Ремонт и FAQ
Жидкости и масла
Обозначение моторных масел
20.09.2006
Для обеспечения безотказной и долговечной работы автомобильного двигателя необходимо использовать моторные масла, которые по своим свойствам соответствуют их конструкции и условиям эксплуатации.
минеральные (mineral);
синтетические (synthetic, full synthetic);
частично синтетические или полусинтетические (semi-synthetic, tail synthetic). Если основа масла не указана на канистре, скорее всего, оно минеральное. Синтетические и полусинтетические масла обладают лучшими свойствами, чем минеральные, но они значительно дороже. Применение синтетических масел не всегда полезно в двигателях, где предусмотрено минеральное, в частности это может привести к его утечкам через резиновые уплотнения (сальники).
Вязкость масел — важнейшее их свойство. Она уменьшается с ростом температуры и наоборот. Если вязкость мала, давление в системе смазки (при работе двигателя) будет недостаточным и износ трущихся деталей ускорится. Чрезмерно вязкое масло при отрицательных температурах может привести к тому, что стартер не провернет двигатель. Кроме того, слишком густое масло поступит к трущимся деталям с задержкой, вызывая “масляное голодание”.
По величине вязкости1 и ее изменениям в зависимости от температуры масла разделяют на:
зимние масла обладают небольшой вязкостью для обеспечения холодного пуска двигателя при низких температурах, но не обеспечивают надежного смазывания в летних условиях эксплуатации;
летние масла благодаря большой вязкости надежно смазывают двигатель при высоких температурах, но не обеспечивают холодный пуск при температуре окружающего воздуха ниже 0°С;
всесезонные масла при низких температурах обладают вязкостью зимних, а при высоких — летних. Летние и зимние масла практически вытеснены всесезонными в основном потому, что их не надо заменять в течение года.
Зависимость вязкости различных масел от температуры представлена на рис. 1.
Эксплуатационные свойства масел определяют возможную область их применения в различных двигателях. К ним относятся: противоизносные, моющие, антиокислительные свойства, коррозионная активность, склонность к образованию различных отложений и т.д.
Рис. 1. Зависимость вязкости различных масел от их температуры |
SAE (Общество автомобильных инженеров — США);
API (Американский институт нефти — США);
ILSAC (Международный комитет по одобрению и стандартизации смазочных материалов);
ACEA (Ассоциация европейских производителей автомобилей). Пример обозначения на канистре моторного масла по различным стандартам и знаков о прохождении сертификации приведен на рис. 2.
Рис. 2. Обозначение на канистре знаков сертификации API и классов моторного масла по стандартам SAE, API, ILSAC: 1 — знак соответствия, обозначающий, что данное масло сертифицировано по классификации API; 2 — знак соответствия, обозначающий, что данное масло сертифицировано API по классификации ILSAC; 3 — обозначение класса по SAE; 4 — обозначение класса по ILSAC; 5 — обозначение категории и класса по API |
-
Моторные масла классифицируют по вязкости и эксплуатационным свойствам (области применения). В последние годы как отличительный признак учитываются энергосберегающие свойства. Существуют различные системы классификации и обозначения моторных масел, установленные национальными и международными стандартами. В России это ГОСТ 17479.1-85 “Обозначение нефтепродуктов. Масла моторные”.
Наибольшее распространение в настоящее время получили стандарты: -
зимние: 3з; 4з; 5з; 6з; 6; 82;
летние: 82; 10; 12; 14; 16; 20;
всесезонные: 3з/8; 4з/6; 4з/8; 4з/10; 5з/10; 5з/12; 5з/14; 6з/10; 6з/14; 6з/16. Буква “з”, стоящая рядом с цифрой, указывает на то, что масло загущено присадками для сохранения достаточной вязкости при рабочей температуре двигателя.
Во всех перечисленных классах чем больше числовое значение, тем больше вязкость.
В зависимости от области применения и типа двигателя масла делятся на группы от А до Е) с индексами:
“1” — для бензиновых двигателей;
“2” — для дизелей. Буква без индекса обозначает универсальное масло, пригодное для использования в обоих типах двигателей.
Зимние содержат в обозначении букву “W” (от англ. “Winter” — зима): OW, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W.
Летние обозначаются — 20, 30, 40, 50, 60 (чем больше число, тем выше вязкость масла).
Всесезонные масла имеют двойное обозначение, например SAE 15W-40.
Примерное соответствие всесезонных масел по ГОСТ и SAE представлено на рис. 3.
Рис. 3. Примерное соответствие классов вязкости всесезонных масел по ГОСТу 17479.1-85 и SAE J300DEC99 |
Ориентировочные температурные диапазоны применения некоторых классов масел по SAE приведены на рис. 4.
Рис. 4. Ориентировочные диапазоны температур окружающего воздуха, при которых обеспечивается холодный пуск и надежное смазывание двигателя моторными маслами некоторых классов вязкости по SAE. Для разных моделей двигателей температурные диапазоны могут несколько отличаться |
S (Service) — для 4-тактных бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов и пикапов;
C (Commercial) — для дизелей коммерческих автотранспортных средств (грузовиков), промышленных и сельскохозяйственных тракто-ров, дорожно-строительной техники.
Обозначение класса состоит из двух букв латинского алфавита: первая (S или C) указывает категорию масла, вторая (от А до L) — уровень эксплуатационных свойств. Чем дальше от начала алфавита вторая буква, тем выше уровень свойств (рис. 5). Класс SL введен только в 2001 г. и отличается от SJ существенно лучшими антиокислительными, противоизносными, противопенными свойствами, а также меньшей испаряемостью.
Рис. 5. Эксплуатационные свойства и назначение моторных масел по классификации API (определяются по первой и второй буквам в обозначении): 1 — категории “S” для бензиновых двигателей; 2 — масел категории “C” для дизелей |
Универсальные масла для бензиновых двигателей и дизелей имеют обозначения обеих категорий, например API SG/CD, API SJ/CF.
Классы дизельных масел подразделяются дополнительно для двухтактных (CD-2, CF-2) и четырехтактных дизелей (CF-4, CG-4, СН-4).
В настоящее время API сертифицирует моторные масла классов SJ, SL, CF, CF-2, CF-4, CG-4, СН-4. Масла остальных классов по API, отмененных в США, следует использовать, если они допущены производителями автомобилей.
Энергосберегающие масла обозначаются аббревиатурой ЕС (Energy Conserving), стоящей после обозначения класса API. Например, API SJ/CF-4 ЕС. Энергосберегающие масла различных классов вязкости должны обеспечивать экономию топлива от 0,5 до 2,5% и даже более (в зависимости от категории масла и метода оценки экономичности).
Римские цифры после букв ЕС указывают уровень получаемой экономии топлива (ЕС II — 2,5%).
А — для бензиновых двигателей (А1-02, А2-96 выпуск 3, А3-02, А4-ХХ — резервная, А5-02);
В — для дизелей легковых автомобилей (В1-02, В2-98 выпуск 2, В3-98 выпуск 2, В4-02 и В5-02);
Е — для дизелей грузовых автомобилей (Е2-96 выпуск 4, Е3-96 выпуск 4, Е4-99 выпуск 2 и Е5-02).
Чем больше числовое значение, стоящее рядом с буквой, тем выше категория масла по эксплуатационным характеристикам (рис. 6).
Рис. 6. Эксплуатационные свойства и назначение моторных масел по классификации ACEA (определяются по первой букве и стоящей рядом цифре): А — класс для бензиновых двигателей; B — класс для легковых дизелей; Е — класс для грузовых дизелей |
Последние две цифры указывают год утверждения класса.
Для бензиновых двигателей легковых автомобилей японского производства лучше всего подходит эта классификация, для американских автомобилей равноценны как масла по ILSAC, так и по API.
Поскольку конструкции двигателей разных марок отличаются между собой, условия работы масла в них не вполне одинаковы. Поэтому изготовители автомобилей проводят испытания масел на двигателях собственного производства. На основании этого указывают либо определенный класс по какой-либо классификации (например, АСЕА), либо составляют собственные спецификации, в которых обозначены конкретные марки масел, допущенных к применению. В инструкции по эксплуатации автомобиля обязательно присутствуют спецификации, а их номер наносится на упаковку масла, рядом с обозначением его класса эксплуатационных свойств.
перечень марок масел, допущенных к применению, постоянно изменяется, получают допуск новые марки, некоторые его теряют;
температурный диапазон применения, указанный на упаковке масла, носит лишь рекомендательный характер;
не стоит оценивать масла по цвету, большинство вводимых в него присадок делают его более темным;
замену масла при тяжелых условиях эксплуатации необходимо производить в 1,5—2 раза чаще 3, то же рекомендуется делать для автомобилей со значительным пробегом, так как условия его работы в изношенных двигателях более жесткие, в частности из-за окисляющего действия сгоревших газов, попадающих в масляный катер;
быстрое (через 1—2 тыс. км побега) почернение масла не обязательно указывает на потерю его эксплуатационных свойств 4;
доливать следует тот же сорт масла, который залит в двигатель, так как масла разных производителей содержат различные пакеты присадок и смешивание может ухудшить их свойства;
нежелательно смешивать минеральные и синтетические масла, а также доливать минеральное в полусинтетическое из-за разной растворимости присадок в минеральной и синтетической основах 5;
если неизвестно, что использовал прежний владелец автомобиля, перед заменой желательно промыть систему смазки6;
добавление в моторное масло различных препаратов может улучшить одни его свойства и резко ухудшить другие7.
1 Вязкость масла измеряется с помощью специального прибора — вискозиметра.
2 Масло класса “8” можно использовать как летом, так и зимой.
3 При эксплуатации автомобиля в городе, а также по бездорожью, где движение осуществляется преимущественно на низших передачах, двигатель совершает большее количество оборотов на километр пробега, чем при движении по трассе, и старение масла ускоряется.
4 Этот эффект, как правило, связан с тем, что качественное моторное масло смывает различные отложения в двигателе и накапливает в себе продукты неполного сгорания топлива.
5 Результатом смешивания может быть выпадение присадок в нерастворимый осадок. Поэтому такой долив допустим только в крайних случаях, например чтобы доехать до гаража или автосервиса, где смесь, находящуюся в двигателе, необходимо сразу заменить на подходящее масло.
6 В противном случае свежее высококачественное масло может смыть большое количество отложений, что приведет к быстрому засорению фильтра системы смазки.
7 В качественном масле пакет присадок точно сбалансирован, и добавление в него какого-либо препарата, как правило, нарушает этот баланс.
Источник: "Полезные страницы"
FbshViope
20.09.2006
https://thesisacloud.com/ - thesisacloud.com thesis consultant thesisacloud.com thesis help free
AbgcViope
20.09.2006
https://thesiswritingtob.com/ - thesiswritingtob.com who to write a thesis thesiswritingtob.com help me write a thesis
FbshViope
20.09.2006
https://thesisacloud.com/ - phd degree proposal for thesis thesis express thesis writing practice
AbgcViope
20.09.2006
https://thesiswritingtob.com/ - i need help writing a thesis help with a thesis statement phd degree writing your thesis
FbshViope
20.09.2006
https://thesisacloud.com/ - writing a thesis paragraph doctoral thesis writing thesis writing practice how do i write a thesis
AbgcViope
20.09.2006
https://thesiswritingtob.com/ - help thesis thesis abstracts thesis statistics writing the thesis
LmoppViope
20.09.2006
http://essaywriteris.com/ - who can write my essay pay to write my essay my essay writer magic essay writer
GrvEmows
20.09.2006
https://kloviagrli.com/ - buy viagra cheapest https://vigedon.com/ - buy generic 100mg viagra online https://llecialisjaw.com/ - viagra cialis levitra https://jwcialislrt.com/ - cialis benefits https://jecialisbn.com/ - is cialis over the counter
JvqqViope
20.09.2006
https://dissertationahelp.com/ - business dissertation topics dissertation help free dissertation papers writing a dissertation proposal
BrfgVota
20.09.2006
https://ljcialishe.com/ - cialis online without pres https://cialisvja.com/ - cialis super active https://viagraonlinejc.com/ - how does viagra work https://viagratx.com/ - viagra boner https://buycialisxz.com/ - free cialis sample pack