Российский Клуб Любителей Автомобилей Марки Тойота

Экспорт новостей:

Статьи

OBD-II: основная информация

Эконометр на Toyota

Чистка платиновых свечей

Тест многоэлектродных свечей

Тест одноэлектродных свечей

Тест АКБ

Судьба генератора

Стартер 4S-FE

Соответствие свечей NGK-DENSO

Снова о свечах зажигания

Свечи зажигания Denso-2

Свечи зажигания Denso-1

Свечи для "японок"

Свечи NGK на ТАЗ

Свеча для зимнего пуска

Сброс индикатора "T-BELT"

Российские тахометры

Российские стробоскопы

Работа свечей

Про чистку форсунок

Приницип работы TPS

Подогрев двигателя

О чем говорят свечи

О промывке форсунок

О кончине лямбда-зондов

Необслуживаемые аккумуляторы

Немного о форсунках

Народная практика замен ЛЗ

Маркировка японских АКБ

Маркировка свечей NGK

Лямбда-зонд от ТАЗа

Конструкция свечей

Кислородный датчик 7A-FE STD

Кислородный датчик

Как обмануть компьютер

Иностранные АКБ

Изменеяемые фазы

Замена свечей

Замена ЛЗ на 5E-FE (Raum)

Замена лямбды (ST183)

Еще раз об АКБ

Еще об аккумуляторах

Диагностика. Катушка зажигания

Диагностика по состоянию свечей

Датчик указателя уровня топлива

Датчик Холла

Датчик содержания кислорода

Высоковольтные провода

Выбор свечей

Выбор АКБ

В поисках искры

Аккумуляторы зимой

Автомобильные аккумуляторы

Ремонт и FAQ

Главная | Ремонт и faq | Электрооборудование двигателя | Изменеяемые фазы

Электрооборудование двигателя

Изменеяемые фазы

25.08.2006

   

   В серийные моторы даже недорогих моделей все чаще устанавливают устройства, еще недавно считавшиеся экзотикой - например регуляторы фаз газораспределения.
   БОГАТОЕ НАСЛЕДСТВО
   Оказывается, идея сдвига фаз в зависимости от параметров работы двигателя внутреннего сгорания почти так же стара, как он сам. Первый патент на подобное устройство получил Самуэль Хальтенбергер еще в сентябре 1918 года - более 85 лет назад. Правда, конструктор предназначал это изобретение не автомобильному, а авиационному мотору, а управлял им... по сути, барометр. По мере подъема самолета в более разреженные слои атмосферы диафрагма под воздействием пружины выгибалась наружу и смещала специальную муфту с косо нарезанными зубьями. Ответные зубья были на кулачковом валу, который поворачивался относительно своей ведущей шестерни. В результате на высоте сохранялось хорошее наполнение цилиндров смесью, а мощность мотора почти не падала.
   Самое удивительное в этой седой истории, что принцип работы механизма оставался неизменным на долгие десятилетия, вплоть до конца ХХ века. Именно такую муфту установили на кулачковом валу двигателя "Альфа-Ромео" в 1983 году. Смещал ее специальный поршень под воздействием давления масла. Аналогичные устройства стояли на "фордах", "ягуарах", других автомобилях. Количество патентов достигло 900.
   Неудивительно: конструкторы давно поняли, что с помощью механизма сдвига фаз можно заметно экономить топливо, обеспечив оптимальное наполнение цилиндра горючей смесью на любом режиме и при любой температуре. Конечно, удельный расход топлива в граммах на киловатт-час произведенной энергии (см. диаграмму) меняется не "в разы", но эффект заметен. Кроме того, чище становится выхлоп, но самое главное - заметно улучшается характеристика крутящего момента "на низах".
   НОВЫЙ СДВИГ
   Устройство Хальтенбергера имеет два серьезных недостатка. Во-первых, удлиняет двигатель, что при нынешней плотной компоновке моторного отсека весьма неудобно. Во-вторых, чтобы достичь лучших показателей, нужно сдвигать фазы плавно - бесступенчато, чутко подстраиваясь к работе мотора. Увы, механизм с косозубой муфтой четко работает лишь в двух крайних положениях. Впрочем, бывают исключения, например VANOS у БМВ.
   Сегодня на двигателях с регулируемыми фазами внутри ведущей звездочки на кулачковом валу размещают своеобразный гидромотор с почти плоским ротором. Масло, попадая в камеры этого мотора через электромагнитные клапаны, поворачивает ротор на тот или иной угол, сдвигая связанный с ним кулачковый вал. Такой механизм, как правило, называют VaneCAM.
   Механизм удобен еще и тем, что представляет собой функционально законченный узел, который можно изготовить отдельно на специализированном предприятии. Монтаж на двигатель требует минимальных доработок. Разумеется, необходимы управляющая гидравлика и электроника.
   Сегодня с фазами "играют" практически все ведущие мировые производители, притом даже на "малобюджетных" моделях. Например, на 1,6-литровом моторе К4М нового "Рено-Меган" установлен бесступенчатый VaneCAM, сдвигающий кулачковый вал в пределах 22,5°. Отдельную "гидростанцию" не ставили, давление обеспечивает штатный масляный насос. Управляют этим "хозяйством" электронные "мозги", оценивающие скорость вращения коленчатого вала, нагрузку и температуру мотора, задающие угол установки кулачков впускных клапанов. В результате выигрыш в мощности составил 3 кВт, в крутящем моменте - 8%. Важнее, однако, что 90% от максимального крутящего мо-
   мента двигатель выдает в диапазоне от 2000 до 5750 об/мин. Переключать передачи можно реже, а разгоняться резвее. Vane-CAM позволил сделать в коробке передач дополнительную повышающую ступень, что снизило расход топлива до 6,8 л/100 км.
   ВЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ
   Конструкторы БМВ сделали следующий шаг, научившись регулировать не только фазы, но и высоту подъема клапанов и избавившись от дроссельной заслонки, съедавшей изрядную долю мощности.
   Пока этого добились с помощью хитроумной и суперточной механики, но в перспективе - управление клапанами вовсе без кулачковых валов с помощью электромагнитов. Нужно лишь подождать, когда появятся недорогие мощные стартер-генераторы для бортовой сети напряжением 42 В, иначе не обеспечить обмотки соленоидов нужной электрической мощностью. Зато компьютер сможет задать любой сдвиг по фазе, отключить любой цилиндр и вообще получит над мотором почти безраздельную власть.
   Механизм Double VANOS (по-немецки - Doppel VANOS) управляет не только впускными, но и выпускными клапанами.
   Чертеж Самуэля Хальтенбергера к патенту № DE368775.
   VaneCAM на двигателе "Рено-К4М" и во взаимосвязи с остальными узлами.

По материалам сайта www.zr.ru

Оставить комментарий:

Имя:
E-mail:
Сообщение: