Обзоры/Тест-драйвы
Семейство CROWN
Crown #S121 '1988
10.09.2006
По материалам сайта automarket.irkutsk.ru
ОТ ДЕРЕВЯННОГО КУЗОВА ДО "КОРОЛЕВСКОЙ КОРОНЫ"
Будучи деревенским мальчишкой и грезя таким чудом, как
автомобиль, мне удалось построить его из дощечек и снабдить
колесами от отпиленных березовых чурок и сладострастно
кататься со сверстниками, издавая вместо мотора гортанные
звуки, лучшими из которых были сигналы "пип-пип".
ИСТОРИЯ ПОД КОЛЕСАМИ
Первым же настоящим автомобилем, порулить которым имел счастье, сидя
на коленях у родного дяди, был... газогенераторный грузовик,
работающий именно на березовых чурках.
К концу учебы на машиностроительном факультете политехнического
института, где-то в 1971 году приобрел основу самоделки -
мотоколяску с укороченным и обрезанным кузовом - фаэтоном от
ЗАЗ-965.
Достроенный мой первый личный "железный" автомобиль резво бегал по
дорогам лесных опушек Академгородка, где сейчас стоят корпуса
факультетов университета. Вместе с тем, первый серьезный пробег
Иркутск-Слюдянка показал всю тяжесть эксплуатации такой машины.
В 1972 году, получив права и приобретя аварийный "Москвич" - М-407 с
ручным управлением, восстановив и переоборудовав его, теперь уже с
семьей, вдоволь попутешествовали на нем на Байкал - в Листвянку,
Слюдянку, Аршан. Но мотор с пробегом за 100 тыс. км из-за приличного
дымления и заброса свечей пришлось впервые в жизни своими руками
перебрать со шлифовкой коленвала и заменой поршней.
Затем был ушастый ЗАЗ-968 А с 40 тыс. пробега, горбатый ЗАЗ-965 А,
потом "Москвич-412".
Хорош и мягок был этот "Москвич", но взгляд уже смотрел на тогдашний
шедевр советского автостроения - "Жигули", и вскоре новенький белый
ВАЗ-21013 поражал не только моих домочадцев, но даже меня. Долги
заставляли разбавлять "93-й" бензин "левым" семьдесят шестым и к 80
тысячам пробега пришлось на СТО сменить поршни (прогар перегородок),
кольца и клапаны.
Через десяток лет пришлось осваивать плюсы и минусы переднего, в ту
пору необычного для нас привода - ВАЗ-2109. Да, это была сильная
машина! Даже 1300 куб. см двигателя в городе нагоняли страху разным
там "Волгам" тех лет. Без единой поломки с комфортом "девятка"
провезла нас летом по маршруту Иркутск - озеро Котокель на восточном
берегу Байкала и обратно через Иркутск на Курму - западный берег
священного моря, а весной мы вместе с ней рыбачили на льду Малого
моря.
Но получилось так, что в дальнейшем пришлось обустраивать свою жизнь
на селе. В жертву была принесена трехлетняя "девятка", обмененная на
ВАЗ-2101 1973 г. вып. Доплата к ней позволила построить дом, а из-за
ржавой с неизвестно каким кругом спидометра "копейки" руки снова
вспомнили труд "эксплуататора" автомобилей. То контакты, то сам
распределитель, то кулачки распредвала, то колпачки, то
сайлент-блоки, то даже коробка передач и редуктор заднего моста -
все ремонтировалось сполна и "Жигуленок" в целом исправно служил
"эксплуататору".
Сказав "копейке" спасибо за помощь в трудную минуту, купил с рук
действительно рабочую лошадку - "Ниву"-2121. Включишь пониженную
передачу, а при необходимости и блокировку, и вот ты уже прямо на
ягоднике или орешнике, или можешь на речушках рыбачить прямо из
салона, не замочив ноги. А уж прицеп с сеном везет отлично.
Дороговизна запчастей, повышенный расход бензина, жесткость на ходу
- эти факторы были отрицательными больше для жены, чем для меня.
Пришлось вернуться к малолитражкам, на сей раз к бывшему в
употреблении ВАЗ-21063 1982 г. вып., с пробегом 180 тысяч км!
Который, впрочем, меня не смущал, так как бывший владелец - мой
товарищ, эксплуатировал автомобиль бережно.
Продав через несколько лет "шестерку" соседу, сели с сыном в
электричку и вот они - иномарки стройными рядами на рынке в Рабочем.
Сумма в 18000 рублей позволяла выделить из имеющихся только 4
машины. Бегая от одной до другой, остановили единогласно (здесь с
нами был еще брат) выбор на седане Mazda-Family 1986 года выпуска, с
механической пятиступенчатой коробкой передач серебристого цвета.
Более детальное знакомство с чужестранкой показало - это тот же
ВАЗ-21099 в японском исполнении, т. е. более качественном и
продуманном. Двигатель Е5 1500 куб. см, цепной, с системой
зажигания, аналогичной "Самарам", карбюратор. Уже стояли новые
передние стойки от "Самар". Откидывающаяся дробно спинка заднего
сидения позволяла возить длинномерные вещи. Знакомый размер шин на
13 дюймов и изученное поведение переднеприводного автомобиля. Почти
все, "как у нас" - только иногда звонит колокольчик, да руль справа.
Приличный клиренс (160 мм) позволил объездить на рыбалке многие
берега Иркута, Байкала, пройти ночью берегом до Курмы и успешно
съезжать на весенний лед.
Годичная эксплуатация этой понравившейся, особенно жене, иномарки
была в целом безмятежной, но хотелось (годы, видимо!) большего
комфорта и большей надежности. Mazda была передана брату в Ангарск,
а мне полузнакомый подогнал прямо под окна дома белоснежный,
перламутровый лимузин - Toyota Crown 1988 года выпуска, в 121-м
кузове, двигатель IQ с суперчаджером.
Выглянув на сигнал, я понял - этот автомобиль будет моим. Но выйдя и
увидев "кочергу" автомата, вздрогнул, но потом успокоился на том,
что в нашем селе уже есть четыре "автомата", о которых плохих слов
не доводилось слышать.
ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО РЕМОНТА
Сразу о плюсах: стильный и богатый салон, сильный (130 л. с.) и
тихий, достаточно плавный и легко управляемый кузов, с великолепными
тормозами и легко читаемым цифровым табло. Но главное для нас -
деревенских - кузов на цельной раме, полное отсутствие
макферсоновских стоек и ШРУСов в обычном понимании. Ведущий задний
редуктор высоко и жестко закреплен на раме. Четыре цилиндрических
пружины и четыре простых амортизатора. Рулевой червячный редуктор.
Минусы: малый клиренс, усугубленный большой базой. Знакомая вялость
при проходе поворотов. Занятость части багажника для холодильника и
прочих благ, которые нами еще не востребованы.
Первая эйфория быстро прошла. Оказалось, что двигатель чуть
перебоит, а заметить это труднее при 6 цилиндрах и 24 клапанах.
Компрессометр указывает на клапан. Райцентровская СТО в лице
частного предпринимателя запросила 1000 рублей за снятие головки,
еще 1000 руб. за ее постановку. Почесали мы с сыном своим "умные"
затылки и решили сами залезть под иностранный капот, где были для
нас настоящие глухие дебри с непонятным впрыском, обилием датчиков,
шлангов, проводов, ремней и прочих составляющих.
Клапан мы сменили на другой бывший в употреблении, который был
приобретен за 50 рублей вместе с прокладкой головки блока (150
рублей) у моториста в одном из областных "сервисов". И мотор стал
работать гораздо веселее, но нам до этого периода было весьма
невесело.
Начнем с того, что в деревенских гаражах не водятся многие виды
специнструментов. Если шило успешно помогало справиться с
электроразъемами, то болты головки блока с потайным шестигранником
были недоступны до тех пор, пока из весьма крепкой стали, с
использованием электронаждака, не был изготовлен нужный
шестигранник. Все болты сняты, а головку "кто-то" где-то упорно
держал в одном месте. Только на другой день, сняв объемный
нагнетатель (суперчаджер) и его крепления, положили головку на
верстак. А чем рассухарить, если жигулевское приспособление не
годится? С одним клапаном справились, ударив молотком по свечному
ключу. Общей притирки не потребовалось, новая прокладка, протяжка
болтов от центра по спирали, удобство в электросоединении, крепеж
шлангов и шланчиков, подготовка к запуску. Пуск! Иностранный мотор
работает! Но где показания тахометра, почему температура воды
полезла в красную зону?
Стоп! Приехали! Тосол, кипящий с выхлопными газами, приказал делать
повторное вскрытие.
Теперь вдвоем за 3,5 часа прямо во дворе на солнышке была снята
головка блока! Прокладка вся была в дырах!!! "Спасибо" безымянному
иркутскому мотористу и, может быть, тайваньскому кооперативу.
Мудрый дед посоветовал "макнуть" нашу родную прокладку в солидол,
которым тележные оси смазывал, и, правда, помогло. Но одной беды в
наших краях не бывает. Вскоре появился неприятный стук в моторе. В
райцентре слушали мотор и фонендоскопом, и с помощью метровой
слуховой масленки. И дед слушал, и мы тоже. Общий диагноз, как в
больнице, - где-то, что-то. Демонтаж и разборка двигателя это не
снятие головки. Беремся? Да.
Сняли двигатель вверх вместе с коробкой и, подставив доски на
переднюю панель, спустили эту тяжесть на пол. Разборке и ремонту уже
помогала книга "Ремонт двигателей зарубежных автомобилей",
выписанная из издательства "За рулем". Бракуем один поршень с
задирами по причине перегрева из-за недостаточной смазки, как раз
там, где долго не менялся сгоревший клапан. Решили и коленвал
шлифануть, зная, что в продаже есть ремонтные вкладыши.
Найти в Иркутске поршень удалось только с более тонким пальцем. В
райцентре точим бронзовую втулку под него и запрессовываем в родной
шатун. Осмотр масляного роторного насоса показал износ главной оси.
Точим новую ось с увеличенным размером и перепрессовываем шестерню.
Меняем сальники коленвала, маслонасоса, распредвалов. Сборка
двигателя много времени не потребовала. Состыковав его с коробкой на
ходу, единым агрегатом ручной талью поднимаем и опускаем на место.
На сей раз мотор (и даже тахометр) заработал как надо, однако, в
течение года самодельную бронзовую втулку разбило (слабая посадка?
дисбаланс?) и снова снимаем двигатель. Если раньше мучались с
разъемами до снятия и после постановки, то на этот раз отсоединили
весь жгут от компьютера. Оказалось удобно. В СТО на ул. Ширямова
нашелся нужный "родной" поршень (200 руб.), купили в магазине
маслосъемные колпачки (500 руб.). Дома изготовили свое устройство
для рассухаривания, притерли все клапаны, подрегулировали зазоры в
них путем перетасовки шайб (как в "Самаре", но диаметром меньше).
Без двигателя стало удобно "перетрясти" переднюю часть ходовой. 2
шаровые опоры опрессовали в "Гидравлике" на Трактовой в Иркутске, из
транспортерной ленты вырубили проставки. В маятниковом рычаге
сменили втулки, оставив на "потом" только наконечники рулевых тяг. А
так как раньше подняли зад машины путем таких же проставок и
закрепления дополнительных 3,5 витков пружины, не меняя ее общей
длины, то появилась настоящая осадка двигателя и возможность не
тормозить перед каждой кочкой.
Сделаем главный вывод. Многие виды ремонта иномарок можно
осуществлять своими руками, если есть некоторый опыт ремонта
отечественных, сноровка и смекалка, которые нашлись, например, у
моего сына. Он может на Crown многое снять, разобрать, собрать,
поставить, найти неисправность по кодам с использованием самодельной
перемычки на диагностическом разъеме и лампы Check, а уж водить этот
лимузин он может классно и надеется, что будет водить его всегда.
Другой вывод: свои руки сберегают многие сотни и даже тысячи рублей,
которые значатся в устных прейскурантах разных СТО в диких для нашей
деревни у. е., особенно тогда, когда у тебя автомобиль из вторых или
последующих рук.
В этом месяце сын проехал за рулем на новом "Святогоре" и сказал:
"Лучше "Крауна" машины нет!" Ну как с ним поспоришь! Тем более, что
про "королевскую корону" - так переводится Crown, в вашем
"Автомаркете" в N 5 за 1999 год, автор В. Ларин отзывался с
восхищением, применяя такие бесподобные эпитеты, как "технический
бриллиант", "Аристократ, знаете ли!" и обещал в 2000 году рассказать
о жизни того Crown в более жестких условиях. Мы же уже описали часть
этих жестких условий: деревенские проселки, работа со сгоревшим
клапаном, с "неродным" поршнем. Добавляем другие: в бак нами ни разу
не заливался 95-й бензин, только 93-й, в его отсутствие добавлялся
76-й. Летом везде были перебои с 93-м, и мы, прослушав, что на 76-м
бензине нет детонации, по острой необходимости поехали в Байкальск.
Снижения мощности, детонации не замечали, но где-то на середине пути
в горе мотор потерял мощность, обороты и совсем заглох. Знаете,
страшно стало, ведь у нас еще не было ни одного случая, чтобы
двигатель сам останавливался. В мыслях - проблемы буксировки. Но
после паузы мотор снова заработал, и мы осторожно поехали дальше.
Вывод один: 76-й бензин "бриллианту" не подходит, умные мозги -
компьютер, знаете ли, не позволяет насиловать его. Кстати,
замеренный расход зимой и при полной загрузке по трассе Слюдянка -
Выдрино показал: 13 литров на 100 км.
Маслом использовалось Mobil 10W30, всесезонная минералка, - мотору
оно нравилось (вскрытие показывало), да и нам было по карману. После
Кризиса (все пишут с маленькой, а мы - с большой буквы, т. к. нам
оказалось гораздо больнее) залили Ангрол в упаковке по 2,3 л
неизвестной подлинности. Потемнело оно быстрее, чем Mobil, давление
на холостых оборотах к концу срока его использования стало ниже.
Другое полное вскрытие показало, что поршни, камеры сгорания,
клапаны с гораздо большим нагаром. Двигатель внутри стал, как
отечественный - темный, мрачный. Все отчистили, вымыли, после
ремонта залили снова Ангрол, поездили чуть-чуть, слили, промыли
промывкой и снова перешли наш "родной" Mobil, теперь уже за 240
рублей на одну замену.
Согласны с предыдущим автором и по тепловому режиму двигателя - без
термостата ездить даже опасно! Ни разу не меняли свечи зажигания.
Стоят "платиновые", поизносились, но работают. На спидометре за
150000 км, а может, и больше.
Состарился ли наш Crown? Да - и морально, и физически, ведь ему уже
12 лет. Тесное общение с ним показывает, что периодически менялись
амортизаторы, тормозные колодки, электролампочки, а вот "резинки",
узлы и агрегаты вряд ли. Замена же в моторе клапана и поршня - это
результат жестких и неумных условий его эксплуатации. Но мы
отчетливо знаем, с какой скоростью изнашивается многое, например, в
"Жигулях", и поэтому говорим - да, с запасом прочности у Crown все в
порядке.
По шинам (у нас 14") трудно что-либо добавить. Подбираются они по
индивидуальным особенностям и вкусу водителя. А вот узкую "докатку"
мы выбросили. В огромную нишу для нее в багажнике легко входит
колесо от "Москвича"-403 или 412-го! Колесо от "Москвича"-403 (402,
407), с 15-дюймовыми размерами, от М-412 в 13-дюймов вместо запаски
выручит на короткой дистанции, а поставленные парой на любую из осей
возили нас и на большие расстояния, при этом на диске "Москвича"-412
эффективнее и выше была известная "Снежинка" 6,45х13. Следует лишь
быть осторожней со скоростью, ведь грузоподъемность и качество
дисков ниже, а на шоссе нужны, естественно, родные диски.
Машина была приобретена с неисправным автоматическим краном
отопителя типа пневмоклапана. Поставили на его место кран от М-412,
трос для управления ввели в салон, чем не полуавтомат!
А вообще автор хотел бы иметь Crown 4WD. Пусть даже без
суперчарджера, кондиционеров, холодильников, электропакетов и других
наворотов. Для души бы оставил кондиционер и автоматическое
включение света (при въезде в тоннель, темный гараж) и выключении
при выезде из темноты, и не нужен колокольчик, который, как говорят,
умеет и более грустные вещи исполнять. Так вот, у нас он уже
выброшен - давайте жить весело! А чтобы сегодня жить с
трудягой-краунягой было действительно веселее, надеемся прикупить к
нему где-нибудь на разборках бывшую в употреблении автомагнитолу
(родная вышла из строя).
А вообще наш Crown еще и допинг - когда после трудового дня на
различных тракторах садишься за руль этого произведения инженерного
ИССКУСТВА и чувствуешь, что такое настоящий АВТОМОБИЛЬ.
С уважением, отец и сын. Паспорт N 746488. Слюдянский р-н.
Оставить комментарий: