Российский Клуб Любителей Автомобилей Марки Тойота

Экспорт новостей:

Статьи

Москва - Золотое Кольцо (лето 2006)

Нижний Новгород - Кемь (21214, июль 2006)

Москва - Золотое Кольцо (2123, июль 2006)

Старый Оскол - Санкт-Петербург (Audi 80, июль 2006)

Якутск - Новосибирск (C.Fielder, июль 2006)

Новосибирск - Монголия (Sprinter, июль 2006)

Москва - Карелия (Zafira, июнь 2006)

Москва - Тамбов (21053, июнь 2006)

С.-Петербург - Изборск (июнь 2006)

Зеленоград - Тула (июнь 2006)

Москва - Казань (май 2006)

Москва - Псков (май 2006)

Таруса - Переславль-Залесский (2107, май 2006)

С.-Петербург - Дно (май 2006)

Москва - Изборск (май 2006)

Мытищи - Белозерск (май 2006)

Москва - Серпухов (май 2006)

Москва - Ростов Великий (Accent, май 2006)

Москва - Золотое Кольцо (май 2006)

Зеленоград - Волгоград (май 2006)

Москва - Золотое Кольцо (апрель 2006)

Москва - Мышкин (апрель 2006)

Москва - Ростов (Accent, март 2006)

С.-Петербург – Ковдор (Caldina, март 2006)

Москва - Торжок (февраль 2006)

Москва - Кострома (2111, январь 2006)

Москва - Кириллов (январь 2006)

Москва - Бежецк (октябрь 2005)

Москва - Ростов (сентябрь 2005)

Омск - Байкал (лето 2005)

Омск - Алтай (RAV4, лето 2005)

Москва - Кунгур (Газель, лето 2005)

Ханты-Мансийск - Иссык-Куль (Vitz, лето 2005)

Красноярск - Сургут (Capella, лето 2005)

Новосибирск - С.Петербург (Sprinter, лето 2005)

Кемерово - Тыва (Corolla II, лето 2005)

С.-Петербург - Ясная Поляна (август 2005)

С.-Петербург - Кунгур (Leganza, август 2005)

Москва - Ржев (август 2005)

Магнитогорск - Златоуст (август 2005)

Москва - Новосибирск (Lucino, август 2005)

Москва - Золотое кольцо (август 2005)

Москва - Сольвычегодск (июль 2005)

Москва - Нижний Новгород (июль 2005)

Москва - Ленинградская область (июль 2005)

Москва - Псков (июль 2005)

Москва - Золотое кольцо - Вологда (2109, июль 2005)

Москва - СПб - Вологда (21065, июль 2005)

Москва - Карелия (Carina E, июль 2005)

Тверь - Нижний Новгород (2105, июль 2005)

Новосибирск - Тува (июль 2005)

Москва - Соловки (июль 2005)

Магнитогорск - Тобольск (июль 2005)

Москва - Суздаль (Ford Ranger, июль 2005)

Новосибирск - Актру - 2 (Corolla, июль 2005)

Кузбасс-Хакассия-Красноярск (2106, июль 2005)

Новосибирск - Актру (Camry, июль 2005)

Москва - Волгоград (Almera, июнь 2005)

Москва - Кижи (2112, июнь 2005)

Москва - Кострома (июнь 2005)

Москва - Петрозаводск (Golf III, июнь 2005)

Москва - Золотое кольцо (2109, июнь 2005)

Москва - Волгоград (май 2005)

Москва - Тула (2109, май 2005)

Москва - Смоленск (май 2005)

Магнитогорск - Соликамск (май 2005)

Москва - С.Петербург (май 2005)

Новосибирск - С.Петербург (Vitz, апрель 2005)

Москва - Оренбург (B3, март 2005)

Москва - Вологда (21065, январь 2005)

Новосибирск - Ростов (Carina, январь 2005)

Новосибирск - Москва (Corolla, ноябрь 2004)

Новосибирск - Сургут (Vitz, октябрь 2004)

Магнитогорск - Екатеринбург (сентябрь 2004)

Хакасия - Байкал (лето 2004)

Ангарск - Пермь (Crown, август 2004)

Москва - Пермь (июль 2004)

Москва - Торжок (июль 2004)

Москва - Карелия (21083, июль 2004)

Кемерово - Москва (Marino, июль 2004)

Москва - Геленджик (июнь 2004)

Москва - Золотое кольцо (Subaru, июнь 2004)

Москва - Золотое Кольцо (июнь 2004)

Москва - Магнитогорск (SGV, май 2004)

Москва - Калуга (май 2004)

Москва - Новгород (май 2004)

Москва - Великий Новгород (1111, апрель 2004)

Новосибирск - Надым (Carina ED, зима 2004)

Москва - Архангельск (январь 2004)

Новосибирск - Челябинск (Duet, январь 2004)

Тобольск - Новосибирск (Corona, октябрь 2003)

Новосибирск - Минусинск (Corona, сентябрь 2003)

Новосибирск - Самара (Sprinter, осень 2003)

Москва - Карелия (август 2003)

Москва - Козельск (август 2003)

Москва - Новосибирск (Civic, август 2003)

Омск - Улаган (2103, август 2003)

Екатеринбург - С.Петербург (Caldina, август 2003)

Томск - Телецкое озеро (Pulsar, июль 2003)

Москва - Золотое кольцо (июнь 2003)

Красноярск - Кострома (Platz, лето 2003)

Красноярск - Одесса (Marino, лето 2003)

Москва - Улан-Удэ (лето 2003)

С.-Петербург - Лахденпохья (Vectra A, май 2003)

Красноярск - Иркутск (2101, май 2003)

Новосибирск - Пермь (Corolla, май 2003)

Иркутск - Байкал (май 2003)

Красноярск - Москва (Odyssey, март 2003)

Чита - Екатеринбург (Caldina, весна 2003)

Новосибирск - Екатеринбург (Marino, февраль 2003)

Новосибирск - Москва (Caldina, февраль 2003)

Новосибирск - Курган (Cynos, 2003)

Новосибирск - Екатеринбург (Carina ED, 2003)

Череповец – Южный Урал (2109, декабрь 2002)

Москва - Усинск (Granada, осень 2002)

Новосибирск - Липецк (RVR, ноябрь 2002)

С.-Петербург - Карелия (2109, сентябрь 2002)

Иркутск - Байкал (лето 2002)

Москва - Калиниград (август 2002)

Якутск - Волгоград (TownAce, август 2002)

С.-Петербург - Онега (УАЗ, июль 2002)

Новосибирск - Иркутск (Carina ED, июнь 2002)

Сургут - Иркутск (Corolla, лето 2002)

Москва - Карелия (100/44, май 2002)

Новосибирск - Челябинск (Vista, май 2002)

Новосибирск - Москва (Cefiro, апрель 2002)

Сургут - Балаково (21099, весна 2002)

Саров - Северодвинск (21065, лето 2001)

Нижний Новгород - Псков (21047, август 2001)

Иркутск - Ольхон (июль 2001)

Москва - Санкт-Петербург (2108, июль 2001)

Нижневартовск - Европа (Almera, июнь 2001)

Москва - Рыбинск (май 2001)

Новосибирск - Москва (Carib, декабрь 2000)

Новосибирск - Москва (Sprinter, ноябрь 2000)

Москва - Псков (2108, август 1999)

Нижний Новгород - Валдай (412, июль 1999)

Алтай (зима 1996)

Путешествия

Главная | Путешествия | Россия | С.-петербург - онега (уаз, июль 2002)

Россия

С.-Петербург - Онега (УАЗ, июль 2002)

13.09.2006

    Дмитрий Богданов


"Вокруг Онежского озера"
С.Петербург - Вознесенье - Петрозаводск - Гирвас - Кяппесельга - Ламбасручей - Великая Губа - - Толвуя - п-ов Клим - Медвежьегорск - Челмужская коса - р.Немина (д.Немино 2-е) - Пудож - м.Бесов Нос - Вытегра - Лодейное Поле - С.Петербург
13-26 июля 2002 года

Начальный план был проехать за 2 дня за Петрозаводск, в северной части Онеги сделать 3 стоянки и по восточному берегу вернуться домой, по пути заворачивая посмотреть всякие достопримечательности. На все путешествие отводилось 2 недели. Машины: два УАЗика - 3162 (Носорог3162) и 31519(Белый Носорог). 3162 вел Роман, 31519 вели по очереди Дмитрий и Игорь.

Выехали 13.07, финишировали 26.07. Пройденное расстояние 1919 км, время в пути (непосредственно в движении) 43 ч 32 мин, средняя скорость 44.1 км/ч.

Для начала краткие сведения:

Дороги вокруг Онеги везде хорошие, кроме Вологодской области. Там почти на всем протяжении области идет ужасный грейдер, по которому ехать со скоростью выше 30 км/ч, можно только на УАЗах.
Заправок мало и только в крупных центрах. Из известных брендов есть только ТНК. Вполне возможно ехать от ТНК до ТНК, бензина хватает. Есть любой бензин. Солярка есть по умолчанию. К качеству бензина нареканий не было.
Местные названия отличаются по ударению. Например, по нашему ЛамбасручЕй, по ихнему ЛамбасрУчей, по нашему НемИна, по ихнему НЕмина, РампОле - РАмполе.
В период с 13.07.02 по 26.07.02 грибов нигде не было из-за сухой погоды, зато черника там растет практически везде, быстро надоедает. GSM есть только в Петрозаводске, нигде больше не работает.
Карты в отношении лесных дорог совершенно врут, хотя во всем остальном достоверные, поэтому при езде по лесу следует полагаться только на GPS.
Поломок почти не было, были только проблемы с ремнями. В первый день у 31519 пропала зарядка - ослаб генераторный ремень, в конце поездки он порвался. У 3162 тоже под конец поездки тоже порвался генераторный ремень. Вроде все поломки.

13.07.02
0…375км. Санкт-Петербург - Вознесенье - Мыс Часовня.


Отъезд был в 10.00 от поста ГАИ на мурманском шоссе. Ехали не торопясь, с частыми остановками и часам к 6 доехали до Вознесенья, которое находится на Онеге у истока реки Свири. Там же было первое впечатление - паромная переправа. Для городских жителей интересное развлечение.

Переправились на другой берег, проехали километров 10 и заночевали на берегу Онеги в районе мыса Часовня. Солнечный день, песчаный пляж, шашлык, пиво, вино, водка еще улучшили нам настроение, которое и так уже было на высоком уровне - первый день отпусков все-таки.

14.07.02
375…760км. Мыс Часовня - Петрозаводск - Марциальные воды - Кяппесельга - Уница - Черкасы - Ламбасручей - Рамполе.


Этот день можно назвать днем разочарований. Первоначальный план на этот день был такой: проехать Петрозаводск, выехать на мурманскую трассу и по хорошей дороге проехать как можно дальше, свернуть в сторону Уницкой губы, найти красивую стоянку и стоять там 2 дня.

До Петрозаводска доехали нормально. После него, как гласила карта, было 2 пути - через Кондопогу и левее по М18. Кстати, и тот и другой путь идет через Шуйскую чупу. Заезжать туда не стали. Зачем тревожить президентскую резиденцию. Выбрали, разумеется, М18. Дорога оказалась так себе, не плохая, но на федеральную трассу не тянет. Проехав километров 80…100, выехали на дорогу, которая идет через Кондопогу, и очень сильно удивились, т.к. дорога эта только что построенная, очень ровная, без крутых поворотов и с нарисованной разметкой. Оказалось, что мурманскую дорогу построили не так как нарисовано на карте. Это было первое разочарование, но не очень сильное.

И по той и по другой дороге есть интересный места: через Кондопогу - водопад Кивач, по нашей - курорт с марциальными водами. Всего там 4 источника, все дают разную воду и над каждым построена будка типа общественного сортира, что, конечно, живописности не добавляет. В итоге с частыми остановками и фотографированием достопримечательностей доехали до очередного пункта нашей легенды - деревни Кяппесельга. После нее до Уницы, где нам надо было сделать выбор, ехать ли по короткой дороге вдоль Уницкой губы, где впереди паромная переправа, которая, скорее всего не работает, т.к. деревни в тех местах уже нежилые. Поэтому поехали вокруг мимо Ладжозера, через деревню Черкассы с расчетом выехать на Уницкую губу южнее. Обе дороги обозначены как лесные, места там каменистые, поэтому дороги твердые, но без особо больших валунов и без глубокой колеи.

Интересная дорога нам досталась. Очень часто, бывало, поднимемся на высоты метров 120-140 и потом сразу спуск до 50-70 (сама Онега на высоте 40 м). В общем, без приключений добрались до Черкас, откуда, судя по карте, огибая Ладжозеро мы выезжаем на Уницкую губу и вдоль нее едем по дороге на север.

Тут было второе разочарование - той дороги (это та, которая с неработающим паромом) вдоль губы нет. То есть совсем. Через лес только выезжаешь на губу и все, ни на юг, ни на север путей нет. А мы в этих местах планировали сделать стоянку. На губу то мы выехали, но место нам совсем не понравилось. Пришлось ехать обратно к Черкасам и оттуда на юг, вдоль Уницкой губы и искать стоянку там.

Следующее (запасное) место для стоянки нами было припасено на берегу части Уницкой губы под названием губа Умпаг. Дорога от Черкас (по карте) идет через лес и горы, через развалины Красной сельги и выходит на этот Умпаг и далее по самому берегу.

В Красной сельге был интересный случай: самой деревни нет, есть только пара развалившихся домов и посреди поля полуразвалившаяся церквушечка, размером чуть больше гаража, но зато с куполом. Естественно все мы побежали фотографироваться. Первое, что мы увидели около церкви - костер, полстакана вина и 2 пары тапок и ни души вокруг. В самой церкви кто-то живет. Поразмыслив немного, кому это понадобилось при звуке приближавшихся машин все бросить и скрыться в лесу, причем жить в развалинах равноудаленных от жилых мест примерно километров на 40, мы пришли к выводу, что это беглый (или беглые), и решили по-быстрому уехать.

После Красной сельги дорога резко ухудшилась - глина, правда засохшая, большие камни (то и дело мостами цеплялись) и еще когда-то отсюда возили лес, поэтому в глине осталась глубокая колея. Дождей не было давно, поэтому проехали быстро, а весной или осенью ехали бы мы тут дня три регулярно пользуясь лебедками. Вскоре после Красной сельги мы должны были выехать на нашу губу, она уже была видна на GPS, и по GPS ехать было совсем мало. Но тут дорога вместо почти южного направления стала юго-восточной, и проехали мы стороной наши возможные места стоянок. Ни на одной карте такого финта не обозначено. Это было наше очередное разочарование.

Таким образом, вокруг мы приехали в большую деревню Ламбасручей, ее мы планировали проехать уже во время следующего перегона, то есть после стоянки. Повис вопрос, что дальше. К тому моменту мы уже ехали 12 часов, причем половина из них по лесам и горам, где дороги отнюдь не ровные. Все устали, хотят есть и спать. Решаем ехать вдоль озера до тех пор пока не найдем стоянку. Опять же карта говорит, что от Ламбасручья дорога идет вдоль воды через развалины Усть-Реки к развалинам деревень Вянишполе, Южный двор и Рамполе.

Еще одно разочарование - нет такой дороги вдоль воды. Есть далеко от воды, но до тех деревень мы доехали и опять облом - места для стоянки нет, где есть доступ к воде, везде деревни. Остановились мы на свежескошенном поле и хотели прямо здесь все бросить и заночевать и на след день поехать искать место для длительной стоянки, потому что время уже было около 12 ночи, а выехали мы в 9 утра. Игорь вызвался пойти на разведку и - о чудо! - передает по рации, что нашел приличное место у воды. Все кинулись туда. Место у самой воды, полусгнившие мостки, каменистое дно и выкошенная полянка, где и поставили палатки. А сама полянка находится возле полуразрушенного дома в деревне Рамполе. То есть стали там, где был огород. Место и в самом деле оказалось удачным, стояли там 2 дня (3 ночевки): купались, загорали, ловили рыбу. В общем, всем опять было хорошо, ничего примечательного не было, за исключением 2 событий…

1. В Рамполе мы единственный раз за всю поезду воспользовались лебедкой. Нам нужны были дрова, леса непосредственно у палаток не было, нашли поваленное дерево в лесу и собрались его притащить машиной, но до самого дерева не доехать пришлось подъехать к самой границе леса и лебедкой вытащить дерево, а потом машиной дотащить его до стоянки.

2. Утром после первой ночевки в Рамполе к нам из соседней деревни пришли местные - Бабушка, мама и сынок (он же внучок). Говорят, увидели машины на берегу и пришли посмотреть, поскольку ждут родственников. Сами из Петрозаводска, сюда приехали на недельку. Бабушка оказалась владелицей самого целого дома в Рамполе. В деревне в лучшие времена было всего 10 домов, мы уже увидели 2.5, бабушкин был почти жилой. Очень долго мы беседовали с бабушкой, рассказала она нам всю судьбу деревни, отдельных домов и людей. Рамполе, оказывается, упоминается в летописи уже в 1689 году. И жила бы эта деревня и многие другие до сих пор, если бы не советская власть, коллективизация, укрупнение, бездумная мелиорация и война (место это было 4 года под финской оккупацией). Не будем передавать всей беседы, долгая она была и оставила горькое чувство от такой разрухи. По дороге мы проезжали много всяких развалин, часто бывало так - на карте есть обозначение деревни, а на практике уже просто чистое поле. А ведь места красивейшие, тут свой микроклимат, в Рамполе выращивали почти все, включая зерновые. А огурцы росли в открытом грунте. Про микроклимат нам рассказала "Мама". Она научный работник, что-то связанное с биологией, но называется не биолог, а как-то по-другому. Рассказала она про микроклимат, про то какие рыбы и где водятся, про повышенный уровень радиации в этих местах. И еще Бабушка нас предупредила, что в этом году особенно много черных гадюк (они их называют холодными).

В общем, отдохнули после тяжелой дороги на славу. Впечатления от поездки до Рамполе - не верить картам, только GPS, если бы не он, плутали бы мы долго. У нас было 2 разные карты, они противоречили друг другу, и ни одна не совпадала с действительностью. Это касается лесных дорог, остальные сведения в порядке.

17.07.02
760…825 км. Рамполе - Великая губа - Толвуя - полуостров Клим.


По дороге ничего интересного за исключением красивых пейзажей. Дорогу нашли сразу, стоянку тоже. Остановились на северо-восточной части Клима.

Прямо перед нами были острова Кайнос, Мегостров и между ними еще один маленький, название которого сейчас не вспомнить. Наша стоянка в Рамполе была нетипичной для Онеги - поля и луга по берегу. А на Климу все было как надо - песчаный пляж, камушки, сосновый лес. Здесь же у нас был самый богатый улов - 5 здоровенных лещей.

Относительно рыбалки хочется сказать отдельно. Начитавшись всяких материалов, на Онеге мы планировали ловить форель и судака. Тем не менее, за всю поездку основная наша рыба были окуни, которых и в Лен. области пруд пруди. Они ловились на спиннинг и удочку повсюду. Ни форели, ни лосося, ни судака мы так и не увидели. И хотя улов все-таки был чуть выше среднего, нам радости не доставлял, поскольку не за окунями охотились.

С точки зрения достопримечательностей на Климу нас заинтересовал Мегостров. Его стратегическое положение (он закрывает подход к Медвежьегорску) очень понравилось финнам во время ВОВ, поэтому весь остров изрыт окопами. Несколько рядов окопов, колючая проволока, очень крутой склон делали его наверно неприступным, плюс, по слухам, на острове есть финский дот, но его мы не нашли. Зато нашли маяк, с верхней точки которого открывался великолепный вид Заонежья с близлежащими островками.

С Клима помимо трех островов на расстоянии 10…12км было видно некое чудо природы - Западную Челмужскую косу. Коса эта шириной 200…500 метров и длиной 12…15 км. Планируя поездку по карте, мы намечали там сделать стоянку. Туда мы и отправились.

20.07.02
825…1057км. Полуостров Клим - Медвежьегорск - Западная Челмужская коса - Река Немина


Первоначальный план на этот переезд был такой: едем до Медвежьегорска, там пополняем запасы бензина, после блуждания по лесам Заонежья у нас оставалось бензина только-только до Медвежьей горы, причем 31519 был в худшем положении - израсходованы оба бака и канистра, а у 3162 еще оставалась нетронутая канистра.

Заправки в Карелии находятся только в крупных центрах, на трассе или в деревнях найти бензин можно только у местного населения. Кроме бензина у нас кончились пиво, вино, водка, соки и лимонады.

После Медвежьегорска перед заездом на косу хотели заехать на реку Немину. Начитавшись интерента, перед поездкой выяснили, что Немина - чуть ли не основное место обитания лосося. Река порожистая, это видно и по карте. Озерного лосося в Онеге ловить нельзя, ни при каких условиях, а про речного мы однозначной информации не нашли, поэтому решили рискнуть. Нам Немина представлялась почти Эльдорадо, где лосось сам выпрыгивает из воды и остается его только собрать по берегу. К сожалению, к этому моменту у нас умерли все черви и дальнейшая наша рыбалка на удочку была под большим вопросом. Оставался только спиннинг. Все попытки накопать червей на картофельном поле и и в других местах окончились неудачей. Везде песок. А червяк в песке не живет. Выручили местные жители. Показали бывшую свалку недалеко от заправки ТНК на въезде в Медвежьегорск. Там мы и восполнили запасы червей.

После этого на нашем пути лежал Медвежьегорск, где надо было купить продовольствие. Сначала мы заехали в магазин, а потом отправились на рынок за овощами и фруктами. Тут проходит мимо мужчина с женщиной, видит надпись на борту машины и говорит: "О! Носорог!". Поначалу мы прикола не поняли, думали, интерес вызвала сама машина. А мужик, отойдя немного, говорит женщине: "Это из уазовской конфы". Для нас эта фраза была чем-то очень давно забытым. Оно и понятно, после недельного отрыва от цивилизации, в самой северной точке Онеги, где нет, не то что GSM, а радио не работает, и вдруг услышать такие слова. Разумеется, пошли посмотреть и видим - рядом с нашими машинами стоит 41 Москвич с московскими номерами и сзади наклейка "www.auto.ru Ben". Поговорили, конечно, оказалось, они едут в направлении противоположном нам, а в уазовскую конфу тоже заходит, поскольку владеет буханкой.

Затарились и поехали искать Немину. По пути нам попался Беломоро-Балтийский канал. В этом месте построено подряд 7 шлюзов. Разумеется, мы все повыскакивали с фотоаппаратами и видеокамерами, но сразу уперлись взглядами в строгую табличку: "Стратегический объект, фото и видео съемка запрещена". И хотя вокруг не было ни души, мы поспешили уехать. Надо было ехать по трассе, потом налево на грунтовку и через некоторое расстояние направо по лесной дороге. Так мы планировали приехать к наиболее понравившемуся месту. Щазз! Поворот на лесную дорогу нашли, но сама дорога, которая на карте имеет 1 развилку, то и дело раздваивалась, естественно мы заблудились. На GPS этой реки нет, поэтому куда ехать никто не знает. К этому времени пошел сильный дождь и пешком на разведку идти никто не захотел. Памятуя недавние скитания по лесам, плюс стоны и жалобы слабой половины команды решили разворачиваться. К тому же после пополнения запасов машины опять стали очень тяжелыми, настолько тяжелыми, что внедорожниками их уже было не назвать. Да и самим уже хотелось потребить часть запасов. Дорога была - засохшая глиняная колея, иногда встречались заболоченные, но легко проходимые участки. В общем, спецучасток балла на 3. Но! Как только мы заехали поглубже, сразу пошел сильный дождь, глина раскисла, и дорога стала баллов 5.

Выбрались из леса и поехали на косу, там немного поплутали в поисках стоянки. Лесная дорога по косе, разумеется, совершенно не соответствовала карте. Но это было не страшно, т.к. никуда с косы все равно не денешься. Как уже упоминалось, перед выездом мы изучали всякие материалы про Онегу из интернета, в том числе и отчеты о других поездках. Так вот, про эту дорогу на косе было сказано, что дорога проходима для машин класса Нив, но и их жалко. Полная брехня! Покрытие - песок, дорога идет через сосновый лес, поэтому иногда торчат корни, но ехать можно на любой машине. Нашли хорошее местечко на западном берегу косы - песок, сосны, а камней почти не было, почти что Сочи.

Правда коса оказалась весьма популярной у туристов, нам пришлось разбить лагерь около норвежских катамаранщиков (они на следующий день уехали), за ними стояли люди из Гатчины, за ними - из Москвы, потом из Питера и последние москвичи на Рендж Ровере и Лендкруизере. Эти не просыхали вообще ни разу. Отдыхали на полную катушку. Утром обнаружили, что перед нами 3 острова: Мегостров, остров, название которого забылось, и Кайнос. Между ними виднелся полуостров Клим и в бинокль можно было даже рассмотреть нашу предыдущую стоянку. Расстояние по прямой между стоянками километров 10, а проехали мы больше 200.

От нефиг делать опять сплавали на Мегостров, походили с другой стороны, обнаружили косу на острове, на которой чайки вывели потомство и оно пряталось от нас в камнях, все засняли. Еще посетили ничью баню. Строение старое, но рабочее и, видать, часто посещаемое. Опять слазали на маяк.

На следующий день стоянки пришла в голову идея обогнуть косу и выйти в челмужскую губу. Западная челмужская коса идет с севера на юг и отделяет часть Онеги. С берега же с востока на запад идет Восточная челмужская губа примерно к середине западной косы. Обе эти косы образуют Челмужскую губу, в которой много рыбы и ловится судак. Настолько хорошо он ловится, что на его ловлю продают лицензии, а без них ловить нельзя - свирепствует рыбнадзор (соседи по стоянке из Гатчины рассказали, что в прошлом году их замели только за то, что их надувная лодка была не зарегистрирована).

Роман с женой решили сплавать на разведку, был выбор: или через всю косу тащить лодку и мотор, или на моторе пройти 7…8км и обогнуть косу с юга. Тащить было лень, поэтому поплыли. Через 2 км увидели в косе просвет, который оказался каналом. Как нам потом объяснили, канал был построен еще в петровские времена. По нему протащить лодку совсем не сложно, и попадаешь в Челмужскую губу довольно быстро. Она хотя и является частью Онеги, но вода там совершенно отличается - красноватого цвета, не очень прозрачная, но очень теплая.

Насчет воды в Онеге стоит сказать отдельно. Онега и Ладога сильно похожи и имеют водное сообщение, но в Онеге вода совершенно иная. Нам все время напоминала живую воду, очень чистая, прозрачная (видимость 2-3 метра), на вкус очень приятная. Девушки заявили, что с такой водой им совершенно не нужна косметика, крема всякие они вообще не использовали, хотя в Питере без них никуда. И хотя вода была прохладной, но нельзя было устоять, чтобы не искупаться в ней. Ладога, кажется, по качеству воды уступает Онеге. А в губе вода отличатся от общеонежской, видимо, поэтому там и изобилие рыбы.

Ребята по губе сделали маленький кружок, но насчитали 5 сеток и 6 рыбацких лодок, о чем и доложили оставшимся в лагере.

После них в губу пошли рыбачить Игорь с Димой. Вернулись с неожиданным результатом - без рыбы, но зато пообщавшись с рыбнадзором, от которого они откупились пакетом томатного сока. Мзда была бы больше, если бы взяли наших рыбаков при ловле судака. Они же ловили хоть кого-нибудь на дорожку. К ним подъехал рыбнадзор и попросил достать блесны. Наши достали - у одного морковный твистер (такой оранжевый толстый червяк с крючком), у другого воблер. У рыбнадзорцев вытянулись лица, и, взяв пакет томатного сока в качестве морального удовлетворения, удалились.

Вечером второго дня стоянки произошло событие, немало нас изумившее. О нашей поездке вокруг Онеги Роман в конфе упоминал, и мы подумывали взять третью машину, потому что все вещи мы бы не увезли. Но двое из восьми не поехали, место освободилось, и никого мы брать не хотели, потому что компания у нас давно сплоченная и чужие так и остались бы чужими, да и чем больше народу, тем сложнее всех сорганизовать. Но на момент раздумывания о компаньоне Роман списался через конфу с Schum`ом, он хочет купить УАЗик, поэтому активно читает конфу и изучил Уазбуку. С нами он тоже хотел поехать, посмотреть, как УАЗики ведут себя без дорог. Тем более, что стоянки выбирались случайным образом. Ну вот, на второй день нашей стоянки на косе приезжает компания и занимает место недалеко от нас, там, где катамаранщики стояли. Расположились, и подходит к нам парень и интересуется УАЗиками, точнее 31519. Роман пошел ему рассказывать и показывать, он увидел "www.auto.ru" и "Белый Носорог" и спрашивает, не с нами ли он собирался ехать? Вот так мы и встретились с Schum`ом. Тесен мир.

Третий день стоянки мы посвятили реке Немине. Мысль о лососевой реке нам не давала покоя, и было решено достичь этой реки. Поехала вся мужская часть коллектива и Лидия. На сей раз карта не подвела, ехали сначала по асфальту, потом по грунтовке, потом по лесной дороге приличного качества. Мимо деревень Немино-3 и Немино-2. Последняя оказалась давно заброшенной. Доехали до обозначенного на карте брода, брод был пустяковый, но дальше ехать не было смысла, потому что вот она, река Немина. Она и в правду оказалась вся порожистая, и лосось тут должен был быть обязательно. Было решено поймать не меньше одного лосося и форели без счета.

Разобрав удочки, рыбаки разбрелись по камням и приступили к ловле. Клев пошел сразу, но хватала все плотва, окунь и какая-то еще непонятная мелкая рыба, но точно не форель. Но не за окунями мы столько ехали! Ни форель, ни лосось нам так и не показались, ловили и на удочку, и на блесну. Обидно! Вернулись домой на косу без лосося.

Это была наша последняя большая стоянка, после которой мы по восточному берегу поехали домой с заездами к достопримечательностям. В частности, планировали заехать на мыс Бесов нос (юго-восточная часть Онеги), чтобы посмотреть петроглифы (наскальные рисунки первобытного человека) и на мыс Муромский (южнее Бесова носа), где находится Муромский монастырь, один из древнейших - с XIV века, кажется с 1369 года.

24.07.02
1057…1387км. Западная Челмужская коса - Мыс Бесов Нос


В этот день был план такой: по трассе доехать до Пудожа, потом до Нигижмы и Каршево, откуда ведет дорога на Бесов нос. Посмотреть петроглифы, выехать опять на дорогу, и доехать до Муромского монастыря и там где-нибудь заночевать.

По карте и к Бесову носу и к Муромскому мысу идет лесная дорожка км по 15…20. Поэтому задача казалась вполне осуществимой. Но жизнь, как известно, вносит свои коррективы.

До Каршево добрались без проблем. От Каршево пошла лесная дорога вполне приемлемого качества, и мы думали, что такая она и будет (место посещаемое, значит и дорога должна быть в порядке), но километров через 5 дорога резко начала ухудшаться, появились заболоченные ручьи, размокшая глина, глубокая колея, полусгнившие мосты, по которым страшно ехать. Временами попадался старый тракторный след, и иногда дорога вообще заросла травой. В общем, легкой поездки не получилось. 17км от Каршево до Бесова носа мы ехали больше двух часов. Роман на 3162 ехал первым и, разведывая дорогу, 3 раза довольно плотно садился. Дима на 31519 вытаскивал назад и то же самое место проходили по-другому совсем без труда, то есть важно было знать форватер. Тем не менее, в интернетовском написании про этот путь было написано, что "дорога трудно проходима для машин класса Самар". Совершенно верно! Но тот писатель забыл указать, что это дорога вообще непроходима для машин классом ниже подготовленных джипов, шишиг и тракторов. Интересно, откуда сложилось такое мнение? Спецучасток наверно балов на 6-7.

Пройдя, его мы выехали в очередную заброшенную деревню под названием Шальский. Что интересно северней километров на 15…20 есть деревня с таким же названием, но населенная. Видимо туда все и эвакуировались. Еще примерно пара километров и мы выехали на берег Онеги. Ни за что не догадаетесь, что мы там первым делом увидели… Это была металлическая хорошо покрашенная табличка "Место стоянки туристов"! После больше 2 часов бездорожья, после 17км безлюдной местности, после развалин деревни эта табличка для нас была равнозначна 5-тизвездочному отелю.

Место для стоянки оказалось самым красивым из всех предыдущих - широкий пляж слева и справа, красивые скалы и, конечно, сосны. Если бы мы знали, что так будет, то сократили бы стоянку на косе и остановились бы тут. Но сильно удивило наличие большого количество туристов. Только в пределах зрения было видно 2 стоянки человек по 10 в каждой. Как они сюда попали?

Красивое место и усталость от тяжелой дороги определили наш выбор - ночевать тут, а не на Муромском мысе. Пошли искать петроглифы. К месту их наибольшего скопления вела очень даже приличная пешеходная дорожка, какие делают в парках, только гравием не обсыпана. И всюду стоят таблички; помимо мест для остановки туристов, есть еще большой плакат с описанием петроглифов и мест их расположения, и на подходе к петроглифам табличка, напоминающая об этом. Не будем писать про петроглифы, подробнее о них можно прочитать тут.

Засняв рисунки, засняв ползающую между камней черную гадюку, а также поползав по очередному маяку, пошли смотреть, что тут есть вокруг. Сразу же наткнулись на какое-то непонятное строительство, где копошились люди. Не стали их беспокоить, пошли дальше, и почти сразу увидели большую стоянку человек на 20. И тут же задержали молодого человека и подробно его допросили. Оказалось, что все они называются экспедицией Краеведческого музея Петрозаводска, они строят жилище первобытного человека, они же оборудуют территорию, планируют поставить туалеты и баки для мусора. Ну и так далее. Самих их сюда привез трактор и через месяц должен приехать забрать обратно, вскорости ждут прибытия других экспедиций из-за рубежа. Вызвались провести для нас экскурсию, совсем недорого - по 40 руб. с носа. Пришлось отказаться, поскольку хотелось искупаться и отдохнуть. Чем мы и занялись.

На следующее утро нам нанес визит местный житель по имени Николай. Принес книжечку про петроглифы, пытался нам ее продать за 100 руб., но не возражал против бартера на пол-литра. В итоге согласился на половину пол-литры, которую он сразу же и употребил. Николай нам поведал, что живет на острове, там у него есть сауна, которую посещают члены экспедиции, включая иностранцев. Приглашал нас. Эх, нам бы сюда раньше приехать! А еще Николай порассказал про рыбалку, говорит, что ловит лососей и форелей, говорит, что самый хороший улов, когда только лед начинает сходить, приглашал нас весной к нему приехать. К этому моменту мы для него уже были лучшими друзьями. Так убедительно рассказывал, что, скорее всего на майские мы туда съездим, но врядли Николай нас вспомнит.

Примерно через полчаса после появления Николая пришел к нам начальник экспедиции, поинтересоваться, кто мы такие, нашими планами, можно ли сюда на машине проехать, выразил сожаление, что мы так быстро уезжаем. Мы выразили ответное сожаление.

Обратная дорога по спецучастку у нас заняла 1 час 20 мин, т.к. мы уже знали, как проезжать засадные места. Если потренироваться, то можно и за час эти 17км проскакивать.

Мыс Бесов Нос - Лодейное Поле - Река Свирь - СПб

В Муромский монастырь заезжать не стали, было лень, да и впечатлениями были переполнены. К тому же судя по карте, нам предстояло проехать по тяжелой дороге - от Гакугсы и до Вытегры дорога обозначена как лесная, хотя назначение имеет явно областное. Вообще что касается дорог вокруг Онеги, то пожаловаться было не на что, дороги были вполне приличные, иногда чуть похуже, но все равно вполне приемлемые. А тут впереди нас ждало неизвестно что. Максимум на что мы надеялись - грейдер.

Но нас ждало потрясение, после Гакугсы пошла ровненькая только что построенная дорога, с разметкой. Позволили себе слегка подразогнаться. Таким темпом влетели в Вологодскую область, пролетели еще 5…6км, и тут видим - что-то неладное впереди: стоят знаки "50", "!" и "Неровная дорога". Хорошо, что успели затормозить, потому что асфальт резко кончился и пошел грейдер ужасного качества. И ехали мы по этому грейдеру километров 80 со скоростью 30км/ч, изредка 40км/ч, при этом обгоняли всех попутных. Грейдер просто в ужасном состоянии, трясет неимоверно. Такая дорога идет до Вытегры, за ней и почти до Ленобласти - с редкими асфальтовыми элементами. Но вселяет надежду то, что почти повсеместно быстрыми темпами строят параллельную дорогу, видать хорошего качества.

По Вологодской области мы проехали довольно мало, но сразу бросилось в глаза, что народ здесь живет по-другому. Если в Прионежье много заброшенных деревень, почти не видно сельхозработ, то в Вологодской губернии идет активная деятельность, везде стада коров и овец, что-то сеют, постоянно ездит сельхозтехника. Заброшенные деревни, конечно, тоже есть, но меньше и они не выглядят печально. Вот ведь странно, соседние районы, климат один, а люди живут по-разному. В Прионежье то, за счет чего живут деревни - лес. Там где лес рубить уже нельзя, никто не живет, все переезжают в места, где лес валить еще можно. Это нам местные поведали. В Вологодской же лесовозы тоже встречаются, но народ ведет более оседлый, что ли, образ жизни. Строит новые дома, а старые ремонтирует. Изредка в деревнях можно увидеть спутниковую антенну на доме. Да и машины получше.

Последнюю ночевку мы устроили недалеко от Лодейного Поля на берегу Свири. Хотя до Питера оставалось всего 200 километров, решили в город не ехать, а еще один день побыть на природе, с утра сходить за грибами и домой. Живописное место, обрывистый берег. Мимо постоянно проплывают пароходы. Народу достаточно много. Сюда приезжают ловить рыбу. С утра пошел небольшой дождик, но мы все-равно сходили за грибами, правда ничего не набрали. После этого уже без остановок поехали в город.

Самое последнее приключение нас ждало, когда мы уже ехали по Питеру. У Белого Носорога порвался ремень генератора. Пришлось чинить. Но это нас уже не расстроило.

На этом и сказочке конец.



По материалам сайта www.autotravel.spb.ru

Оставить комментарий:

Имя:
E-mail:
Сообщение: