Российский Клуб Любителей Автомобилей Марки Тойота

Экспорт новостей:

Ремонт и FAQ

Главная | Ремонт и faq | Колеса и шины | Черная метка

Колеса и шины

Черная метка

08.09.2006

    По материалам сайта "Иркутский экспресс"

За окном раздался выстрел, затем - полицейский свисток. "Кажется, возле нашего дома криминальная разборка, Холмс", - встревожился доктор Ватсон и достал из стала револьвер, собираясь зарядить его. "Не разборка, а банальное ДТП, - поправил его великий Сыщик. - Это был не выстрел, а звук лопнувшей шины. Но все равно любопытно, пойдемте поглядим".

На улице они встретили констебля, который задумчиво вертел в руках кусок черной резины, испещренный какими-то загадочными надписями. - Черная метка! - ахнул Ватсон. - Нам угрожают. Опять банда Флинта? - Уберите свой револьвер, дорогой друг, - снисходительно улыбнулся Холмс. - Это всего лишь кусок бескамерной покрышки. Я даже могу вам сказать, от какого она автомобиля, где и когда произведена, кто поставщик и даже, насколько состоятелен владелец машины. - Но как, всемогущий Боже, как вы догадались! - воскликнул Ватсон. - Как другу могу дать хороший совет, - сказал Холмс, попыхивая трубкой, когда они вернулись обратно в свой уютный кабинет. - Если хотите менять шины на своем автомобиле, загляните в его сервисную книгу. Там четко указано, какие шины с какими характеристиками подходят вашей машине. Это все, что нужно знать автовладельцу. Туже информацию можно найти на кузовной наклейке новой машины. Она включает допустимую размерность шины для конкретной модификации, стандартизированные индексы по нагрузке, скорости, давлению. Если рекомендации сервисной книги нарушены и установлены шины произвольных характеристик, то нарушатся технические характеристики самого автомобиля. Скажем, в показаниях спидометра, счетчика километража, а это ведет к неприятностям, вплоть до ДТП. Вообще меток на боковине достаточно много, но только часть из них имеет значение для непосредственного пользователя. Большинство других несут чисто служебную информацию, важную для сам их производителей или их дилеров, торговых и прочих инспекций. Понятно, что для машин зарубежного производства применяются шины иностранных фирм-производителей. Они имеют обозначения либо по европейскому стандарту, либо, реже, по американскому, либо по двойному, евроамериканскому. Стандарты эти на боковине шины выражаются буквенным обозначением. Обведенная в кружок буква Е означает евростандарт, то есть шина сертифицирована в соответствии со стандартами ЕСЕ (Economic Comission for Europe). Рядом в том же кружке обязательно стоит цифра, от 1 до 16 (16 европейских стран наделены правом проводить испытания и присваивать знак и номер технического контроля для автошин). Если стоит только Е, без цифры, это повод задуматься о легальном происхождении шины. DOT-американский стандарт (Department of Transportation). Двойное обозначение Е и DOT наносится, если шины классифицированы по двойному стандарту. Последнее встречается часто, поскольку многие европейские производители шин поставляют их и на американский рынок. Российскому водителю лучше, конечно, покупать для своего автомобиля шины, классифицированные по стандарту Е или Е + DOT. Наиболее важная информация на боковине шины заключена в типоразмерной строке. Типоразмерные обозначения на боковине всегда идут в определенном порядке. Например: 225/55 R 16 88Q. В американском исполнении в начале строки может оказаться буква Р (Passenger-пассажир). Каждый символ здесь имеет конкретное значение. 225 - ширина профиля шины (измеряется в мм). Она определяется расстоянием между наружными сторонами боковин. Высота профиля высчитывается как разница между внешним диаметром шины и диаметром диска, поделенная на два. Этот показатель на боковине не обозначается, однако косвенно присутствует в серии шины. В нашем примере серия - 55. Серия выражается процентным отношением высоты профиля шины к ее ширине (соотношение поперечного сечения). Если этот индекс отсутствует, то подразумевается, что для шины характерно типовое соотношение, для радиальных шин оно составляет 82 % или 80 %. Номер серии косвенно связан со скоростным и характеристиками. У скоростных шин он ниже, у обычных - выше. Наиболее распространенные серии: 82, 75, 70, 65, 55, 50, 45, для особо скоростных автомобилей добавляются 35, 30. Далее идет индекс R16. Буква R обозначает шину радиальной конструкции. Обычно на боковине также стоит полная надпись Radial (радиальная). Иногда встречается надпись Belted или Steel Belted (стальная окантовка). Последнее указывает на наличие брекера - стального или текстильного пояса из высокопрочного хорда, обтягивающего по наружной поверхности каркас шины. О конструкции шины помимо всего прочего свидетельствуют надписи Tubeless (6ecкамерная) или Tube Type (камерная). Но вернемся к типоразмерной надписи: цифра 16 говорит о величине монтажного диаметра диска в дюймах. На большинстве легковых и внедорожных автомобилей стоят диски 13, 14, 15, 16 дюймов. Теперь - 88, индекс допустимой нагрузки. Еще в октябре 1975 г. Женевский Комитет ООН в сотрудничестве с Технической Организацией европейских производителей шин и ободов разработал так называемое правило 30, которое большинство стран приняли в качестве закона. Этот документ утвердил индекс грузоподъемности (Load Index) вместо употреблявшегося ранее индекса слойности в качестве обязательного элемента, указываемого на внешней стороне шины. Индекс допустимой нагрузки (или индекс грузоподъемности) также называют коэффициентом нагрузки. В отличие от серии, которая выводится математически, это условный параметр. Некоторые производители шин расшифровывают его: на шине может быть написано полностью Мах Load (максимальная нагрузка) и указана двойная цифра в килограммах и английских фунтах. Некоторые модели предусматривают разную нагрузку на шины, установленные на передних и задних осях. Впрочем, все это также отмечено в сервисной книжке, с которой следует свериться, прежде чем покупать обновку на ваши колеса.
Таблица индексов грузоподъемности
КН    кг КН     кг КН      кг КН      кг
50    190
51    195
52    200
53    206
54    212
55    218
56    224
57    230
58    236
59    243
60    250
61    257
62    265
63    272
64    280
65    290
66    300
67    307
68    315
69    325
70    335
71    345
72    355
73    365
74    375
75    387
76    400
77    412
78    425
79    437
80    450
81    462
82    475
83    487
84    500
85    515
86    530
87    545
88    560
89    580
90      600
91      615
92      630
93      650
94      670
95      690
96      710
97      730
98      750
199    775
100    800
101    825
102    850
103    875
104    900
105    925
106    950
107    975
108   1000
109   1030
110    1060
111    1090
112    1120
113    1150
114    1180
115    1215
116    1250
117    1285
118    1320
119    1360
120    1400
121    1450
122    1500
123    1550
124    1600
125    1650
126    1700
127    1750
128    1800
129    1850
130    1900
Здесь приведена полная таблица индексов грузоподъемности. КН обозначает коэффициент нагрузки, во второй колонке - допустимая масса, приходящаяся на шину, в кг.
СК МС
F
G
J
K
L
M
N
P
Q
R
S
T
H
V (VR)
W (WR)
Z (ZR)
80
90
100
110
120
130
140
150
160
170
180
190
210
240
270
300
И, наконец, Q - скоростная категория, указывающая, при какой максимальной скорости может эксплуатироваться шина. Шкала скоростных обозначений, проставляемых на шинах, ограничена минимальным порогом-80 км/час и максимальным - 300 км/час. Справа приводится таблица скоростных индексов (СК - скоростная категория; МС - максимальная скорость (км/ч)). По иной классификации VR - свыше 210, ZR (Z) - свыше 240, но такие шины в массовом пользовании встречаются редко, как и первые семь низкоскоростных категорий. На каждой стороне шины наносится несколько меток (как правило, шесть), указывающих на индикатор износа протектора. Сам индикатор представляет собой небольшой выступ на дне канавки протектора, задача которого - показать предельно допустимую степень износа шины. Если протектор стерся до этого места, шину пора менять. Метки облегчают поиск индикатора износа и обозначаются либо как TWI (Tread Wear Indicator), либо символом в виде стрелки. Важное значение имеют "погодные" метки. На боковине зимних шин ставится обозначение Mud + Show (грязь + снег), иногда добавляется Winter (зима). Для всесезонных шин используются обозначения All Seasons (все сезоны) или Any Weather (любая погода). Соответственно сокращенные метки этих же вариантов выглядят как AS и AW. В последнее время классическое деление шин на летние/зимние несколько размылось. Технология их производства совершенствуется, позволяя усиливать возможности и тех и других без потери сезонных качеств. Это отразилось на боковых метках в обозначении R+W или Road + Winter (дорога + зима). То есть шины одинаково годятся для использования в летних и зимних условиях, при небольшом слое снега. Эти обозначения имеют, в частности, шины Michelin. Некоторые фирмы выводят на боковине обозначения Aqua (вода) или Rain (дождь). Своего рода первопроходцем в этой области стала фирма "Goodyear", которая впервые вышла на российский рынок с особым типом шин - "дождевых". Основные элементы протектора "дождевой" шины: глубокая канавка, идущая по центру шины (или две, в зависимости от ширины), и косые поперечные канавки, по которым вода выжимается из зоны контакта. Тем самым уменьшается вероятность скольжения на высокой скорости. Хотя официально "дождевые" шины не выделены в самостоятельный класс, производители стараются подчеркнуть их достоинства специальными обозначениями на боковине. На шинах Matador, широко распространенных в России, часто встречается рельефный символ в виде цветка и надписи Eco Flex. Это так называемые "зеленые" или экологические шины. При их изготовлении использовались материалы, в частности белая глина, которые при переработке или эксплуатации не дают токсичных отходов. Кроме того, "зеленые" шины имеют более низкий коэффициент трения качения и более короткий тормозной путь. Впрочем, это уже отдельная тема. В маркировке внедорожных шин наиболее распространенной является AT -All Terrain (вездеходная). Многие фирмы для шин - внедорожников используют собственные обозначения. Шины элитного класса, с повышенной прочностью, стойкостью к износу, попадают в разряд "высшего эксплуатационного качества" (High Performance или Ultra High Performance), что выражается в индексах, соответственно, как HP и UHP. Для того, чтобы подчеркнуть принадлежность шины к элитному классу, фирмы-производители могут вводить собственные именные обозначения. Фирма "Goodyear", в частности, маркирует такие шины словом Eagle (орел). Для "дождевой" шины этой фирмы модель высшего класса Aquatred, рассчитанная на скоростные нагрузки 240 км/ч, обозначается Eagle Aquatred. Если отечественные производители шин, как правило, не ставят названия марки на покрышки, то зарубежные обязательно: Matador, Pirelli, Michelin... На шинах Matador дополнительно добавляется символ МР (Matador Ruchov). Это фирменные метки. Обувка для автомобиля должна подбираться не только по сезону, но и по покрою. В том смысле, что для многих шин имеет значение, какой стороной они должны устанавливаться на ось. Иначе автомобиль может запросто сойти с дороги. Особенно это относится к шинам с асимметричным рисунком протектора. Направление установки на шинах обозначается, как правило, крупной стрелкой и надписью Rotation (вращение). Шины с асимметричным рисунком имеют метки Side Facing Inwards (сторона, обращенная внутрь) и Side Facing Out (сторона, обращенная наружу). В американский стандарт классификации шин, который находит отражение в боковых метках, включены некоторые значения, которых нет в европейском стандарте. Поскольку такие шины часто попадают на наш рынок, об их метках следует сказать отдельно. Они показывают три важнейшие характеристики: Treadwear, Traction и Temperature. Первая Treadwear (износоустойчивость) - комплексный показатель конструктивной прочности покрышки. На покрышке он обозначается сравнительной цифрой по отношению к типовым требованиям, предъявляемым к шинам американским "стандартом качества для автомобильных шин" (Uniform Tire Quality Grading). Чем он выше, тем лучше износоустойчивость, скоростная устойчивость, тем лучше обеспечивается сохранение геометрии покрышки при разных скоростных режимах. Например, цифра 150 обозначает, что эта шина выдержала бы тестовые испытания в 1.5 раза больше и так же хорошо, как такая же "базовая", по меркам американского стандарта качества, шина, чей индекс берется за 100. Разумеется, в такие подробности владельцу машины можно и не вникать. Показатель Traction (сила сцепления) имеет градации А, В, С, проставляемые на боковине шины. Шины с показателем А имеют максимальное сцепление, с показателем С - наименьшее, приемлемое для данных шин и марки автомобиля. Температурный показатель Temperature также подразделяется на три категории - А, В, С - и характеризует способность шины противостоять температурным нагрузкам, возникающим при движении (разогрев при трении, климатические воздействия и проч.). Например, если на шине Pirelli P600 стоит обозначение RD 180/А/А, то это - радиальная шина с максимально высокими показателями по Traction, Temperature и Treadwear-180 (1+0,8 по отношению к базовому). Довольно сложно, но весьма любопытно разобраться в кодах фирм-производителей. Возьмем конкретный случай: на шине отформована группа символов: DOT CH EV HU4 501. Это специальная информация, полезная больше оптовикам, чем рядовому потребителю, который, в принципе, должен выбрать для себя достойного доверия дилера (магазин, мастерскую) и полагаться на его опыт. И все же... Реальный интерес могут представлять первые две цифры после DOT- сокращенное обозначение фирмы-изготовителя. Если вам надо выбирать между шиной, сделанной в Германии или в Конго, целесообразнее взять германский вариант, а не африканский. В последнем случае вы рискуете приобрести шину в "тропическом" исполнении, плохо приспособленную для средней полосы России (кстати, тропический вариант часто помечается как Tropical). Хотя это не факт: шины по евростандарту для еврорынка производятся по всему свету и качество их, как правило, высокое, даже если они произведены, скажем, в Заире. В приведенном примере за меткой CH стоит производитель Pirelli, завод в городе Хамфорде, американский штат Калифорния. EV - условное, закодированное обозначение размерности шины, которое не имеет практического значения для владельца автомобиля, а носит узкотехнический характер. Hu4 - код конструктивного исполнения шины, расшифровать который можно лишь по специальным справочникам производителя. Достаточно сказать, что в нем учитываются различные технические особенности, например: шина предназначена для езды по покрытию типа "песок-гравий" (карьерная техника) или определенных климатических условий, или имеет повышенное содержание кремния (повышенная термостойкость) и т.п. Значение этих кодов известно лишь официальным дилерам, экспертам фирмы-производителя, и потребителю знать их ненужно. Самое простое - определить дату изготовлении: 501 - 50-я неделя 1991 г. И в заключение несколько слов о метках-невидимках. Они ставятся на фабрике в том случае, если технический контроль обнаружил отклонения от стандартов. Такие шины предназначены либо для переработки, либо для продажи по сниженным ценам, причем гарантия изготовителя на такие шины не распространяется. Вряд ли о них знает рядовой потребитель, но вот предприниматель, собирающийся заняться прямыми поставками, должен в них ориентироваться. Из шин, меченных подобным образом, больше всего шансов попасть на рынок имеют те, на которых стоит индекс DA. Он наносится дважды: водостойкой краской- на боковине и красной масляной - на ободе колеса. Индекс обозначает, что шина имеет незначительные дефекты, в частности - плохая проверка небольшого участка протектора, или рентгенконтроль выявил возможное разрушение одной из нитей хорда. Использовать такие шины можно, как и обычные, поскольку дефект практически не нарушает эксплуатационных свойств. Однако цена на них намного ниже, поэтому шины с меткой DA попадают в продажу, но уже без метки, которая легко удаляется ацетоном. Если же вдруг вам попалась шина, где видны следы абразивной обработки в том месте, где явно стояла рельефная метка, то таких шин надо бояться как огня. Кто знает, какая метка была уничтожена и не приведет ли вас такая шина прямой дорогой к аварии. - Как видите, все очень просто, Ватсон, - завершил свой рассказ Холмс, - гораздо проще, чем та история с пляшущими человечками. Кстати, о нашей находке, - он бросил на стол кусок резины, подобранный с места происшествия. - Судя по типоразмерной строке 225/55 R 16 88Q, - это часть шины, предназначенной для установки на Mercedes 500. Его владелец, очевидно, новый русский, и он весьма-весьма состоятелен. - Хм, как вы определили марку машины по меткам на шине, теперь после вашей лекции я могу понять. Но как, черт меня возьми, вы вычислили владельца, - недоверчиво покачал головой Ватсон. - Дедукция, мой Друг. Только очень состоятельный человек может позволить себе ездить на пятисотом "мерседесе", и только новый русский может спьяну гнать на нем так, что шины разлетаются в клочья. - И он вновь набил свою любимую трубку.

"Автомеханик".

Оставить комментарий:

Имя:
E-mail:
Сообщение: