Статьи
Москва - Крым (21053, июнь 2006)
Йошкар-Ола - Крым (2112, лето 2005)
Саранск - Крым (Bluebird, лето 2005)
Саратов - Крым (ВАЗ-2110, август 2005)
С.-Петербург - Крым (Vitz, июль 2005)
Саратов - Крым (Audi 100, лето 2005)
Новосибирск - Крым (Corona, июль 2004)
Москва - Крым (Caldina, июль 2004)
Москва - Крым (VW B3, весна 2004)
Мурманск - Крым (TownAce, лето 2003)
Новосибирск - Крым (лето 2003)
Москва - Крым (21093, август 2003)
Москва - Крым (214145, июль 2003)
Москва - Крым (VW B3, лето 2002)
Москва - Крым (21102, лето 2002)
Якутия - Крым (Caldina, весна 2002)
Арзамас - Евпатория (май 2001)
Пермь - Севастополь (21102, лето 2000)
Москва - Крым (2141, лето 2000)
Архангельск - Крым (Silvia, лето 2000)
Путешествия
Остров Крым
Москва - Крым (21053, июнь 2006)
13.09.2006
От Москвы до моря в первый раз.
Маршрут путешествия: Мытищи (2 км от Москвы по Ярославскому шоссе), Россия – Генический район Херсонской области село Счастливцево, Украина – Аскания-Нова – Армянск – Симферополь – Судак – Новый свет – Коктебель – Новый свет – Москва.
Время путешествия: с 12 по 25 июня 2006 года.
Средство передвижения: Жигули 21053 2000 года выпуска (абсолютно никаких проблем в дороге).
Команда:
Туда – я - дядя 40 лет (4 года водительского стажа, самый далекий переезд Тверь-Пушкинские горы, 600 км) , жена Вера (хорошее имя) – тетя моложе меня, сыновья 5 лет(баловник) Михаил и 10 лет (почти отличник) Иван, племянник Илья 15 лет.
Обратно – я и племянник.
***
У меня в дневнике есть записи, которые я сделал до описываемой поездки. В них я недоумеваю и пытаюсь себе объяснить, зачем мы едем в Крым, а не в Абхазию, где были в 2005 году. Но они, эти записи, сейчас ни к чему.
«Хорошо ли там, где нас не было?» - вот лозунг путешественника. А правда ли, хорошо ли?
Надо проверить.
Значит – в путь!***
Два дня добирались до моря, до Азовского.
В воскресенье выехали поздно, в 13.45. Хорошо, что Виталик напомнил про доверенность на племянника Илью.
Ехали хорошо, без долгих остановок, к часам восьми вечера были под Курском. Решили ночевать в палатке. С нашим пристрастием к походам глупо платить в расцвете лета за мотель. Съехали с трассы на грунтовку, оказались в живописной ложбинке, с непонятными квадратами покошенной травы, как будто под туристические палатки. Но автотуристы с косами не ездят?! Нас поразил медовый густой запах разнотравья и цветущей акации. На своем пистолете-бензиновой горелке быстро сготовили суп из концентрата и заварили чай. Илья с Ваней захотели спать в машине. Мы с Верой и Мишей улеглись в палатке. Ни мне, ни Вере не спалось, хотя было и тепло, и тихо. Меня тревожили завтрашнее прохождение таможни и встреча с украинскими инспекторами дорожного движения – даишниками.
К утру зашумели машины со стороны дороги, звонко защебетали птицы. Поднявшись, приготовили кашу, покушали и поехали.
На российской территории мы не въехали ни в один крупный город, везде есть объездные дороги. Кстати, имея небольшой опыт, я вынес личное суждение, что не следует в Интернете вычитывать про путь. Просто надо взять атлас автомобильных дорог и ехать, иначе можно по полной программе загрузиться противоречивыми размышлениями, да так, что не захочется никуда ехать. Естественно, вывод этот касается населенной местности.
Вот и сейчас, я всю Курскую область ждал плохих дорог, ругаемых в Интернете. Наверное, едучи на болиде Формулы-1, я бы пожалел, что выехал. Но, во-первых, не только в Курской области такие дороги, а во-вторых, на болиде я бы вообще пожалел, что в Россию въехал. В России есть российские дороги и есть мы, россияне . Порадовала дорога в Белгородской и Орловской областях.
Перед нашей границей стояло несколько Газелей украинских страховщиков. Я оформил «зеленую» карту в Украину (вместе с Белоруссией) за 11 евро в Гута-страховании на 15-дневное пребывание, испугавшись завышенных ставок непосредственно на границе (Интернет).
Впечатление от границы: это настоящая серьезная граница, без скидок на «братья-славяне»: аккуратные и вежливые таможенники и пограничники и наши и украинские, шлагбаумы, указатели и все прочие атрибуты. Проверили документы, заглянули в багажник, спросили, сколько денег – и мы на Украине. Никто ни денег не считал, ни в вещах не копался.
Первые часы ехал настороженно, как по вражеской территории, ждал невоздержанных лихоимцев-даишников, описанных в Интернете. Первых увидел километрах в двухстах от границы. Не помню видел ли вторых, но никто не остановил. Останавливались уже потом мы сами, спросить дорогу. Охотно отвечали и даже связывались с базой для уточнения.
А вот о дороге в Запорожье и в Мелитополе стоит сказать: будьте внимательнее, не гоните.
Интернет научил деньги менять в Мерефе, там вроде курс повыше. Доехали в эту Мерефу, проехав лучший курс сразу после границы. Для 12 июня 2006 года лучший увиденный из автомобиля курс 505 гривен за 100 долларов, 18,1 (или 18,2, точно не помню) гривны за 100 рублей.
В Мелитополе Вера обещала дешевые ягоды. Купили небольшое ведерко в килограмма два за 15 гривен. Как оказалось, очень дешево. Продавцы цены называли в рублях: называя «рублем» гривну.
Бензин самый дешевый тоже у границы, наверное, потому, что он там мало кому нужен, рядом Россия. Попадался по 3,40 гривны за литр 92-го. По Украине в среднем 3,8. То есть чуть больше 21 рубля.
Солнце стало садиться, а до намеченного места, села Счастливцево на Арабатской стрелке за Геническом километров 100. «Солнце сядет я дома не найду», - волновалась Вера. Она жила там два года назад. На Азовское море мы ехали на первые несколько дней, так как оно и ближе, и теплее, особенно в середине июня.
Вера дом нашла безошибочно. Ее, хоть и не сразу, вспомнила хозяйка Люда (улица Комарова, дом 24). Чистые просторные две комнаты в каменном хозяйском доме, туалет и умывальник на улице, машина во дворе – сколько?
- 20 гривен за человека.
- Наш пятилетний Миша спит только с мамой.
- И с него 20, так у нас принято.
Ребята на улице уважительно прокомментировали: эта машина с России, видел флаг российский! На минуту почувствовал себя космонавтом.
Мне показалось, что весь мой экипаж не сильно утомлен дорогой.
Сразу же захотелось проверить море. В темноте, покусываемые комарами, вышли к темному шумящему простору, вдали мигает маяк. Попробовал на вкус – малосоленое. Исполнилась мечта – доехал до моря, до края земли.
Утром вышли на утреннюю пробежку все кроме Ильи. Вера повела к морю коротким путем. Насыпь через длинное озеро, тянущееся вдоль морского берега, была затоплена. Перешли вброд, вода теплая.
Пляж бесконечный, песок-ракушечник, море неглубокое. Детское. Мы с Ильей заплыли так далеко, как я никогда в жизни не заплывал. В бинокль разглядели интересный оптический эффект: далекие постройки и маяк (как мы позже узнали находятся они на острове Бирючий) парили в воздухе не касаясь линии горизонта. Миражи? Нет. Тонкий нагретый слой воздуха сильно преломляет свет, зеркально его отражая. Доказательством тому было исчезновение эффекта при иных атмосферных условиях.
Захотели встать палаткой на берегу, романтично переночевать под шум морской волны. Как пример на косе стоял старенький «Москвич» с брезентовой палаткой.
Я впервые увидел креветок. В луже у озера шустро носились подозрительные мальки. Плавали они как-то не так. По ладони они ползали на боку, двигая ножками.
Двое ребят ходили вдоль берега с сетью, вытаскивая клочья водорослей. Мы подошли посмотреть. Они из водорослей выбирали бычков и креветок.
Вера заметила при переходе затопленной насыпи кого-то длинного и тонкого, как небольшую зеленую веточку. Кусок водоросли? Нет, оно движется. Это рыбка-игла, очень медлительная, спасающаяся своею маскировкой. Такую подвяленную рыбку нам показала хозяйская дочка Маша. У рыбки тонкое тело, как длинный карандаш, длинная головка с крохотным ротиком, открывающимся не вперед, а вверх.
К вечеру с моря дул напористый ветер, нагоняя волну с белыми барашками. Вода все равно оставалась теплой.
Пили молоко от хозяйской коровы – 2 гривны за литр.
Воспользовались предложением – обед на дому. Не понравилось. Обед стоит 18 гривен на человека, скромный и по качеству и по количеству.
На дороге обращает внимание заметное количество автомобилей «Таврия» и «Daewoo» украинской сборки. Чувствуется другая страна. Прилавки магазинов наполнены другими продуктами, российских почти нет, видел соки «Я» и сухарики в пакетиках. Украина становится настоящей заграницей. Другая культура, другой язык. Плохо это или хорошо?
…Прожили мы в Счастливцево 4 дня. Ездили в Геническ на рынок, продукты там дешевле. Особенно удивили яйца – 1,7 гривны за десяток (примерно 9,5 рубля). Черешня 10 гривен килограмм (55 рублей), клубника 5-7 гривен (28-39 рублей), огурцы 3,5 гривны (20 рублей). Копченая рыба пеленгас 15-25 гривен за штуку (84-140 рублей), рыба калкан -10 гривен (55 рублей). Купили сосиски, колбасу, брынзу, пленгас. Все продукты оказались свежими и вкусными.
Вера дозвонилась в Симферополь своей однокурснице Вике, условились ехать к ней на выходные.
Гуляя по берегу в ветреную и прохладную погоду, заметили у нижнего края тучи вытянутые к земле змейки зародышей смерчей с прозрачными стволами…
В Симферополь поехали через заповедник Аскания-Нова. Жаль, что он малодоступен (а может это и к лучшему). Находится заповедник километрах в 60 от трассы. Подъезжаешь к нему через заповедную степь, сохраняемую таковой более ста лет. Я остановил машину и сделал снимок, записав пение жаворонка.
Очень удобно у входа в зоопарк заповедника устроили для туристов столики со скамьями, тут же кран с чистой водой.
Войдя в зоопарк, мы поразились множеству павлинов, разгуливающих свободно по дорожкам и газонам. В это время их было больше, чем посетителей (мы были за два часа до закрытия, закрытие в 17.00). Изящная птица с прекрасным хвостом, но в голос изъян, - напоминает клаксон старинного автомобиля. Зоопарк порадовал порядком и чистотой, просторными вольерами и ухоженными животными. Как нам рассказала экскурсовод, которую мы подвозили после, директор - настоящий фанатик своего дела.
Подкормив местных кошек остатками своего туристического обеда, мы отправились в Крым, в столицу, город Симферополь. Из Аскания-Нова туда ездят через Армянск. Дорога хорошая, рули себе и рули. На посту рекреационного сбора законопослушно отдали 10 гривен за машину. Кстати, от Аскания-Нова до Симферополя не встретили ни одного милиционера.
Его мы встретили в Симферополе, когда заблудились и долго искали нужную улицу, о которой даже не знал таксист, живущий по соседству. В темноте выехали на инспектора со светящимся жезлом. Он осветил мои документы, меня, очень удивился откуда мы взялись (как пояснили наши симферопольские друзья я выехал на него по улице с односторонним движением в обратном направлении). Милиционер пытался нам помочь, позвонив на базу. Нужный нам дом находится в частном секторе, и об этой улочке знают немногие. Дом наших друзей оказался большим и гостеприимным.
В субботу мы вместе ездили в горы на нижнее плато Чатыр-дага, чтобы посмотреть пещеры. Надо было подняться почти на километр над уровнем моря. Не сразу понял в чем дело, машина перестает «тянуть». Оказывается, можно не заметить плавного подъема, и, только обернувшись, видишь наклон дороги. Длинные «тягуны» разгорячили мою «лошадку», пришлось включить печку. Так круто (в буквальном смысле) я еще не ездил.
Наверху открылся прекрасный вид на предгорье. Посетили пещеру с «личным» экскурсоводом, кроме нас никого не было. Молодой человек увлеченно рассказывал, отклоненный нами в научную тему. И пещера, и рассказ были интересными. Но более острые впечатления я получил, спускаясь с детьми в пещеру Трехглазку. Мы протиснулись в полуоткрытую дверь на дне ямы и освещали себе путь экраном фотоаппарата. Я догадался делать снимки со вспышкой и ориентироваться по ним. 102 ступеньки (не менее 20 метров) мы прошли, ощущая себя первопроходцами.
Вечером мы угощались отличным пловом в доме друзей.
В воскресенье мы опять вместе отправились к морю. Жители Симферополя купаются в море парадоксально мало. В Судаке посетили прекрасно сохраненную крепость, загадочно растянувшуюся по склону горы. Жаль, что не было экскурсовода. Но небольшой фантазии хватало, чтобы представить жизнь в средневековье. Детей отправили на «Пытки инквизиции» (выставка), а сами любовались видами на Черное море и судакскую бухту.
К нашему счастью, заехали в поселок Новый свет. Отказавшись от жилья на крыше гаража, ближе к берегу нашли уютную квартирку. Для пансионата такое жилье потянет на «полулюкс»: две комнаты, кухня с необходимой утварью, туалет, душевая кабинка с любой водой, для детей двухъярусная кровать, телевизор со спутниковыми каналами, водяной бак на случай отключения горячей воды. И самое главное нам приглянулись хозяева, показавшиеся порядочными людьми (улица Шаляпина, дом №3, квартира №7). Как минус – гараж завода шампанских вин с грузовиками за домом. Договорились - 25 долларов в день за квартиру.
Один миф «На Азове снять жилье дешевле» развеялся.
Второй миф развеялся через пять минут: «Азовское море теплее». В целом, конечно. Но в этот день Черное море было такое же приятное.
Вывод: на Азовское море ехать надо не из-за дешевого жилья и более теплого моря, а из-за приязни к нему.
Все остальное время до отъезда мы провели в Новом Свете. Пять дней. Мы убедились, что это красивое место. Поселок практически находится в заповеднике «Можжевеловая роща». Пройти на территорию заповедника можно за 7 гривен. Но дешевле заплатить курортный сбор 5 гривен и 10 гривен еще за что-то. И тогда вы вхожи в заповедник в течение 10 дней неограниченное количество раз. Вы можете любоваться, замирая сердцем, видом с горы Орел (под 200 метров), вдыхать целительный воздух среди древних можжевельников (растут до 1000 лет), удивляться продолжительности роста фисташек (до 1500 лет), поражаться величественности грота Шаляпина. К вашим стопам ляжет тропа основателя производства шампанского вина князя Голицына, ваше тело будет ласкать прогретая вода Царской бухты. Крабы будут выяснять между собой отношения у ваших ног.
Интересующимся предложат экскурсию на завод шампанских вин. Любителям высоты стоит обязательно слазить на гору Сокол (под 500 метров) и обозреть далеко округу. В поселке пляж и дно песочные. Дно пологое. Метров за двадцать от берега можно стоять по грудь в воде.
Рестораны, дискотеки нами игнорировались. Но они есть. Есть и развлечения: батут, бильярд, игровые автоматы, водные лыжи, катание на «банане» и т.п.. Но мы сюда ехали к природе. Нашли ее в полной мере.
Питались мы самостоятельно, дома. По сравнению с питанием в пансионате (прошлогодний опыт замечательного отдыха в прекрасной Абхазии), у самостоятельного есть свои плюсы. Ты не привязан к расписанию, свободно выбираешь диету. В магазинах и на рынке нормальные цены, курсы обмена не заниженные.
Жена с детьми оставалась еще на две недели и попросила для разнообразия перевезти ее в Коктебель. Мы туда съездили и вернулись, посетив музей Волошина. Коктебель больше похож на город, он дальше, чем Новый Свет от природы. Длинная набережная похожа на рынок. Пляж – крупная щебенка. В единственном доме, где мы спросили жилье, цены оказались выше новосветских. Мимолетное впечатление от Коктебеля не задержало нас там.
С племянником мы уехали в субботний полдень. Выходной день расставил по дорогам посты инспекторов и в Украине, и в России. Подсказанная таксистами дорога к Джанкою ведет через Старый Крым, Золотое поле и Пушкино вдоль канала. Купив черешни в степном Крыму, мы распрощались с ним, и поехали вдоль Азова. Предупредительные подмигивания встречных как всегда помогали ехать без задержек, хотя я не вижу причин злоупотреблять нарушениями правил дорожного движения. Но классическая сцена, не раз описанная в Интернете произошла. Останавливает человек в форме и с жезлом (оттенок цвета рубашки чуть отличается от формы инспектора ДАИ, который нас проигнорировал).
- Экологическая инспекция. Ваш талон токсичности, талон техосмотра.
Рука привычно потянулась к документам. Вспоминаю интернетовские инструкции.
- Вы не сотрудник милиции. Документы я вам показывать не должен. До свидания.
Погони не было.
Купили рыбы у дороги. Торговаться было легко, зная цены на рынке в Геническе. Следя за километрами, не замечал времени. К вечеру загремела гроза, с нами наперегонки пошел дождь, от которого мы иногда отрывались. В Харькове проехали поворот на объездную, и с полчаса потеряли в городе. К нам подсел подвыпивший парень, который хотел показать нам дорогу, но когда мы проезжали мимо указателя «Москва», мне показалось, что он больше хочет подъехать к своему дому. Был высажен.
Когда проверяли документы у нас инспектора ДАИ и ГИБДД, все происходило по правилам: ваши документы – наши документы – счастливого пути – до свидания. Бог миловал, обошлось без единого штрафа.
На таможню подъехали в полночь, казалось, долго простояли. Но часы показали те же 45 минут, что и в другую сторону. Ехал в темноте до ощущения тяжести в руках. Узнал о себе, что могу рулить в течение 15 часов. И когда почувствовал тяжесть в руках, решил не испытывать судьбу, свернул с трассы на проселочную дорогу. На обочине в поле на разложенном сиденье покемарил часа три и в путь. Три часа сна хватило до Москвы, к дому подъехали через 24 часа после расставания с женой и детьми.
Твердого мнения по поводу, что лучше поезд или машина, не сложилось. Свои плюсы есть и у того и у другого. Но я, наверное, в следующий раз поеду на автомобиле. Это здорово, остановиться, увидев маковое поле на закате, и прыжком через кювет побежать фотографировать…
Моя семья осталась отдыхать. Я сижу в душной Москве, которая помогает мне путешествовать, и спешно описываю свои впечатления. Для вас, неотгулянные отпускники. Поэтому вопросы принимаются по адресу itimonov@mail.ru, ответы отправляются.
По материалам сайта www.autotravel.org.ru
Оставить комментарий: