, и
при этом трос будет располагаться почти параллельно оси автомобиля.
Если на буксировщике нет проушины сзади, но есть фаркоп для
прицепа - это даже лучше, сцепка будет "центрее". На тех автомобилях,
где ни проушины, ни фаркопа нет, но задняя подвеска рессорная, можно
"зацепиться" за серьгу рессоры, в конце концов. Ну а уж если ни
проушин, ни фаркопа нет и задняя подвеска пружинная, - значит, это
не буксировщик.
А как быть, если нет специального буксирного троса?
Придется использовать то, что окажется под рукой - ремни
безопасности, толстые веревки, стропы для крепления багажа и т.п.
Главное, чтобы эти "т.п." были прочными и нужной длины. Но при этом,
естественно, возникают сопутствующие проблемы, как всегда в случаях
использования чего-то не по прямому назначению. В нашем варианте
- как все это связать и закрепить? Можно, конечно, вспомнить, как
завязываются шнурки на ботинках. Только тогда вспомните и о том,
как легко они развязываются сами собой. Может случиться, что в пути,
обернувшись, буксировщик уже не увидит сзади страдальца, который
отцепился не по своей воле.
Гораздо лучше использовать специальные узлы. Они легко вяжутся,
надежно держат и очень просто развязываются, - достаточно потянуть
за свободный кончик. Остается только потренироваться - и в нужный
момент этот навык вспомнится и выручит.
Конечно, лучше всего было бы цеплять буксируемый автомобиль
к буксировщику методом "галстука", когда два троса крепятся на одной
проушине буксировщика, а с другой стороны - на двух скобах буксируемого
автомобиля. Только вот на практике так, к сожалению, не получается,
нет таких длинных тросов.
Закончить этот маленький раздел мы хотим двумя советами.
Первый - будьте осторожны при покупке тайваньских тросов. Часто
они короче, чем требуют Правила. Второй совет - старайтесь приобретать
такой трос, который хорошо растягивается и амортизирует.
Перед тем, как...
Что изменится для ведущего автомобиля, когда у него "на крюке"
появится сателлит? Конечно же, ему станет труднее. Возрастет нагрузка
на двигатель и трансмиссию, увеличится расход топлива. Соответственно,
двигатель станет быстрее нагреваться. Если автомобиль в полном порядке
и эта нагрузка для него не чрезмерна, то, в общем, и страшного тут
ничего нет. Однако перед буксировкой нелишне будет проверить уровень
охлаждающей жидкости, натяжение ремня вентилятора. Если дело происходит
зимой - надо снять утеплительный чехол с радиатора, открыть жалюзи
(если они есть) - словом, подготовиться к более трудным, более напряженным
для двигателя условиям движения.
На буксируемом автомобиле тоже надо кое-что проделать. К
примеру, отсоединить от катушки зажигания провод низкого напряжения.
Дело в том, что водителю буксируемой машины может понадобиться и
частое включение стеклоочистителя с омывателем, и подача звукового
сигнала, и торможение... На все это требуется энергия батареи. А
ее надо беречь. Не говоря уж о том, что постоянно находящаяся под
напряжением катушка зажигания может просто перегреться и выйти из
строя.
Перед тем, как разойтись по кабинам, договоритесь с коллегой
о маршруте, скорости движения, условных сигналах и прочем, что необходимо
отрегулировать, пока движение не началось. И только после этого
можно сказать
Поехали!
Один из самых сложных моментов в процессе буксировки - трогание.
Пассивная позиция водителя буксируемого автомобиля не требует каких-то
особых умений: достаточно убедиться, что передачи выключены и стояночный
тормоз не затянут - а потом только ожидать первого рывка. Водителю
тягача труднее. Начав медленно двигаться на первой передаче, он
должен следить за тем, как выбирается слабина троса и в тот момент,
когда трос натянется, чуть выжать сцепление, чтобы погасить рывок.
Но тут же, не давая тросу провиснуть, нужно плавно отпустить сцепление
и добавить газ. Понятно, что эта эквилибристика не удастся сразу
и вашему коллеге сзади предстоит пережить один хороший рывок. Но
все когда-то учатся! И чувство благодарности того, кого вы выручаете,
непременно пересилит неудовольствие от некомфортного обращения.
Так что - не расстраивайтесь.
Второй сложный момент - переключение передач (на тягаче,
конечно же). Старайтесь делать это как можно быстрее, чтобы не было
большой разницы в скорости до и после переключения. Если не следовать
этому простому правилу, любой трос можно оборвать в два счета. Иногда
- вместе с некоторыми деталями автомобиля. И еще один совет. Поскольку
теперь вы стали как бы намного тяжелее, разгон на каждой передаче
нужно делать побольше, чтобы компенсировать потерю инерции в момент
переключения.
Чуть выше мы уже немного коснулись вопроса взаимодействия
водителей. Теперь поговорим об этом немного конкретнее.
Если вы - водитель тягача, то ни на минуту не забывайте о
том, что у вас на прицепе автомобиль, водитель которого видит дорогу
гораздо хуже вас и имеет меньше возможностей для маневра. Поэтому
старайтесь двигаться равномерно, по возможности избегая остановок
и торможений. А уж если видите, что придется снижать скорость, -
помигайте стоп-сигналами, чтобы водитель буксируемой машины начал
тормозить первым. В этом случае вам, возможно, вообще не придется
прибегать к помощи тормозов, да и трос останется все время натянутым.
При перестроениях и поворотах также соблюдайте максимум осторожности,
не забывайте, что вы теперь напоминаете лимузин (по суммарной длине,
естественно) и вам нужен совсем другой, гораздо больший радиус поворота.
И, наконец, если дело происходит на загородной дороге, почаще
останавливайтесь, чтобы проверить сцепку, протереть фары и фонари
да и просто передохнуть.
Особые случаи
Иногда к буксировке прибегают не только из-за поломки. Кого-то
надо выдернуть из грязевой ловушки, чей-то автомобиль просто
не заводится от стартера - и его нужно только чуть-чуть "продернуть",
чтобы он завелся. И об этих ситуациях тоже нужно сказать хотя бы
несколько слов.
В первом случае целесообразно использовать более длинный
трос, чтобы самому тягачу не подъезжать близко к коварному месту
и не засесть рядышком. Естественно, оказавшийся в капкане автомобиль
обязан своими усилиями содействовать вызволению.
Если же вы собираетесь запустить мотор "с буксира",
то на заглохшей машине рекомендуется включить вторую передачу, трогаться
при выключенном сцеплении и только после набора скорости плавно
отпускать педаль, чтобы не допустить резкого рывка. Первой передачей
пользоваться не следует, поскольку это создает излишние трудности
буксировщику.
Оперировать педалью газа заглохшего автомобиля надо в зависимости
от обстоятельств. Если перед этим вы долго терзали стартер и есть
предположение, что цилиндры переполнены смесью, а свечи "залиты",
педаль нужно полностью "утопить" и держать в этом положении до появления
вспышек. Если же все дело в скисшем аккумуляторе, из-за которого
прокрутка двигателя не состоялась вообще, нужно действовать обычным
порядком: закрыть воздушную заслонку и педаль не трогать. Как только
двигатель запустится, выключите передачу, посигнальте водителю тягача,
остановитесь, отцепите трос. И не забудьте отблагодарить "спасителя"
так, как сочтете возможным. Вам это когда-то воздается сторицей.
Андрей Кузнецов, "А+С"
Оставить комментарий: