Российский Клуб Любителей Автомобилей Марки Тойота

Экспорт новостей:

Ремонт и FAQ

Главная | Ремонт и faq | Колеса и шины | Шипы - однозначно!

Колеса и шины

Шипы - однозначно!

08.09.2006

    Олег РАСТЕГАЕВ

Этот тест зимних шин размерности 185/65 R15 мы проводили прошлой зимой на заполярном полигоне Test World в Финляндии. Среди них — 11 шипованных моделей, в числе которых есть и отечественные шины М-256 Purga производства Московского шинного завода, а еще — семь комплектов нешипованных шин. И на этот раз, помимо традиционного вопроса «кто лучше?», мы попытаемся ответить еще на один. Бытует мнение, что для городской езды зимой предпочтительнее нешипованные шины — мол, шипы заставляют покрышку «скользить» по мокрому асфальту, удлиняя тормозной путь.

Так ли это?

В ЭТОМ году среди шипованных шин практически нет «громких» дебютантов — почти все шины принимали участие в наших прошлых тестах. Это Continental WinterViking 1, Gislaved Nord Frost 3, Nokian Hakkapeliitta 4, Goodyear Ultra Grip 500, Pirelli Winter Carving, Michelin Ivalo, Hankook W404, Kumho KW11, Aurora W403. В числе незнакомцев — только японские шины Toyo Observe G1S и наша, российская модель M-256 с двусмысленным именем Purga.

А вот в стане нешипованных шин — сразу две серьезные новинки. Это шины Nokian Hakkapeliitta RSi, которые пришли на смену заслуженной модели Hakkapeliitta Q, и Michelin X-Ice, сменившие в гамме французских шин модель Maxi-Ice. Кроме них, в испытаниях приняли участие нешипованные или, как их еще называют в Европе, фрикционные шины Continental ContiVikingContact 3, Uniroyal MS Plus Soft, Bridgestone Blizzak WS-50 и Hankook IceBear W604. А еще мы включили в список участников зимние шины Nokian WR, предназначенные для эксплуатации в условиях мягкой центральноевропейской зимы. Они менее надежны на скользкой дороге, зато должны обеспечить лучшие сцепные свойства на асфальте. Проверим!

Отточенная годами методика наших испытаний почти не меняется. Сперва эксперты обкатывают шины — 500 км в щадящем режиме, без больших продольных и поперечных нагрузок. То же самое, кстати, мы рекомендуем делать и нашим читателям — особенно тем, кто выберет шипованные модели.

Как обычно, основное внимание уделяется сцепным свойствам на льду. Тестовые автомобили Alfa Romeo 156 Sportwagon оборудованы антиблокировочными и противобуксовочными системами, так что влияние человеческого фактора при замерах «ледяной» разгонной и тормозной динамики сводится к минимуму. Кроме того, испытатели выполняют каждое торможение по 16—20 раз на каждом комплекте шин, а еще периодически перемежают зачетные торможения с контрольными, на так называемых базовых шинах.

После обработки результатов минимальный тормозной путь со скорости 50 км/ч оказывается на счету шипованных шин Goodyear Ultra Grip 500 — 37,5 м. Корейские покрышки Kumho, тоже с шипами, проигрывают им 10 метров. Среди нешипованных шин лидер — Nokian Hakkapeliitta RSi (51 м). А на «асфальтовых» шинах Nokian WR на льду Alfa скользит целую вечность — 64 метра!

Замеры разгонной динамики «с 5 до 30 км/ч» выполняются без пробуксовки — работает штатный traction control. После обработки результатов в лидеры выходят покрышки Continental WinterViking 1. Нешипованные модели, как и положено, на льду отстают. Особенно «бледно» выглядят на льду шины Nokian WR для «мягкой» зимы — разгон вдвое дольше, чем на хороших шипованных шинах.

Теперь — проверка поперечных сцепных свойств. Автомобиль движется по ледяному кругу диаметром 60 метров с максимально возможной скоростью. По времени прохождения круга можно сделать вывод о том, что в поперечном направлении лучше «держат» шины Michelin Ivalo. Но «круг» — это еще не все: более полную оценку управляемости на льду может дать извилистая трасса, проложенная на поверхности замерзшего озера. Три эксперта проходят эту трассу с максимально возможной скоростью, причем отсечка времени ведется для трех секторов трассы — чтобы в случае ошибок вычеркивать из результатов не целый круг, а лишь его треть.

Лучшее время удалось показать на шинах Nokian Hakkapeliitta 4. А среди нешипованных моделей, как и во всех других «ледяных» тестах, — на шинах Nokian Hakkapeliitta RSi.

Помимо времени прохождения круга, эксперты проставляют субъективные оценки управляемости автомобиля на разных шинах. Проще всего преодолевать трассу на шинах Continental WinterViking 1, сложнее всего — на отечественных шинах М-256 и нешипованных покрышках Nokian WR.

Теперь те же самые испытания повторяются, но под колесами — не лед, а укатанный снег. Разгоны, торможения... Только испытаний на круге нет. А вот трасса управляемости — есть, и скорости на ней куда выше, чем на льду. А на случай, когда ошибки в управлении не ограничиваются легким касанием сугробов, рядом дежурит полноприводный пикап, всегда готовый вытащить Альфу из снежного плена. Пикап подолгу не простаивает — ведь испытатели едут «на время», а шины иногда подводят... Так, нет никакой надежды на шины Toyo. Плохо цепляются за снег корейские покрышки и наша Purga. А вот на шинах Nokian Hakkapeliitta 4 эксперты с удовольствием наматывали круг за кругом.

Зимние дороги с ледяными колеями, снежными переметами и с переменным покрытием — отличная проверка влияния шин на курсовую устойчивость. Например, шипованные модели Toyo и Aurora на таком покрытии не дают расслабиться и требуют постоянных подруливаний. А вот на шинах ContiVikingContact 3 проблем никаких — Alfa 156 идет по своей полосе как по струнке. Шумят все шины тоже по-разному. Понятно, что все шипованные шины заметно громче — к пению протектора добавляется шуршание шипов по асфальту. Самыми «громкими» оказались отечественные шины, самыми тихими среди шипованных шин — Gislaved и Goodyear. А тем, кто ценит акустический комфорт превыше всего, лучше выбрать нешипованные шины Bridgestone Blizzak WS-50 или Michelin X-Ice.

После завершения зимней части испытаний остается лишь проверить, как ведут себя зимние шины на асфальте. Неактуально? Еще как актуально! Ведь в крупных городах мы даже зимой ездим в основном по асфальту, причем по мокрому. Поэтому испытатели провели замеры тормозного пути на мокром асфальте с обычной «городской» скорости 60 км/ч. Лучший результат — у шин Nokian WR, и это неудивительно. Неплохо показали себя и те шины, что не блистали в зимних тестах, — Aurora, Toyo, Kumho. Даже наши покрышки здесь выступили неплохо — проиграли шинам Nokian WR три с половиной метра тормозного пути. Схожий проигрыш, около 4 м, и у всех зимних шипованных «грандов». А большинство нешипованных моделей тормозят на мокром асфальте еще хуже...

Теперь — «переставка» на сухом асфальте, проверка управляемости. Здесь тоже лидирует Nokian WR. Но следом за ним идут шипованные Continental, Goodyear, Pirelli. Это говорит о том, что такие шины наиболее приспособлены к городской зимней эксплуатации! Да-да, и по тормозным свойствам, и по управляемости на асфальте большинство шипованных моделей предпочтительнее нешипованных!

И это не случайно. Ведь протектор шипованной шины жестче — во всяком случае, в своих крайних зонах, где расположены шипы. Если сделать его мягким, то шипы просто не будут держаться. А современные фрикционные шины изрезаны сотнями ламелей, которые повышают сцепные свойства на льду, но заметно снижают общую жесткость протектора — и, как следствие, негативно отражаются на асфальтовых повадках шин.

Но «настоящие» зимние покрышки на асфальте, конечно же, проигрывают таким «городским» шинам, как Nokian WR. Зато если под колеса попадется лед, то на «центральноевропейские» шины — никакой надежды. Так что тем, кто за рулем недавно, мы не советуем испытывать судьбу: выбирайте зимние шипованные шины независимо от того, ездите вы по городу или за его пределами.

И последнее — сопротивление слашплэнингу. Если летом на большой скорости шины «всплывают» на лужах (это явление принято называть аквапланированием), то зимой шины так же теряют контакт с дорогой, «всплывая» на снежно-водяной каше. Это «кашепланирование» русскоязычного обозначения пока не имеет, поэтому мы пользуемся английским словом «слашплэнинг». В наших тестах устойчивость к слашплэнингу оценивалась на специальном участке дороги, покрытом слоем снежно-водяной жижи толщиной 4 см. Лучше всего это испытание выдержали шины Aurora, Gislaved и... вот неожиданность, наша Purga М-256! А вот хуже всего на таком покрытии ведут себя шины Nokian WR. Меж тем для российских городов «слэш» — одно из самых актуальных покрытий...

Итак, пора подводить итоги. После пересчета всех результатов в баллы по десятибалльной шкале и суммирования их с учетом весомости каждого показателя наибольшее количество очков набирают шины Continental WinterViking 1. Но их отрыв от остальных шипованных «грандов» минимален — Gislaved Nord Frost 3, Nokian Hakkapeliitta 4, Pirelli Winter Carving, Goodyear Ultra Grip 500 и Michelin Ivalo обладают очень схожим балансом характеристик. И мы смело рекомендуем именно эти (заметьте, шипованные) модели — и для заснеженной глубинки, и для крупных городов.

А вот корейские шины пока в аутсайдерах. Цены на них в последнее время подросли, но по своим характеристикам они заметно отстают от европейских лидеров. Уж лучше купить шины отечественного производства, которые заметно дешевле.

В стане нешипованных моделей картина более дифференцирована. На первом месте, как и год назад — шины Continental ContiVikingContact 3, на втором — Nokian Hakkapeliitta RSi, на третьем — Michelin X-Ice. Если вы решили этой зимой обойтись без шипов, то стоит выбирать из этой троицы. Но причина для «нешипованного» предпочтения, как нам кажется, есть только одна — это меньшая шумность. Мы выбираем шипы...

Страна-производитель Германия
Размерность 185/65 R15
Индекс скорости Q (160 км/ч)
Глубина рисунка протектора 9,7 мм
Тип шипов Kometa, «овальные»
Высота рабочей части шипов 1,20—1,47 мм

Шины WinterViking 1 уже пятый год принимают участие в наших тестах, но впервые выходят в лидеры, причем на излете карьеры. Случайность? Нет, результат постепенной модернизации, усовершенствования материалов и технологий. Ведь WinterViking 1 сегодня уже не тот, что был пять лет назад. Главное отличие — новая «кольчуга» из так называемых «овальных» шипов. На самом деле шипы не овальные — просто они имеют фаски, перпендикулярные плоскости вращения колеса. Таким образом рабочая часть шипа становится шире, и он лучше цепляется за лед.

На льду автомобиль на шинах Continental действительно прекрасно разгоняется, уверенно тормозит и очень быстро проходит повороты. При этом реакции на управление спокойные и стабильные — никаких сюрпризов. На снегу сцепные свойства тоже хороши, однако на извилистой трассе передняя ось тестовой Альфы порой скользила больше, чем нужно. Если для экспертов это не самый лучший вариант (не всегда удается сорвать автомобиль в занос, чтобы быстро пройти крутой поворот), то для обычного водителя такое поведение предпочтительнее.

На асфальте WinterViking 1 — один из лучших. Даже при резких маневрах реакции автомобиля устойчивые и спокойные. А вот шумят «Викинги» заметно. Но это не мешает рекомендовать шипованые шины Continental для эксплуатации как в городе, так и в глубинке. Прекрасные зимние шины!

— сцепные свойства на льду и на снегу
— управляемость на льду и на снегу

— шум

Общая оценка: 8,9

Страна-производитель Германия
Размерность 185/65 R15
Индекс скорости Q (160 км/ч)
Глубина рисунка протектора 9,6 мм
Тип шипов Kometa Triathlon
Высота рабочей части шипов 1,11—1,30 мм

Второе место шин Gislaved — во многом тоже заслуга концерна Continental, который с 1992 года владеет шведской маркой. Сегодня зимние шины Gislaved делают в Германии, а вскоре их производство наладят и в Москве — на базе Московского шинного завода, где заканчивается монтаж оборудования, вывезенного с закрытого шведского завода.

Nord Frost 3 в очередной, уже пятый раз демонстрирует высокие показатели. На льду — отменные сцепные свойства, приличные характеристики управляемости. Автомобиль быстро и точно реагирует на управление, водитель всегда чувствует грань начала скольжений. И хотя срывы в занос порой происходят резковато, проблем с коррекцией — никаких. На снегу Gislaved тоже хорош — Alfa прекрасно держит траекторию и радует отсутствием пугающих, неуправляемых скольжений. Словом, на зимней дороге Nord Frost 3 не только безопасен, но и может доставить удовольствие искушенному водителю. Еще один плюс — устойчивый иммунитет к снежно-водяной каше, которым обладает направленный рисунок протектора. Это значит, что в крупных городах, где асфальт часто покрыт слоем слякоти, Gislaved сможет обеспечить неплохой уровень безопасности.

— сцепные свойства на льду и на снегу
— высокое сопротивление слашплэнингу
— управляемость на скользких покрытиях

— средние показатели на асфальте

Общая оценка: 8,8

Страна-производитель Финляндия
Размерность 185/65 R15
Индекс скорости T (190 км/ч)
Глубина рисунка протектора 9,4 мм
Тип шипов Nokian LRN-4К
Высота рабочей части шипов 1,13—1,32 мм

С появлением шин Nokian Hakkapeliitta 4 связана почти шпионская история — незадолго до их появления в компанию Nokian перешел специалист из концерна Continental, который занимался разработкой шипов новой конструкции. Не исключено, что именно он принес финнам готовую идею «квадратных» шипов (конечно, имеется в виду форма сечения твердосплавной вставки шипа). В нашем тесте Hakkapeliitta 4 на льду почти не отличается от шин Continental WinterViking 1 с их «овальными» шипами. Например, на извилистой трассе финские шины порадовали экспертов небольшой склонностью к заносу, которая облегчает вход в поворот. Причем до фатальных скольжений дело не доходит — начало заноса хорошо чувствуется, и даже неопытному водителю не составит труда контролировать автомобиль в скольжении.

На снегу Hakkapeliitta 4 немного превосходит WinterViking 1. Неудивительно — ведь протектор финских шин рассечен немалым количеством ламелей, которые помогают цепляться за снег. Автомобиль прекрасно разгоняется и тормозит, в поворотах легко удается контролировать движение и на грани скольжений, и за этой гранью... Но ничто не дается даром — выигрыш на снегу оборачивается проигрышем на асфальте. И по тормозному пути на влажном покрытии, и по управляемости — эксперты отметили вялые реакции при имитации объезда неожиданно возникшего препятствия. Итог — третье место.

— сцепные свойства на льду и на снегу
— управляемость на льду и на снегу

— средние показатели на асфальте

Общая оценка: 8,7

Страна-производитель Германия
Размерность 185/65 R15
Индекс скорости T (190 км/ч)
Глубина рисунка протектора 9,4 мм
Тип шипов Sitek M68/99
Высота рабочей части шипов 1,19—1,42 мм

В свое время шины Goodyear Ultra Grip 500 дважды становились победителями наших тестов. В этом году экс-чемпионы выступили тоже неплохо — особенно на льду. Минимальный тормозной путь! Хотя по управляемости на льду есть замечания: если прибавлять или сбрасывать газ в поворотах, то передние колеса слишком легко теряют сцепление с дорогой. Однако склонности к заносу не возникает.

На снегу поведение шин Goodyear тоже не всегда поддается прогнозу. «Зубастый» протектор обеспечивает прекрасные сцепные свойства в продольном направлении, на грани скольжений автомобиль управляется точно и уверенно. Но стоит увеличить скорость, и передние колеса довольно резко срываются в скольжение — и так же резко восстанавливают сцепные свойства. Грех не смертельный, но оценки за надежность управления пришлось снизить. Да и по части стабильности движения Goodyear — далеко не лучший. На зимнем шоссе шины слишком чувствительны к колеям, что заставляет водителя постоянно подруливать.

А вот на асфальте Ultra Grip 500 неожиданно проявил себя с лучшей стороны — и это при том, что в прошлые годы именно «асфальтовые» характеристики были самым слабым местом этой модели. Очевидно, инженеры наконец-то доработали внутреннюю конструкцию шин или добавили в резиновую смесь «затвердитель». Так что теперь Ultra Grip 500 годится не только для загородной, но и для городской эксплуатации.

— сцепные свойства на льду
— сцепные свойства на снегу

— недостаточная стабильность при движении по зимней дороге

Общая оценка: 8,6

Страна-производитель Испания
Размерность 185/65 R15
Индекс скорости T (190 км/ч)
Глубина рисунка протектора 9,5 мм
Тип шипов Tikka A8-11
Высота рабочей части шипов 1,20—1,37 мм

Долгое время на Pirelli не могли создать достойных зимних шин, которые на равных могли бы конкурировать со скандинавскими моделями. И вот, наконец, появились шины Winter Carving, которые в наших испытаниях уже второй год показывают прекрасные результаты. В этот раз во всех «ледяных» тестах у Pirelli — одни из лучших оценок! Но реакциям автомобиля на ледяной трассе недостает быстроты, к тому же показать лучшее время круга экспертам мешала недостаточная поворачиваемость — автомобиль выскальзывал передней осью наружу поворотов. Хотя полностью сцепление колес со льдом не теряется — даже в сносе водитель продолжает управлять автомобилем.

На снежной трассе «ограничителем скорости» стали затяжные скольжения. Казалось бы, шины вот-вот зацепятся, и уже можно нажимать на газ. Но нет — приходилось ждать, когда скорость упадет и шины полностью восстановят сцепление со снегом. Еще один минус — повышенная чувствительность к снежным колеям на загородной трассе.

Зато итальянские шины неплохо противостоят слашплэнингу и традиционно хорошо ведут себя на асфальте, позволяя в случае опасности быстро и четко совершить объездной маневр. А вот уровень шума мог бы быть и пониже.

В целом, несмотря на некоторые недостатки, Pirelli Winter Carving — универсальные (в хорошем смысле слова) зимние шины.

— сцепные свойства на снегу и на льду
— высокое сопротивление слашплэнингу

— шум

Общая оценка: 8,6

Страна-производитель Франция
Размерность 185/65 R15
Индекс скорости Q (160 км/ч)
Глубина рисунка протектора 9,3 мм
Тип шипов Kometa P8-11/2
Высота рабочей части шипов 1,15—1,43 мм

Шины Michelin Ivalo все время наступают на пятки лидерам наших тестов, но никогда не выходят на первые роли. Так произошло и на этот раз — от победителя их отделяет каких-то полбалла и... еще четыре модели фирм-конкурентов, которые «втиснулись» в этот промежуток.

Michelin демонстрирует ровные показатели во всех видах испытаний, а по сцепным свойствам на льду — и вовсе один из лучших. Например, на счету модели Ivalo — самое «быстрое» время на ледяном круге. При этом Alfa демонстрирует спокойные реакции на управление, водитель прекрасно чувствует грань начала скольжений, но сам процесс слишком растянут во времени: если автомобиль понесло, то справиться с ситуацией не так-то просто. На снегу ситуация похожа — сначала все хорошо, но как только дело доходит до предельных скоростей, автомобиль так и норовит выскользнуть наружу поворота.

По части стабильности движения по шоссе — средние показатели, то же самое можно сказать и про сопротивление слашплэнингу. На асфальте Michelin опять теряется где-то в середине протоколов. Вроде и не шумные шины, но тихими их не назовешь. С управляемостью на асфальте особых проблем нет — автомобиль объезжает «тренировочное» препятствие, но после выполнения маневра совершает пару неприятных колебаний, которые могут напугать неподготовленного водителя.

Вердикт: не лучшие, но все же хорошие зимние шины.

— сцепные свойства на льду
— сбалансированные показатели во всех видах испытаний

— средние показатели управляемости

Общая оценка: 8,4

Страна-производитель Корея
Размерность 185/65 R15
Индекс скорости T (190 км/ч)
Глубина рисунка протектора 10,3 мм
Тип шипов Sitek M2 8X11
Высота рабочей части шипов 0,95—1,25 мм

Шины Hankook заметно отстают от именитых европейских конкурентов. Не тот уровень...

На льду корейские шины обладают неплохими сцепными свойствами, но на управляемость автомобиля влияют не лучшим образом. Ледяную трассу Alfa на этих шинах проходит заметно медленнее — водитель никогда не знает, какая ось первой сорвется в скольжение, передняя или задняя. На снегу управляемость тоже далека от идеала. Шины слишком резко срываются в скольжение, езда получается нервной и непредсказуемой. К тому же автомобиль на корейских шинах неохотно входит в повороты: налицо слишком сильная недостаточная поворачиваемость.

На зимнем шоссе автомобиль чересчур активно реагирует на колеи — водитель все время вынужден подруливать. Если дорога покрыта снежно-водяной кашей, нужно быть готовым к «всплытию». На асфальте Hankook выглядит средненько, но не хуже породистых шипованных зимних конкурентов. А вот по шуму особых претензий нет — Hankook вошел в пятерку самых тихих шипованных шин.

Говорить об успехе корейских шин в общем зачете пока рано: Hankook W404 — типичный представитель «экономичных» зимних шин.

— низкий уровень шума в классе шипованных шин

— низкая устойчивость при движении по шоссе
— управляемость на снегу

Общая оценка: 7,5

Страна-производитель Корея
Размерность 185/65 R15
Индекс скорости T (190 км/ч)
Глубина рисунка протектора 9,9 мм
Тип шипов Scason 11
Высота рабочей части шипов 1,18—1,57 мм

На счету шин Kumho — наихудший результат среди шипованных моделей при торможении на льду: 47,5 м, на десять метров длиннее тормозного пути лидеров. Понятно, что с такими сцепными свойствами на трассе управляемости экспертам пришлось не сладко. Автомобиль все время находится в скольжении: любая ошибка водителя или просто неосторожное нажатие на педаль газа — и шины теряют сцепление с дорогой. Положение усугубляет и неоднозначность поведения — в повороте может заскользить как передняя, так и задняя ось.

На снегу ситуация чуть лучше: езда не такая нервная. Однако и здесь посредственные сцепные свойства ошибок в управлении не прощают. Если автомобиль понесло, то управлять им удается с трудом.

На асфальте шины Kumho выглядят лучше. Автомобиль уверенно объезжает препятствие, неплохо тормозит. Да и шума от этих шин не много. А еще корейские шины неплохо справляются со снежно-водяной кашей. Несмотря на то, что рисунок протектора у них ненаправленный.

На фоне посредственных зимних показателей это говорит об одном — шины Kumho имеют право на существование только в городе. А еще они в полтора раза дешевле европейских конкурентов.

— потребительские свойства на асфальте

— сцепные свойства на льду и на снегу
— управляемость на льду и на снегу

Общая оценка: 7,5

Страна-производитель Корея
Размерность 185/65 R15
Индекс скорости T (190 км/ч)
Глубина рисунка протектора 10,3 мм
Тип шипов Sitek M2 8x11
Высота рабочей части шипов 1,01—1,21 мм

Торговая марка Aurora появилась несколько лет назад, и принадлежит она корейской фирме Hankook. Шины Aurora W403 нам уже знакомы — в этом году, как и раньше, восторга они не вызвали. И на льду, и на снегу сцепные свойства — посредственные. На ледяной трассе управляемости автомобиль все время скользит — при разгоне, торможении, в поворотах. Чуть выше скорость — и машина таранит сугробы на обочине.

На снегу ситуация немного лучше, но разогнаться по-настоящему тоже не получается — срыв в скольжение наступает слишком рано. На шоссе тоже ничего хорошего — автомобиль постоянно рыскает на колеях, шарахается то вправо, то влево. Чтобы держать автомобиль на прямой, нужно все время подруливать.

И все же пару приятных сюрпризов шины Aurora приготовили. Во-первых, это отменное сопротивление слашплэнингу — направленный рисунок протектора с широкими канавками «елочкой» прекрасно справляется с отводом слякоти из пятна контакта. Во-вторых, отменные тормозные свойства на мокром асфальте: лучший результат, если не брать в расчет нешипованные шины Nokian WR, предназначенные для мягкой центральноевропейской зимы.

И все же выбор шин Aurora W403 для зимней эксплуатации оправдать крайне сложно. Ведь на снегу и на льду Kumho или Hankook лучше...

— тормозные свойства на мокром асфальте
— высокое сопротивление слашплэнингу

— сцепные свойства на льду и на снегу
— управляемость на льду и на снегу
— низкая стабильность при движении по зимнему шоссе

Общая оценка: 7,2

Страна-производитель Япония
Размерность 185/65 R15
Индекс скорости Q (160 км/ч)
Глубина рисунка протектора 9,5 мм
Тип шипов Tikka A8-11
Высота рабочей части шипов 1,20—1,63 мм

В Японии шипы запрещены, поэтому японские шипованные шины никогда не блистали результатами. Но модель Toyo Observe G1S поначалу обнадежила — пятый результат при торможении на льду. Однако на ледяной трассе Alfa пугала экспертов неожиданными срывами в скольжение и непрогнозируемым поведением. На снегу сцепные свойства тоже оставляют желать лучшего: малейшая ошибка — и контакт с сугробом неизбежен. На зимнем шоссе — худшая стабильность движения по прямой...

Зато на асфальте шины Toyo выступили куда увереннее. Так, тормозной путь на мокрой дороге — один из лучших. Поведение на «переставке» неплохое — благодаря устойчивым и быстрым реакциям на управление. Хотя расслабляться и здесь не приходится — в скольжениях автомобиль требует аккуратной работы рулем.

Но несмотря на отдельные преимущества, на звание зимних шины Toyо претендовать не могут. А неопытным водителям зимой они просто противопоказаны.

— тормозные свойства на мокром асфальте

— сцепные свойства на снегу
— управляемость на льду и на снегу
— низкая стабильность при движении по зимнему шоссе

Общая оценка: 7,1

Страна-производитель Россия
Размерность 185/65 R15
Индекс скорости T (160 км/ч)
Глубина рисунка протектора 8,5 мм
Тип шипов не определен
Высота рабочей части шипов 1,08—1,49 мм

Отправляя московские шины на испытания в Финляндию, мы не надеялись увидеть их в лидерах. Увы, не ошиблись — Purga заняла последнее место в своем классе. Но в некоторых испытаниях московские шины выступили очень достойно.

Например, продольные сцепные свойства на льду у наших шин хуже, чем у европейских конкурентов, но лучше, чем у корейских моделей. Правда, в поперечном направлении шины держат не очень: на ледяном круге Purga пропустила вперед даже две нешипованные модели. Любое резкое движение рулем, неаккуратное нажатие на педаль газа или тормоза чревато полной потерей контроля над машиной...

На снегу сцепные свойства московских шин невысоки — чувствуется, что протектору не хватает мягкости и ламелей, которые помогают импортным покрышкам цепляться за снег. Но несмотря на проигрыш по времени разгона и по тормозному пути, управлять машиной на снегу просто — в поворотах Alfa демонстрирует однозначную недостаточную поворачиваемость и спокойно реагирует на движения рулем.

На асфальте отечественные шины наделяют Альфу неплохой тормозной динамикой, но пагубно влияют на управляемость. При резких маневрах автомобиль очень вяло реагирует на поворот руля, а стабилизировать машину мешают курсовые колебания. Еще один минус — высокий уровень шума. Зато по устойчивости к слашплэнингу шины от МШЗ вошли в тройку лучших! И это — очень ценное качество для слякотной городской зимы.

— высокое сопротивление слашплэнингу

— сцепные свойства на снегу
— управляемость на льду и на снегу
— управляемость на асфальте

Общая оценка: 6,9

Страна-производитель Германия
Размерность 185/65 R15
Индекс скорости Q (160 км/ч)
Глубина рисунка протектора 8,5 мм

Несмотря на появление грозных конкурентов в лице новых моделей Nokian и Michelin, шины ContiVikingContact 3 смогли удержать первенство в классе нешипованных шин, завоеванное ими год назад.

Любопытно, что по своим сцепным свойствам на льду ContiVikingContact 3 — не лучшие из нешипованных шин. Но по сумме баллов Continental вышел в лидеры.

Во-первых, экспертам понравилось та надежность, с которой автомобиль проходит ледяные повороты. Водитель хорошо чувствует предел, за которым начинаются скольжения, и может без труда вести Альфу по оптимальной траектории. Конечно, если проходить виражи широко, с эффектными скольжениями, то любые нешипованные шины требуют от водителя определенной сноровки, и Continental — не исключение.

Во-вторых, на снегу автомобиль на этих шинах идет как по рельсам — управлять им просто и приятно. Хотя ездить с заносами непросто даже испытателям — восстановление сцепных свойств после скольжений происходит не так быстро, как хотелось бы.

В-третьих, на зимнем шоссе Continental практически не реагирует на колеи и смену покрытия — автомобиль уверенно идет по прямой, не требуя подруливаний.

И наконец, ContiVikingContact 3 неплохо проявил себя на асфальте — довольно тяжелом покрытии для мягких фрикционных шин. Именно Continental лучше других нешипованных моделей ведет себя на «переставке» и при экстремальном торможении на мокром асфальте.

— управляемость на льду и на снегу
— высокая устойчивость при движении по зимнему шоссе

Общая оценка: 7,7

Страна-производитель Финляндия
Размерность 185/65 R15
Индекс скорости R (170 км/ч)
Глубина рисунка протектора 9,1 мм

Предыдущая нешипованная модель Nokian Hakkapeliitta Q отличалась великолепными «ледяными» свойствами, но на асфальте часто оказывалась беспомощной. Создавая новую модель Hakkapeliitta RSi, финские инженеры сконцентрировали свои усилия на улучшении асфальтовых качеств. Но, судя по результатам наших испытаний, баланс характеристик все же остался смещенным в сторону зимних покрытий.

На льду Hakkapeliitta RSi — вне конкуренции со стороны нешипованных шин. На трассе управляемости — академически точные и правильные реакции и на грани скольжений, и за гранью. На снегу — аналогичная картина. На трассе управляемости им не удалось показать лучшего времени, но характер управляемости очень надежен. Аккуратное прохождение поворотов, полностью предсказуемые скольжения. Блеск!

На зимнем шоссе шины Nokian чувствуют колеи, но водителю это не сильно досаждает. Однако на асфальте Hakkapeliitta RSi проигрывает многим. Среднее сопротивление слашплэнингу, нестабильное поведение на «переставке» — с этим еще можно мириться. Но максимальный тормозной путь на мокром асфальте — это уже тревожный сигнал. В итоге Nokian Hakkapeliitta RSi — лучший выбор для тех, кто зимой много ездит по снегу и по льду. И, в силу каких-либо причин, не имеет возможности или желания использовать шипованные шины.

— сцепные свойства на льду и на снегу
— управляемость на льду и на снегу

— сцепные свойства на асфальте

Общая оценка: 7,5

Страна-производитель Япония
Размерность 185/65 R15
Индекс скорости Q (160 км/ч)
Глубина рисунка протектора 8,0 мм

Шины Michelin X-Ice пришли на смену модели Maxi-Ice, которая никогда не блистала в наших тестах. Французы полностью переработали рисунок протектора и применили новый состав резины. Его особенность в том, что верхняя пленка протектора саморазмягчается при контакте с микронеровностями дороги, и это повышает сцепные свойства шин на скользких покрытиях. Ресурс, по данным производителя, не страдает.

Действительно, на льду шины Michelin X-Ice демонстрируют неплохие сцепные свойства и буквально наступают на пятки лидерам в своем классе. Наступают, но все же чуть-чуть им проигрывают. Наибольшее отставание — на трассе управляемости, где автомобиль, обутый в Michelin, не всегда предсказуем в своих реакциях. Пределы по сцепным свойствам довольно высокие, но водитель не всегда чувствует начало скольжений. К шинам надо привыкать.

На снегу ситуация лучше. Пусть Аlfa медленно реагирует на повороты руля, пусть делает это не всегда точно, зато без особых сюрпризов. Водитель, несмотря на приличные сносы передней оси в поворотах, легко контролирует ситуацию.

На асфальте X-Ice так же мало отличается от своих фрикционных «коллег». Такие же посредственные сцепные свойства на мокром покрытии, такие же вялые реакции при выполнении маневра «переставка». Сопротивление слашплэнингу оставляет желать лучшего. А вот шум (точнее, его отсутствие) — один из козырей этих шин.

— отсутствие шума при качении
— сцепные свойства на льду (для нешипованных шин)

— сцепные свойства на асфальте

Общая оценка: 7,3

Страна-производитель Германия
Размерность 185/65 R15
Индекс скорости Q (160 км/ч)
Глубина рисунка протектора 8,5 мм

Шины Uniroyal — это продукция концерна Continental, так называемые «шины второй линии». Судя по результатам испытаний, это действительно вторая линия. Везде, за исключением разгона на льду, шины Uniroyal соблюдают субординацию. И на снегу, и на льду отставание от покрышек Continental примерно одинаково, что позволяет говорить о неплохом балансе характеристик шин Uniroyal.

На ледяной извилистой трассе шины Uniroyal сначала производят приятное впечатление — экспертам удается круг за кругом улучшать время, двигаясь на пределе сцепных свойств. Но за пределом начинаются проблемы — контролировать автомобиль в скольжении крайне сложно.

На снегу сцепные свойства довольно высоки — Uniroyal показал шестое время прохождения извилистой трассы в абсолютном зачете. Но ситуацию со «снежной» управляемостью портит неоднозначность и непредсказуемость срывов в скольжение — то снос, то занос... На зимнем шоссе Uniroyal тоже не ахти — чересчур подробно отслеживает колеи на заснеженной трассе.

На асфальте — лишь средние показатели. Тормозной путь — самый длинный, как у шин Nokian. При объезде препятствия реакции автомобиля слишком нервные — после резкого поворота руля Alfa шарахается в сторону больше, чем надо. А еще эти шины — самые «громкие» среди нешипованных.

— сцепные свойства на снегу

— сцепные свойства на льду
— управляемость на льду
— сцепные свойства на асфальте

Общая оценка: 7,1

Страна-производитель Япония
Размерность 185/65 R15
Индекс скорости Q (160 км/ч)
Глубина рисунка протектора 9,2 мм

Около десяти лет назад Bridgestone и Nokian одновременно выпустили на рынок принципиально новые фрикционные шины — с многочисленными прорезями-ламелями для лучшего сцепления со скользким покрытием. Но сегодня Bridgestone Blizzak WS-50 проигрывает финским шинам Nokian Hakkapeliitta RSi по всем статьям.

Основная проблема — сцепные свойства на льду. Проигрыш по длине тормозного пути — 4,5 метра по сравнению с финскими шинами. На трассе управляемости — низкая скорость и резкие срывы в скольжение: эти шины совсем не прощают ошибок в пилотировании. На снегу сцепные свойства шин тоже невысоки, но справиться с автомобилем на трассе проще — реакции на управление хотя бы более плавные.

На зимнем шоссе автомобиль на шинах Bridgestone чувствителен к колеям. На асфальте модель WS-50 удивляет низким уровнем шума, да и по тормозным свойствам на мокром асфальте эти шины — не самые плохие. А вот резкий маневр на сухом покрытии выполнить удастся с трудом — автомобиль скользит сильнее, чем на других покрышках, и не отличается четкостью реакций.

Странно, что Bridgestone не может довести до ума свои зимние шины. Тем более что для этого у японцев есть все условия — даже собственный зимний полигон на острове Хоккайдо...

— низкий уровень шума

— сцепные свойства на льду и на снегу
— управляемость на льду и на снегу

Общая оценка: 6,8

Страна-производитель Корея
Размерность 185/65 R15
Индекс скорости Q (160 км/ч)
Глубина рисунка протектора 9,7 мм

«Ледяному медведю» (IceBear) от корейской фирмы Hankook в Финляндии оказалось неуютно. Лед, снег... Если на снегу шины еще хоть как-то работают, то на льду не способны обеспечить ни нормального разгона, ни торможения. Чуть прибавил газ — и колеса тут же срываются в пробуксовку.

На снегу ситуация немного лучше. Здесь реакции на управление растянуты во времени, но контроль над автомобилем сохраняется даже в небольших скольжениях. Однако если понесло по-настоящему, вывести автомобиль из заноса практически нереально. На колеях автомобиль немного мотает из стороны в сторону, но серьезных неудобств это не доставляет. А вот на снежно-водяной каше эти шины «всплывают» рано.

На асфальте корейские шины тоже не блещут — тормозной путь слишком велик, уровень шума — тоже. А вот объезд неожиданно возникшего препятствия этим покрышкам удается лучше. Хотя и здесь не все гладко — вернуть автомобиль на свою полосу движения довольно сложно. Вердикт? Этот «Медведь» — из разряда вымирающих видов...

— сцепные свойства на льду и на снегу
— управляемость на льду и на снегу
— сцепные свойства на асфальте

Общая оценка: 6,7

Страна-производитель Финляндия
Размерность 185/65 R15
Индекс скорости H (210 км/ч)
Глубина рисунка протектора 8,8 мм

Шины Nokian WR, предназначенные для «мягкой» центральноевропейской зимы, мы включили в программу испытаний для сравнения. Минимальный тормозной путь на асфальте, отменные показатели управляемости — на таких шинах не страшно мчать по очищенным городским улицам. Но в случае гололеда или снегопада надо помнить, что по сцепным свойствам это — почти всесезонные шины. Очень скользкие — для остановки с 50 км/ч автомобилю потребуется на 13,5 метров больше тормозного пути по сравнению с лучшими в тесте нешипованными шинами. И аж 27 метров, если за точку отсчета брать шипованный Goodyear!

Говорить о нюансах управляемости на снегу и на льду бесполезно — их просто нет, как нет и самой управляемости. Ощущение одно: очень скользко! Дело в том, что протектор таких шин — намного более жесткий, нежели у настоящих зимних моделей. Поэтому использовать такие покрышки можно только в южных районах России, в крупных городах или в тех случаях, когда автомобиль часто выезжает зимой в Европу.

— сцепные свойства на асфальте
— управляемость на асфальте

— сцепные свойства на льду и на снегу
— управляемость на льду и на снегу
— низкое сопротивление слашплэнингу

По материалам сайта www.autoreview.ru

Оставить комментарий:

Имя:
E-mail:
Сообщение: