Российский Клуб Любителей Автомобилей Марки Тойота

Экспорт новостей:

Ремонт и FAQ

Главная | Ремонт и faq | Фары | Светить всегда!

Фары

Светить всегда!

31.08.2006

По материалам сайта "Иркутский экспресс"

 

 

Перегоревшая лампа в фаре автомобиля - обычная напасть, от которой не застрахован любой, даже самый надежный автомобиль. По простоте замены этого элемента ее можно сравнить со сменой колеса, хотя в последнее время и из-за такого пустяка принято обращаються на СТО. Но вот подобрать лампу в магазине в любом случае придется самому. И вот тут-то покупателя ждет проблема выбора - в наличии огромное количество образцов, как импортного так и отечественного производства. Как не ошибиться? "А+С" отправился по торговым точкам и закупил 10 образцов (для чего нам потребовалось опустошить редакционную кассу ни много ни мало - на 1955 рублей). Испытав их, мы получили следующую картину.

Начнем с основ

Прежде чем отправляться за покупкой, необходимо определиться - что покупать. Автомобильные лампы имеют номинальное напряжение 6, 12 и 24 вольт, а в зависимости от условий применения (габаритные огни, внутрисалонное освещение, фары головного света и так далее) делятся на несколько категорий, разбираться в которых - тема отдельного разговора. Сразу оговоримся -мы остановились на категории H4 - именно такими двухнитевыми галогенными лампами, обеспечивающими одновременно как ближний, так и дальний свет автомобиля, комплектуются фары головного света современных автомобилей. Такие лампы устанавливаются в передних фарах современных "Волг", "Москвичей-2141", ВАЗ-2104, -05, -07, -08-099, "Оки", "Таврии", "Газели" и многих иностранных автомобилей. В последнее время на самых дорогих автомобилях импортного производства начинают устанавливать ксеоновые лампы (они получили индекс D1), которые отличаются необычайной эффективностью светового потока - лампочка мощностью 35 ватт отдает световой поток в 3000 люменов (сравните: 55-ватная галогенка выдает 1500 люменов), при этом не слепит встречных водителей за счет четкой концентрации светового потока, не греется и имеет значительный ресурс эксплуатации (от 1500 часов). Ксеоновые лампы внешне выделяются на фоне обычного цвета: за счет мощного луча он даже кажется синим, хотя на самом деле белый. При желании такими фарами можно оснастить любой автомобиль, если, конечно, $1000-1300 покажутся оптимальной платой за удовольствие. Другая любопытная особенность таких ламп - они не имеют переключателя дальнего света - в нем просто нет необходимости. Для любителей "моргания", правда, на вполне законных основаниях ставят стробоскопы.

Образцы

Для проведения испытаний мы отобрали, как уже говорилось выше, десять образцов, представленных на снимках - все из разных ценовых категорий. Россию представляла лампа неизвестного производителя и номинальной мощности и одна из самых недорогих по цене. Конкурировать с ней в этом качестве могли только венгерский Tungsram (это подразделение знаменитого General Electric) и немецкая Narva. Самыми дорогими стали продукты немецкой фирмы Osram - Cool Blue Bilux и Bilux Allseason Super. Сразу скажем, даже громкое имя на этикетке не всегда залог качества - если вы избежите откровенной подделки, есть большой шанс нарваться на некондиционный товар - западные производители часто как по пустяковому, так и по серьезному поводу заворачивают какую-то партию с конвейера, на которую тут же находятся непривередливые оптовые покупатели, чаще именно из России. Исходя из имеющихся технических возможностей (аппаратура была предоставлена одной из лабораторий релейного завода и автоколонной 1258), решено было проводить визуальные испытания в следующих режимах: - напряжение начала накала (косвенно характеризует качество - лампы, начинавшие светиться при напряжении 1 и менее вольт, вызывали уважительную улыбку помогавшего нам профессионального электрика); - свечение при напряжении 13,2 В (нормальное значение для автомобиля); - усиление яркости при увеличении напряжения с 13,2 до 15 В (возможный скачок напряжения, который лампы должны выдерживать кратковременно без последствий); - необходимость регулировки луча при установке в фару при ближнем свете; - фокусировка луча при дальнем свете; - освещенность. Из десяти представленных образцов девять имели стандартную мощность: 60 ватт для ближнего и 55 для дальнего света. Красиво упакованный комплект из Кореи Hid Color Appearanse имел мощность 100/90 ватт, хотя в большей степени это относится, наверное, к потребляемой мощности - его освещаемость мало чем отличалась от других. Почему-то на упаковке этих ламп красуется гордая надпись Plasma Xenon - неразборчивому покупателю таким образом выдают желаемое за действительное. Подобная надпись красуется и на упаковке из Нидерландов (хотя данный образец к европейской продукции, несмотря на высокую цену, мы бы относить поостереглись, все эти игры с высокими словами указывают на азиатские корни). Корейские и голландские (а скорее, производства одной и той же, азиатской страны) имеют шикарные упаковки - не она ли стала составной частью высокой цены: пластмассовые коробочки с прозрачной крышкой, четкой фиксацией самих ламп в гнезде и отверстием для возможности эффективно подвесить в витрине. Другие иностранцы куда более скромны - картонные коробочки с пиктограммами, показывающими как правильно вынимать лампу. На колбе Narva пенополиуретановый защитный чехол, продавец честно предупредил, что после его снятия колбу лучше протереть спиртом - чехол оставляет жирный налет. На упаковке для безымянной отечественной продукции сэкономили - продавец после проверки ее на целостность нитей аккуратно завернул в полиэтиленовый пакет. Бросилось в глаза - у российской лампы кривоватый цоколь и слегка наклоненная колба, на стекле которой множество продольных полос. Забегая вперед скажем, что российский образец выдал неплохие показатели, а с учетом цены их можно назвать оптимальными.

Испытания

Испытание напряжением все лампы, за исключением Narva, у которой нить дальнего света не просто перегорела - оплавилась, выдержали нормально. Определение изменения яркости производилось субьективно, зато сразу тремя парами глаз с вынесением общего вердикта. Проверка освещенности проводилась реглоскопом. Суть проверки свелась не просто к определению освещенности, которую дают лампы в определенной точке, а определялась фокусировка луча дальнего света и необходимость регулировки луча при установке лампы в фару при ближнем свете. Последний параметр определялся так. Сначала луч фары был отрегулирован нейтральной лампой, а потом без изменения регулировок фары и реглоскопа поочередно менялись лампы. В окуляре прибора четко было видно смещение луча. Совсем не понадобилась регулировка лампам Osram, лишь самая дорогая из них светила чуть ниже, что в общем-то не страшно - ослеплять встречных она не будет. Все остальные лампы после установки в фару требуют регулировки луча, причем большинство будет слепить встречных водителей, а "голландские" обочину освещать лучше, чем дорогу. Фокусировка луча при дальнем свете показывает, как будет освещаться дорога, и здесь вне конкуренции опять же "истинные арийцы" - окуляр реглоскопа это показывал четко. Показатель освещенности говорит о том, что гоняться за лампами большой мощности нет смысла, это запрещено (ГОСТами и правилами дорожного движения) и небезопасно (ослепленный - твой потенциальный убийца). Как показал наш тест, показатель освещенности у "мощных" корейцев на том же уровне, что и у стандартных немцев, у остальных чуть меньше. И отечественная лампа со своим низкосортным стеклом здесь аутсайдером не была. А что если стекло было бы на уровне мировых стандартов, да цоколь был изготовлен как надо, да эффектная упаковка при той же цене? Вне конкуренции! На двух упаковках Osram ярко проштамповано "на 30 процентов больше света". Вот только опытным путем подтвердить это не удалось. Зато по субъективным впечатлениям в непогоду, да в темноте лампа Bilux Allseason Super дорогу освещает прекрасно - как будто исчезают тени от неровностей дороги и не дают бликов падающие капли дождя и снежинки. На коробке тому есть подтверждение - пиктограммы дождя, тумана, снега и ночи говорят о том, что лампа всепогодная и не требует установки противотуманных фар. Испускаемый некоторыми лампами голубоватый оттенок скорее несет дань моде (помните упоминание о дорогих ксеоновых фарах), если это и скажется на их эффективности, то в не лучшую сторону. Кстати, результаты наших испытаний совпали с тестом "За рулем", проведенным два года назад. Наши московские коллеги больше всего были довольны продукцией Osram, а продукция азиатских производителей либо давала посредственный результат, либо провалилась. Вот только отечественную продукцию со своим столичным снобизмом они проигнорировали. Ну и последнее - многое при выборе будет зависеть от цены изделия. При этом стоит напомнить - эффективность головного освещения автомобиля во многом влияет на безопасность на дороге. Стоит ли на этом экономить?

 

Следует помнить

- При замене лампы не стоит прикасаться к ее колбе. Пятна, остающиеся на поверхности, при нагревании замутняют колбу и нарушают равномерность ее охлаждения, что может привести к оплавлению (особенно у галогенных ламп).

 

- После замены желательно восстановить предусмотренную конструкцией герметичность фары. Проникающая внутрь влага может нарушить покрытие отражателя.

 

- Не следует устанавливать в фару лампу, конструктивно для нее не предназначенную. Это нарушит светораспределение фары и может сделать невозможной ее правильную регулировку.

 

- Применение цветных (синих, голубых) ламп (наподобие газоразрядных ксеноновых) может снизить полезную световую мощность фары и контрастность освещения за счет сужения цветового спектра.

 

- Установка ламп, мощность которых превышает рекомендуемую, может вызвать повышенный ослепляющий эффект для встречных водителей, перегрев, привести к оплавлению пластмассовых элементов, растрескиванию или разрушению стекла, неисправности электропроводки (подгорание контактов, оплавлении клемм и изоляции и, как следствие, замыканию).

 

- Причиной снижения силы света фар может быть ненадежность электрических контактов. Наиболее частая неисправность - коррозия в месте контакта "массы" с металлическим корпусом фары или кузовом.

 

- Загрязнение (даже незначительное на вид) стекол фар может привести к 3-4-кратному уменьшению освещенности пространства перед автомобилем. Для удаления грязи целесообразнее не вытирать фары "всухую", а мыть их, так как содержащийся в грязи песок царапает поверхность рассеивателя или защитного стекла, уменьшая его прозрачность.

 

- Применение пластмассовых защитных колпаков существенно нарушает условия эксплуатации фар: абразивная стойкость пластмасс, из которых обычно изготавливают колпаки, намного ниже, чем у стекла, и они быстро теряют прозрачность; цветные колпаки, даже новые, уменьшают силу света до 50 процентов; закрытый цветным колпаком указатель поворота в блок-фаре становится трудноразличимым; колпаки существенно ухудшают охлаждение фар, что может вызвать оплавление колб ламп и растрескивание стеклянных рассеивателей от резкого перепада температур (особенно для фар малого объема).

 

- Для правильной работы ручного корректора перед выполнением регулировки фар необходимо поставить его переключатель в положение, соответствующее загрузке автомобиля на момент регулировки.

 

- Противотуманные фары являются мощными потребителями тока и должны подключаться через отдельное реле, иначе ток большой силы выведет из строя переключатель и управляющую проводку. Некоторые автомобили имеют в монтажном блоке штатное гнездо для такого реле.

 

- Эффективность работы противотуманных фар в большой степени зависит от правильности их регулировки. Например, отклонение пучка света на 3 градуса может снизить дальность обнаружения препятствия в два раза.

Оставить комментарий:

Имя:
E-mail:
Сообщение: