Ремонт и FAQ
Колеса и шины
Черная метка
08.09.2006
По материалам сайта "Иркутский экспресс"
За окном раздался выстрел, затем - полицейский свисток. "Кажется, возле нашего дома криминальная разборка, Холмс", - встревожился доктор Ватсон и достал из стала револьвер, собираясь зарядить его. "Не разборка, а банальное ДТП, - поправил его великий Сыщик. - Это был не выстрел, а звук лопнувшей шины. Но все равно любопытно, пойдемте поглядим".
"Автомеханик".
Здесь приведена полная таблица индексов грузоподъемности. КН обозначает коэффициент нагрузки, во второй колонке - допустимая масса, приходящаяся на шину, в кг.
КН кг
КН кг
КН кг
КН кг
50 190
51 195
52 200
53 206
54 212
55 218
56 224
57 230
58 236
59 243
60 250
61 257
62 265
63 272
64 280
65 290
66 300
67 307
68 315
69 325
70 335
71 345
72 355
73 365
74 375
75 387
76 400
77 412
78 425
79 437
80 450
81 462
82 475
83 487
84 500
85 515
86 530
87 545
88 560
89 580
90 600
91 615
92 630
93 650
94 670
95 690
96 710
97 730
98 750
199 775
100 800
101 825
102 850
103 875
104 900
105 925
106 950
107 975
108 1000
109 1030
110 1060
111 1090
112 1120
113 1150
114 1180
115 1215
116 1250
117 1285
118 1320
119 1360
120 1400
121 1450
122 1500
123 1550
124 1600
125 1650
126 1700
127 1750
128 1800
129 1850
130 1900
И, наконец, Q - скоростная категория, указывающая, при какой максимальной скорости может эксплуатироваться шина. Шкала скоростных обозначений, проставляемых на шинах, ограничена минимальным порогом-80 км/час и максимальным - 300 км/час. Справа приводится таблица скоростных индексов (СК - скоростная категория; МС - максимальная скорость (км/ч)). По иной классификации VR - свыше 210, ZR (Z) - свыше 240, но такие шины в массовом пользовании встречаются редко, как и первые семь низкоскоростных категорий.
На каждой стороне шины наносится несколько меток (как правило, шесть), указывающих на индикатор износа протектора. Сам индикатор представляет собой небольшой выступ на дне канавки протектора, задача которого - показать предельно допустимую степень износа шины. Если протектор стерся до этого места, шину пора менять. Метки облегчают поиск индикатора износа и обозначаются либо как TWI (Tread Wear Indicator), либо символом в виде стрелки.
Важное значение имеют "погодные" метки. На боковине зимних шин ставится обозначение Mud + Show (грязь + снег), иногда добавляется Winter (зима). Для всесезонных шин используются обозначения All Seasons (все сезоны) или Any Weather (любая погода). Соответственно сокращенные метки этих же вариантов выглядят как AS и AW. В последнее время классическое деление шин на летние/зимние несколько размылось. Технология их производства совершенствуется, позволяя усиливать возможности и тех и других без потери сезонных качеств.
Это отразилось на боковых метках в обозначении R+W или Road + Winter (дорога + зима). То есть шины одинаково годятся для использования в летних и зимних условиях, при небольшом слое снега. Эти обозначения имеют, в частности, шины Michelin.
Некоторые фирмы выводят на боковине обозначения Aqua (вода) или Rain (дождь). Своего рода первопроходцем в этой области стала фирма "Goodyear", которая впервые вышла на российский рынок с особым типом шин - "дождевых". Основные элементы протектора "дождевой" шины: глубокая канавка, идущая по центру шины (или две, в зависимости от ширины), и косые поперечные канавки, по которым вода выжимается из зоны контакта. Тем самым уменьшается вероятность скольжения на высокой скорости. Хотя официально "дождевые" шины не выделены в самостоятельный класс, производители стараются подчеркнуть их достоинства специальными обозначениями на боковине. На шинах Matador, широко распространенных в России, часто встречается рельефный символ в виде цветка и надписи Eco Flex. Это так называемые "зеленые" или экологические шины. При их изготовлении использовались материалы, в частности белая глина, которые при переработке или эксплуатации не дают токсичных отходов. Кроме того, "зеленые" шины имеют более низкий коэффициент трения качения и более короткий тормозной путь. Впрочем, это уже отдельная тема.
В маркировке внедорожных шин наиболее распространенной является AT -All Terrain (вездеходная). Многие фирмы для шин - внедорожников используют собственные обозначения. Шины элитного класса, с повышенной прочностью, стойкостью к износу, попадают в разряд "высшего эксплуатационного качества" (High Performance или Ultra High Performance), что выражается в индексах, соответственно, как HP и UHP. Для того, чтобы подчеркнуть принадлежность шины к элитному классу, фирмы-производители могут вводить собственные именные обозначения. Фирма "Goodyear", в частности, маркирует такие шины словом Eagle (орел). Для "дождевой" шины этой фирмы модель высшего класса Aquatred, рассчитанная на скоростные нагрузки 240 км/ч, обозначается Eagle Aquatred.
Если отечественные производители шин, как правило, не ставят названия марки на покрышки, то зарубежные обязательно: Matador, Pirelli, Michelin... На шинах Matador дополнительно добавляется символ МР (Matador Ruchov). Это фирменные метки.
Обувка для автомобиля должна подбираться не только по сезону, но и по покрою. В том смысле, что для многих шин имеет значение, какой стороной они должны устанавливаться на ось. Иначе автомобиль может запросто сойти с дороги. Особенно это относится к шинам с асимметричным рисунком протектора. Направление установки на шинах обозначается, как правило, крупной стрелкой и надписью Rotation (вращение). Шины с асимметричным рисунком имеют метки Side Facing Inwards (сторона, обращенная внутрь) и Side Facing Out (сторона, обращенная наружу).
В американский стандарт классификации шин, который находит отражение в боковых метках, включены некоторые значения, которых нет в европейском стандарте. Поскольку такие шины часто попадают на наш рынок, об их метках следует сказать отдельно. Они показывают три важнейшие характеристики: Treadwear, Traction и Temperature. Первая Treadwear (износоустойчивость) - комплексный показатель конструктивной прочности покрышки. На покрышке он обозначается сравнительной цифрой по отношению к типовым требованиям, предъявляемым к шинам американским "стандартом качества для автомобильных шин" (Uniform Tire Quality Grading). Чем он выше, тем лучше износоустойчивость, скоростная устойчивость, тем лучше обеспечивается сохранение геометрии покрышки при разных скоростных режимах. Например, цифра 150 обозначает, что эта шина выдержала бы тестовые испытания в 1.5 раза больше и так же хорошо, как такая же "базовая", по меркам американского стандарта качества, шина, чей индекс берется за 100. Разумеется, в такие подробности владельцу машины можно и не вникать.
Показатель Traction (сила сцепления) имеет градации А, В, С, проставляемые на боковине шины. Шины с показателем А имеют максимальное сцепление, с показателем С - наименьшее, приемлемое для данных шин и марки автомобиля.
Температурный показатель Temperature также подразделяется на три категории - А, В, С - и характеризует способность шины противостоять температурным нагрузкам, возникающим при движении (разогрев при трении, климатические воздействия и проч.).
Например, если на шине Pirelli P600 стоит обозначение RD 180/А/А, то это - радиальная шина с максимально высокими показателями по Traction, Temperature и Treadwear-180 (1+0,8 по отношению к базовому).
Довольно сложно, но весьма любопытно разобраться в кодах фирм-производителей. Возьмем конкретный случай: на шине отформована группа символов: DOT CH EV HU4 501. Это специальная информация, полезная больше оптовикам, чем рядовому потребителю, который, в принципе, должен выбрать для себя достойного доверия дилера (магазин, мастерскую) и полагаться на его опыт. И все же...
Реальный интерес могут представлять первые две цифры после DOT- сокращенное обозначение фирмы-изготовителя. Если вам надо выбирать между шиной, сделанной в Германии или в Конго, целесообразнее взять германский вариант, а не африканский. В последнем случае вы рискуете приобрести шину в "тропическом" исполнении, плохо приспособленную для средней полосы России (кстати, тропический вариант часто помечается как Tropical). Хотя это не факт: шины по евростандарту для еврорынка производятся по всему свету и качество их, как правило, высокое, даже если они произведены, скажем, в Заире. В приведенном примере за меткой CH стоит производитель Pirelli, завод в городе Хамфорде, американский штат Калифорния. EV - условное, закодированное обозначение размерности шины, которое не имеет практического значения для владельца автомобиля, а носит узкотехнический характер. Hu4 - код конструктивного исполнения шины, расшифровать который можно лишь по специальным справочникам производителя. Достаточно сказать, что в нем учитываются различные технические особенности, например: шина предназначена для езды по покрытию типа "песок-гравий" (карьерная техника) или определенных климатических условий, или имеет повышенное содержание кремния (повышенная термостойкость) и т.п. Значение этих кодов известно лишь официальным дилерам, экспертам фирмы-производителя, и потребителю знать их ненужно.
Самое простое - определить дату изготовлении: 501 - 50-я неделя 1991 г.
И в заключение несколько слов о метках-невидимках. Они ставятся на фабрике в том случае, если технический контроль обнаружил отклонения от стандартов. Такие шины предназначены либо для переработки, либо для продажи по сниженным ценам, причем гарантия изготовителя на такие шины не распространяется. Вряд ли о них знает рядовой потребитель, но вот предприниматель, собирающийся заняться прямыми поставками, должен в них ориентироваться. Из шин, меченных подобным образом, больше всего шансов попасть на рынок имеют те, на которых стоит индекс DA. Он наносится дважды: водостойкой краской- на боковине и красной масляной - на ободе колеса. Индекс обозначает, что шина имеет незначительные дефекты, в частности - плохая проверка небольшого участка протектора, или рентгенконтроль выявил возможное разрушение одной из нитей хорда. Использовать такие шины можно, как и обычные, поскольку дефект практически не нарушает эксплуатационных свойств. Однако цена на них намного ниже, поэтому шины с меткой DA попадают в продажу, но уже без метки, которая легко удаляется ацетоном.
Если же вдруг вам попалась шина, где видны следы абразивной обработки в том месте, где явно стояла рельефная метка, то таких шин надо бояться как огня. Кто знает, какая метка была уничтожена и не приведет ли вас такая шина прямой дорогой к аварии.
- Как видите, все очень просто, Ватсон, - завершил свой рассказ Холмс, - гораздо проще, чем та история с пляшущими человечками. Кстати, о нашей находке, - он бросил на стол кусок резины, подобранный с места происшествия. - Судя по типоразмерной строке 225/55 R 16 88Q, - это часть шины, предназначенной для установки на Mercedes 500. Его владелец, очевидно, новый русский, и он весьма-весьма состоятелен.
- Хм, как вы определили марку машины по меткам на шине, теперь после вашей лекции я могу понять. Но как, черт меня возьми, вы вычислили владельца, - недоверчиво покачал головой Ватсон.
- Дедукция, мой Друг. Только очень состоятельный человек может позволить себе ездить на пятисотом "мерседесе", и только новый русский может спьяну гнать на нем так, что шины разлетаются в клочья. - И он вновь набил свою любимую трубку.
СК
МС
F
G
J
K
L
M
N
P
Q
R
S
T
H
V (VR)
W (WR)
Z (ZR)
80
90
100
110
120
130
140
150
160
170
180
190
210
240
270
300
Оставить комментарий: