Российский Клуб Любителей Автомобилей Марки Тойота

Экспорт новостей:

Ремонт и FAQ

Главная | Ремонт и faq | Гсм и рабочие жидкости | Масляная гипотония

ГСМ и рабочие жидкости

Масляная гипотония

08.09.2006

    По материалам сайта "Иркутский экспресс"

Название недуга, ставшее заголовком статьи, вы не найдете ни в медицинской энциклопедии, ни в технической литературе. Оно было порождено извращенным воображением сотрудников редакции. Попробуем пояснить, что это за болезнь, чем она вызывается, какими приемами диагностируется и какими "пилюльками" излечивается.

Мы не думаем, что журнал "Здоровье" популярен у всех читателей, поэтому считаем нужным напомнить, что гипотония - это заболевание человеческого организма, проявляющееся в хронической недостаточности кровяного давления. Если вы гипотоник, вам "гарантированы" головокружение, потеря работоспособности, нездоровая бледность и прочие "приятные" мелочи. Мотористы рассказывают, что похожее заболевание встречается и у автомобильных двигателей, в стальном чреве которых вместо крови пульсирует моторное масло. Движок - хронический "гипотоник", страдающий недостатком давления в системе маслообращения, чувствует себя не лучше больного человека. Он утрачивает былую мощь, часто перегревается. Его трясет и лихорадит, при этом изнутри иногда доносятся посторонние стуки. Если болезнь не лечить, "хроник" долго не протянет. "Окочурится" или, как говорят автомеханики, "стуканет", причем, так, что в бюджете владельца образуется дыра размером с пятигорский Провал. Болезнь может быть побеждена, если иметь о ней правильное представление и своевременно диагностировать.

Основные функции
моторного масла

Уменьшение трения и износа деталей двигателя. Уплотнение надпоршневого пространства в месте контакта поршневых колец со стенками цилиндра.

Создание давления в смазываемых узлах и устройствах, имеющих гидропривод (натяжители цепи, гидрокомпенсаторы). Отвод тепла от поршней, подшипников скольжения и других деталей.

Защита двигателя от коррозии.

Предотвращение нагарообразования и лакообразных отложений.

Нейтрализация кислот, образующихся при окислении масла и сгорании топлива.

Предотвращение образования осадков в картере, маслопроводах и т.д.

Про масло и чуть-чуть про кашу

Чтобы в голове не получилась каша, есть предложение начать с самого начала. Если вы согласны, на этом разговор про кашу будем считать оконченным. Далее речь будет идти только про масло. Попробуйте кому-либо из своих знакомых задать вопрос, для чего в двигателе применяется масло. В ответ наверняка услышите: естественно, для смазки! Это, конечно, верно, но это, что называется, "ответ на троечку". Чтобы на следующем экзамене получить более достойную оценку, пусть ознакомятся с приведенной в статье технической справочкой, из которой следует, что моторному маслу отводится гораздо больше ролей, причем далеко не эпизодического характера. Для того чтобы масло успешно выполняло столь многочисленные функции, оно должно быстро и бесперебойно доставляться во все "критические" точки двигателя. Эту задачу выполняет система смазки, которая является неотъемлемой частью любого двигателя, бензинового или дизельного. В современных двигателях она построена по единому принципу. К наиболее нагруженным деталям масло подается под давлением по каналам, предусмотренным конструкцией блока цилиндров и головки. Остальные узлы двигателя смазываются разбрызгиванием или самотеком. Более подробно схема маслообращения рассмотрена в технической вставке. Нет нужды доказывать, что нормальное давление в системе смазки очень важно для обеспечения работоспособности двигателя. Недостаточное давление приводит к масляному голоданию узлов трения, работающих в самых тяжелых условиях - коренных и шатунных подшипников коленчатого вала.

Где порылась собака

К этому моменту повествования в голове вдумчивого читателя наверняка родилась мысль: "Если уж у двигателя развилась гипотония, то корень зла надо искать в системе смазки". Просмотрев приведенный в статье справочник по диагностике гипотонии, вы убедитесь в том, что, до определенной степени, это верно. В ряде случаев в пониженном давлении бывают виновны отдельные элементы масляной системы: маслоприемник, масляный насос, редукционный клапан. Возможна и такая банальная причина, как пониженный уровень масла в картере. Нас в меньшей степени будут интересовать такие мелочи, хотя они иногда доставляют массу хлопот и автовладельцам, и автомеханикам. Во-первых, эти детали двигателя достаточно надежны, а во-вторых, курс лечения от таких хворей не очень дорог. Предмет нашего интереса - хроническая форма болезни, тяжело поддающаяся излечению и имеющая тяжкие последствия. Суть вопроса заключается в том, что очень часто причиной масляной гипотонии является износ подшипников двигателя, прежде всего кривошипно-шатунного механизма. На первый взгляд это звучит очень неожиданно, но факт есть факт. Механизм этого явления таков. Напор в системе смазки создает масляный насос. Давление, которое при этом развивается, определяется гидравлическим сопротивлением масляной магистрали. Звучит мудрено, а если сказать по-простому, то это значит, что чем легче масло будет истекать из системы смазки, тем меньше будет создаваемое в ней давление и наоборот. В исправном двигателе зазоры в подшипниках коленчатого вала составляют 0,03-0,08 мм. Они, с одной стороны, обеспечивают нормальный режим смазки, при котором между шейкой вала и вкладышем проникает достаточное количество масла для создания так называемого масляного клина (благодаря ему трущиеся детали выдерживают большие механические нагрузки с малым для себя ущербом). С другой стороны, небольшие зазоры не позволяют маслу, имеющему высокую вязкость, вытекать из внутренней полости подшипника. При износе подшипников зазоры увеличиваются, иногда в несколько раз. Масло начинает активно просачиваться из системы, что приводит к уменьшению давления. Особенно остро этот эффект проявляется на "горячем" двигателе, когда вязкость масла минимальна. В таких случаях говорят, что "подшипники не держат масло". Износ подшипников коленчатого вала - беда, которая одна не ходит, а влечет за собой другие неприятности. Уменьшение давления в нижней части системы смазки приводит к масляному голоданию трущихся деталей в головке блока. Так вскоре придется ремонтировать и ее. Вовремя обнаружить этот процесс и принять меры - значит сэкономить на лечении.

Диагностика гипотонии

Справочник по диагностике гипотонии
Неисправность Причина Способ устранения
Пониженное давление масла в нижнем диапазоне оборотов двигателя Из-за загрязнения заклинило клапан-регулятор давления в открытом состоянии Снять и проверить клапан
Пониженное давление масла во всем диапазоне оборотов двигателя Слишком мало масла в двигателе. Загрязнена сетка маслозаборника, сломана маслозаборная трубка Долить масло в двигатель
Снять масляный картер, прочистить сетку, если необходимо, заменить трубку
  Изношен масляный насос Снять, проверить, если требуется, заменить
  Износ подшипников двигателя Отремонтировать двигатель

Выявить гипотонию можно путем измерения давления масла. Зачем измерять давление масла, если в конструкции двигателя предусмотрен датчик давления? Дело в том, что датчик срабатывает тогда, когда давление снизилось до аварийного уровня, когда уже "поздно пить минералку". Иногда датчики барахлят и их проверять тоже необходимо. Даже в тех случаях, когда на приборной панели установлен стрелочный прибор, следует иметь в виду, что он так называемого индикаторного типа и его показаниям можно верить с большой оговоркой. Фирмы, производящие оборудование для диагностики автомобилей, выпускают специальные приборы для измерения давления масла. Их отличает масло-бензостойкое исполнение и удобный диапазон измерений. Замер давления производится обычно через резьбовое отверстие, в которое вворачивается датчик давления. Конструкции датчиков различны так же, как и параметры резьбы. Чтобы сделать измерители давления универсальными, их снабжают набором переходников или быстросъемных адаптеров разных типоразмеров. Стоят эти приборы недешево, но не следует забывать о том, что это профессиональное оборудование. Помимо того, что они надежны и удобны в работе, они призваны приносить их владельцам прибыль.

Сначала - делаем, потом - думаем

В технических характеристиках двигателей приводятся данные давления масла. Также указываются обороты, при которых следует выполнять измерения. Если это не оговаривается особо, мерить следует в режиме оборотов холостого хода. На результаты измерений оказывает влияние температура масла, определяющая его текучесть. Замер рекомендуется проводить при рабочей температуре двигателя (температура масла около 80°С). Для интерпретации результатов измерений можно воспользоваться справочной таблицей, приведенной в статье. Если дополнительные проверки показали, что при исправных деталях системы смазки давление масла в двигателе близко к нижнему пределу или меньше него, значит, двигатель пора отправлять в капитальный ремонт. Надеемся, что сия чаша вас минует. Доброго вам давления!

Система смазки

Насос забирает масло через заборный патрубок из картера двигателя и подает его через масляный фильтр в главную магистраль. Из главной магистрали по каналам в блоке масло поступает к коренным подшипникам коленчатого вала. Смазка шатунных подшипников чаще всего организуется через коренные шейки по каналам, соединяющим их с шатунными. На нижней головке шатуна, как правило, имеется отверстия для разбрызгивания масла на поверхность цилиндра. От главной магистрали ответвляется вертикальный смазочный канал, откуда масло подается к опорным подшипником распределительного вала, осей коромысел, гидравлическим компенсаторам клапанов. В системе смазки предусмотрены регулирующие клапаны. На нагнетательной части масляного насоса находится клапан избыточного давления (редукционный клапан). Он срабатывает, когда давление в системе смазки превысит некий критический уровень (обычно 4-5 бар) и сбрасывает часть масла с выхода насоса на вход. Когда непосредственно в систему встраивают перепускной клапан (чаще он бывает расположен в корпусе сменного фильтра). Клапан открывается при засорении фильтра, исправляя в систему неотфильтрованное масло. Для оповещения об опасно низком давлении в контуре смазки существует датчик аварийного давления масла. Чаще он располагается на блоке цилиндров рядом с масляным фильтром, иногда - на корпусе головки блока.

Оставить комментарий:

Имя:
E-mail:
Сообщение: