Статьи
Москва - Крым (21053, июнь 2006)
Йошкар-Ола - Крым (2112, лето 2005)
Саранск - Крым (Bluebird, лето 2005)
Саратов - Крым (ВАЗ-2110, август 2005)
С.-Петербург - Крым (Vitz, июль 2005)
Саратов - Крым (Audi 100, лето 2005)
Новосибирск - Крым (Corona, июль 2004)
Москва - Крым (Caldina, июль 2004)
Москва - Крым (VW B3, весна 2004)
Мурманск - Крым (TownAce, лето 2003)
Новосибирск - Крым (лето 2003)
Москва - Крым (21093, август 2003)
Москва - Крым (214145, июль 2003)
Москва - Крым (VW B3, лето 2002)
Москва - Крым (21102, лето 2002)
Якутия - Крым (Caldina, весна 2002)
Арзамас - Евпатория (май 2001)
Пермь - Севастополь (21102, лето 2000)
Москва - Крым (2141, лето 2000)
Архангельск - Крым (Silvia, лето 2000)
Путешествия
Остров Крым
Москва - Крым (лето 2004)
13.09.2006
В отпуск многие наверняка отправятся в Крым. И хотя по
ценам курортные города Крыма уже сравнялись с Турцией и
Кипром, сервис по-прежнему оставляет желать лучшего, а с водой
все еще перебои, любителей крымского отдыха меньше не
становится: «это все мое, родное…» О том, какие неприятности
могут подстерегать российских туристов на Украине, мы
рассказывали три года назад. Что
изменилось с тех пор?
Прежде чем отправиться в «разведпоездку», мы выяснили,
какие документы потребуются для въезда на Украину. Оказалось,
что, как и прежде, нужен лишь российский или заграничный
паспорт. Для ребенка до 14 лет нужно свидетельство о рождении.
Если ребенок путешествует только с одним родителем, на границе
потребуют нотариально заверенное письменное согласие другого
родителя. Если родители отпустили ребенка одного, то должны
дать ему с собой два письменных «благословения». Кстати, для
домашних животных тоже нужен паспорт — ветеринарный, с
отметками о прививках. В противном случае вас могут обязать
сделать прививки прямо на таможне.
Въезд на Украину по рукописным доверенностям запрещен —
годятся только нотариально заверенные доверенности с отметкой
о возможности выезда за границу, а для автомобилей юридических
лиц — путевой лист и командировочное удостоверение водителя.
На таможне могут потребовать и наличие наклейки RUS на
багажнике. Если наклейки нет, таможенники предлагают купить ее
на месте за десять долларов: этакий «приработок». И это при
том, что с российскими номерами нового образца наклейка не
нужна! Но лучше не терять времени на споры, а взять «овальчик»
с собой — и приклеить в случае необходимости.
В дорогу лучше отправляться ночью — ни машин, ни гаишников
на трассе практически нет, поэтому 650 километров от Москвы до
границы можно пройти на одном дыхании. Федеральная трасса Крым
(М2) поначалу порадовала хорошим покрытием, широкими
асфальтированными обочинами, обилием указателей и свежей
разметкой — поддерживать 130 км/ч на видавшем виды купе Toyota
Sprinter Trueno с тремя седоками и полным багажником не
составило труда. Лишь перед эстакадами и мостами нужно
притормаживать — пологие волны местами превратились в
настоящие трамплины. Но есть и действительно отвратительный
участок в Курской области, после которого весьма
посредственные дороги Орловщины кажутся ровными. А уж
белгородский участок трассы — и вовсе автобан...
Еще одно преимущество «ночного выезда» — отсутствие
ажиотажа на таможне. Мы выбрали центральный терминал
Нехотеевка-Гоптiвка, не застав там в шесть утра никаких
очередей. Российские таможенники порадовали расторопностью —
содержимое багажника их не заинтересовало, а на проверку
паспортов ушло не больше минуты. Украинцы, наоборот, ведут
себя нарочито вальяжно, подолгу рассматривая машину и
основательно перетряхивая багажник. Это приводит к тому, что в
сезон уже в 9—10 часов утра на украинской таможне
выстраивается очередь на полтора-два часа: удовольствие не из
приятных, особенно на солнцепеке. Тем более что тут же
образуется «очередь, которая вне очереди», — за 1500
рублей.
Новая процедура оформления приятно удивила: все сборы за
оформление документов, страховку и экологический контроль
отменены. Тем, кто путешествует по общегражданскому паспорту,
нужно лишь заполнить иммиграционную карточку — в нее ставятся
штампы о въезде и выезде. До недавних пор штампы ставили прямо
в паспорт, что, в принципе, делало его недействительным.
Многих ставит в неловкое положение необходимость написания
точного адреса проживания на Украине. Теряться не стоит:
подойдет любой вымышленный адрес (г. Судак, улица Ленина, дом
1). Карточку нужно хранить до конца поездки — ее могут
потребовать на выезде с Украины. А лучше взять с собой
загранпаспорт: штамп ставится в него, поэтому необходимость в
карточке отпадает. Единственная неизбежная формальность —
заполнение анкеты-декларации, в которой указываются деньги,
ценные вещи (мобильные телефоны, фотоаппараты и т.д.). Все
остальное декларируется устно.
Какую сумму указывать в декларации? Порог устного
декларирования — $1000 на человека в любой валюте. Если денег
больше (до $10000), то нужна письменная декларация. Но любые
количества украинской гривны декларируются письменно, а
максимальная сумма ограничена 10000 гривен (одна гривна сейчас
— это примерно 5,4 российских рубля).
Любопытно, что для меня таможенный осмотр закончился
приглашением в кабинет и прямой просьбой «дать на могарыч —
сколько считаешь нужным». На отказ таможенник зло процедил
«ладно, езжай» и пошел завлекать очередного российского
туриста…
Кстати, многие советуют пересекать границу в других пунктах
— мол, взяточников там меньше. Не рекомендуем. На
второстепенных по важности переходах пограничники могут
«забыть» поставить штамп в иммиграционную карточку или
загранпаспорт — мол, черт с ней, с карточкой, езжай так. Этого
нельзя делать ни в коем случае! Позже, на выезде вас могут
обвинить в нелегальном пребывании на территории Украины — со
всеми вытекающими отсюда последствиями. На центральном КПП
Нехотеевка-Гоптiвка такие неувязки случаются крайне редко. Да
и дорога к другим таможенным пунктам значительно хуже, а
указателей нет вовсе.
Не успели мы отъехать и двадцати метров от пограничного
шлагбаума, как нас остановил дядька бомжеватого вида в зеленой
форме и с жезлом в руках. Представился транспортным
инспектором: «Пройдите вон в то здание, в первое окошко». Мы
не пошли и, выслушав рассказ об обязательном страховании жизни
и автомобиля, вежливо объяснили «зеленому человечку», что
машину он остановил незаконно — это могут сделать только
сотрудники дорожной милиции, ДАI. Поэтому платить мы не
собираемся. Он не стал возражать и ушел. Еще бы! Кому, как не
ему, знать, что медицинская страховка на Украине — дело
добровольное, а полис «автогражданки» для иностранцев
требуется иметь при себе, только если машина… застрахована. А
если нет страховки в принципе, то нет и штрафа за ее
отсутствие!
С «экологами» на въезде в Харьковскую область вышло и вовсе
комично: водитель машины с подмосковными номерами перед нами в
ответ на взмах жезла показал очередному «зеленому человечку»
нехитрую комбинацию из трех пальцев. Мы же остановились —
вновь из любопытства. «Эколог» выпалил заученную фразу:
«Санитарная инспекция, мы производим санитарную обработку
иногородних транспортных средств специальным физраствором № 6,
проезжайте в бокс, оплата на месте — 150 рублей». Физраствор?
Цены в рублях? Интересуемся, почему та Audi с подмосковными
номерами проехала мимо. Смутившись, «эколог» пробурчал, что ее
водитель показал специальный талон. Едва удерживаясь от смеха,
мы отказались платить, на что «эколог» попытался было угрожать
(«передадим ваши данные куда следует»).
На самом деле для туристов разговоры со «страховщиками» и
«экологами» — пустая трата времени. Они не имеют права
останавливать автомобили, а навязывание платных услуг на
Украине — такое же преступление, как и в России. Единственная
проблема — не перепутать их с настоящими инспекторами ДАI, за
неподчинение которым полагается внушительный штраф или даже
лишение прав. Поэтому мошенников рекомендуем миновать
следующим образом: остановиться и через приопущенное на пару
сантиметров стекло попросить показать удостоверение сотрудника
ДАI. Если вам покажут другую «корочку» или не предъявят ее
вовсе, можно смело давить на газ.
С ДАI за всю поездку нам довелось пообщаться лишь единожды,
но урок мы получили хороший. Даишник вежливо представился и
заявил, что мы превысили скорость более чем на 20 км/ч.
Спорить не стали — ехали мы действительно 120 км/ч вместо
положенных 90 км/ч. Скорее всего, все закончилось бы
составлением протокола — ни изымать права до уплаты штрафа, ни
брать деньги на месте даишники не вправе. Более того, есть уже
несколько прямых распоряжений руководства, обязующих
инспекторов быть вежливыми именно с российскими туристами. Но,
увидев, что у нас нет талона о прохождении техосмотра и
услышав наш вопрос «что за это полагается?», даишник оживился
— «ну, на сто гривен вы попали точно». Жаль, что мы не изучили
перед поездкой украинский КоАП — пришлось поверить, что за
отсутствие талона ГТО полагается штрафстоянка, и дать «на
лапу» 50 гривен. Только по прибытии в Москву мы узнали, что
оштрафовать за это могут максимум на 34 гривны, причем, как и
за любую другую провинность, — только через суд. Единственный
случай, когда предусмотрена штрафстоянка, — это вождение в
нетрезвом виде (машину возвращают владельцу только по решению
местного суда).
И вот, наконец, Крым! На въезде в автономную республику
нужно уплатить единый курортный сбор: 5 гривен с человека и 10
— за транспортное средство. Это единственный законный платеж.
Крымские водители порадовали предупредительностью и
корректностью, а дороги здесь — намного лучше, чем в России и
на Украине. Особенно роскошной оказалась трасса
Симферополь—Ялта, которая одновременно является самым длинным
троллейбусным маршрутом в мире — 95 километров! И асфальт, и
разметка, и дорожные знаки — не хуже, чем на Рублево-Успенском
шоссе.
А вот качество бензина расстроило: после заправки на
современной, но безымянной АЗС на выезде из Симферополя сразу
начал досаждать характерный звук детонации. Когда почти весь
бак был израсходован, выяснилось, что двигатель «сожрал» около
полутора литров масла! Мотор был заправлен «синтетикой»
Castrol Magnatec 5W40, но импортное масло нам посоветовали не
покупать… сами продавцы. «Всю контрабанду делают в Одессе, на
Малой Арнаутской», — процитировали они Ильфа и Петрова.
Пришлось довольствоваться украинскими нефтепродуктами, а по
приезде в Москву заменить масло полностью. Хорошо хоть, что
после следующей заправки — на этот раз на фирменной колонке
Тат-Нефть под Ялтой, — детонация исчезла. Кстати, бензин на
Украине оказался не дороже, чем в России, да и ассортимент —
не хуже московского: иногда встречается даже АИ-98.
А на обратном пути нас поджидал последний сюрприз — на
выезде из Украины с нас потребовали… оплатить дорожный сбор в
размере $10 за пользование дорогами Харьковской области!
Причем требовали его не подозрительного вида «зеленые
человечки», а сами пограничники. И делали это незаконно — как
мы узнали, с 1 января 2004 года все приграничные сборы
отменены.
Знание законов позволило нам сэкономить около $100 — столько стоит почти весь бензин, который мы сожгли за 3700 километров нашего крымского путешествия. Кстати, обычный мобильный телефон — хорошее оружие против вымогателей и взяточников: в большинстве случаев самая напряженная ситуация разрешится мирно уже на стадии набора номера. Главное — знать телефоны (см. врез). И, конечно, не забыть паспорта и все нужные документы...
Анатолий КАЛИЦЕВ
По материалам сайта www.autoreview.ru
Оставить комментарий: