Российский Клуб Любителей Автомобилей Марки Тойота

Экспорт новостей:

Обзоры/Тест-драйвы

Главная | Обзоры/тест-драйвы | Ваш выбор | Выбор сэконд-хэнд

Ваш выбор

Выбор сэконд-хэнд

08.09.2006

    По материалам сайта "Иркутский экспресс"

 

Составлено на основе статей в российской прессе, в интернет и личного опыта

Нужно сразу сделать оговорку. Я не хочу, чтобы данные рекомендации воспринимались как нечто окончательное. Как говорил А.А. Галич: "Бойтесь того, кто знает, как надо. Он врет - он не знает, как надо!". Я очень часто отступал от нижеприведенных рекомендаций в зависимости от ситуации. С другой стороны, чем больше Вы узнаете о машине до принятия окончательного решения, тем меньше будете укорять себя в дальнейшем за свои действия. К слову, покупка машины подразумевает под собой торг. В связи с этим, лучше торговаться, когда вас (покупателей) двое, а продавец один. Когда я был в ОАЭ, один мой знакомый обратил мое внимание на то, что арабские торговцы никогда не допускают численного преимущества покупателя над продавцом, что после продолжительного торга позволяет "охмурить" покупателя настолько, что можно "впарить" ему все, что угодно. Я сам неоднократно был свидетелем подобных приемов - работает безотказно. К слову сказать: одна голова - хорошо, а две - лучше. При всем этом лучше, когда в данный день и час эту машину смотрите только вы и никто другой. Сам я неоднократно привлекался своими друзьями в качестве "покупателя", чтобы можно было задрать цену (или, по крайней мере, не допустить ее опускания). К счастью, подобные "торги" встречаются у нас все реже и реже. Итак, начнем:

Документы

Первое, на что следует обратить внимание - документы и номера на агрегатах. Полностью растаможенные машины, ввезенные к нам после 1994 г., должны иметь ПТС и свидетельство о постоянной регистрации. Иномарки, ввезенные до 1994г., могут иметь техпаспорта старого образца. Случается, что автомобили перепродаются по доверенности, поэтому при покупке не помешает проверить ее подлинность. Если же документы, на первый взгляд, не вызывают сомнения, сверьте номера агрегатов, указанные в них, с номерами на машине. Убедившись в их соответствии, можно переходить к более тщательному осмотру машины. Реальный год выпуска машины можно определить по идентификационному номеру (VIN). Кроме того, практически у всех иномарок месяц и год выпуска указан на крепежных элементах ремней безопасности.

Внешний осмотр

Осмотреть кузов на предмет "битости". Следы ударов могут быть только внешними, а могут иметь и более глубинные последствия в виде "пошедших" лонжеронов. При этом еще не надо забывать, что место повреждения - будущий очаг коррозии, а во втором случае место ослабления конструкции, то есть при сильном ударе лонжерон может сломаться. Встаньте вдоль линии правого или левого борта машины, присядьте, чтобы глаза находились на уровне поясной линии автомобиля и посмотрите, нет ли изъянов в окраске или геометрии. Как правило, даже очень хорошо сделанные ремонты под таким углом зрения видны. Другое дело - автомобили, уже поколесившие по нашим дорогам. В этом случае можно дать несколько советов. Так, аварийное прошлое машины легче всего определить по большим зазорам у дверей (плохо закрываются); заваренным или обильно закрашенным лонжеронам; стеклам, различающимся по году выпуска. Проверьте, как закрываются и открываются все двери, багажник и капот. Усилие на открытие и закрытие, а также зазоры между панелями кузова должны быть везде одинаковы. Осмотрите окраску автомобиля. Не должно быть вздутий краски, следов ржавчины. Внимательно осмотрите состояние окрасочного покрытия. Попасть "в тон" при покраске после ремонта трудно, поэтому такие места обычно выделяются. Особенно внимательно осмотрите колесные арки, пороги, низ дверей с внутренней стороны. Сколы краски допускаются, если вокруг них не пошли следы ржавчины. Впрочем, немного ржавчины не на несущих деталях - не криминал. При осмотре можно использовать небольшой магнит: там, где он не липнет к кузову, наверняка лежит большой слой шпатлевки, либо несколько слоев краски. Если магнит не держится на торцах дверей, над арками или у изгибов крыльев - это верный признак интенсивной коррозии. Когда же он не держится в центре капота, на стойках, крыше, то есть в местах, где коррозия маловероятна, это также указывает на аварийное прошлое. Возьмите слабый магнит, приложите его к такому месту кузова, где вы уверены, не было ремонта (крыло в районе колесной арки можно проверить с внутренней стороны рукой). Подложите столько листов бумаги между кузовом и магнитом, чтобы магнит держался в вертикальной плоскости, но усилие отрыва было минимальным. Тяните бумажку с магнитом по всему корпусу: где он отвалится, там, значит, толстый слой шпаклевки, и, следовательно, производился ремонт. Остекление, пластмассовые детали и световые приборы. Все достаточно очевидно, можно лишь добавить, что пластиковые бамперы - штука нежная и весьма дорогая, а снятие/установка вклеенных лобовых и задних стекол стоит как половина самого стекла, притом сам эти стекла не поменяешь. Всем световым приборам лучше бы работать, ибо копание в проводке хоть и не стоит денег, но отнимает кучу времени и нервов. Осмотр сидений может дать много информации о предыдущей эксплуатации машины. Если они под чехлами, не поленитесь их снять хотя бы с передних сидений. Обивка не должна быть порвана, нижняя подушка не должна иметь ярковыраженных продавленностей. Попробуйте все регулировки сиденья, особенно если они электрические. У спинки не должно быть никаких люфтов. Главное, чтобы салон не был драный - это тяжело исправить, а грязь можно и отчистить. Обязательно проверьте работу всех приборов и переключателей. Датчик давления масла (при включенном зажигании, но неработающем двигателе должна гореть ярко красная лампа или значок). Световые приборы (при каждом переключении не поленитесь выходить из машины и посмотреть). Дворники и омыватели во всех режимах. Печка, кондиционер, вентилятор во всех режимах. Стеклоподъемники на всех дверях (особенно актуально при электрических). Отмечайте каждый неработающий прибор (очень способствует сбиванию цены и повышает авторитет покупателя). Не покупайтесь на разглагольствования продавца, что вот эта "пупочка" никогда и не работала и вообще она не нужна. Ремонт электрооборудования, особенно в иностранных машинах, может влететь в копеечку. Загляните под коврики салона. Под ними должно быть сухо, иначе "ахтунг": течет где-то уплотнение или еще того хуже, печка. Осмотрите все панели, торпеду, как правило, их редко меняют при продаже и если эксплуатация была не аккуратной, вы это при внимательном осмотре обязательно обнаружите. Поинтересуйтесь у продавца, сколько ключей зажигания у него есть. Если машина "честная", должно быть минимум два. Если один, а тем более не фирменный, машина могла быть угнана.

Осмотр подвески

Машина должна стоять высоко и ровно, если же она явно просела и колеса "сложились" - готовь деньги на пружины (и работу). Если после усердного покачивания каждого из углов и резкого отпускания машина совершает более одного колебательного движения - амортизаторы. Нелишне обратить внимание на резину. Внимательно осмотрите днище машины, особенно между передними и задними колесными арками, попробуйте потыкать там шильцем. Внимательно осмотрите антикоррозийное покрытие днища, если оно слишком новое или отслаивается слоями, это должно вас заставить задуматься. В поисках не заводских сварных швов осмотрите передние и задние лонжероны, передние брызговики и стойки. Все кузовные детали штампуются и свариваются контактной сваркой, поэтому они не должны иметь вздутий, неровностей. Силовые элементы кузова не должны иметь усталостных трещин, иначе ресурс кузова выработан. Внимательно осмотрите все рычаги и кронштейны подвески, они не должны иметь трещин и не должны быть погнуты. Осмотрите чехлы шарниров подвески и рулевого управления, а на переднеприводных и шарниров полуосей. Посжимайте их пальцами и оцените: если в них смазка, значит, герметичность нарушена и эти шарниры надо будет скоро менять. На поддомкраченной машине покрутите все колеса руками. При этом не должно быть слышно никаких посторонних звуков и биений. Колесо должно вращаться легко. Взявшись за верхнюю и нижнюю точку колеса, покачайте его в стороны, перпендикулярные вращению - таким образом вы оцените люфт подшипников. На переднеприводной машине выверните рулевое колесо до упора в одну из сторон и повращайте руками ведущее колесо, в сторону которого сделан поворот, если слышны посторонние щелчки и скрип, значит, велик износ шарнира полуосей. Проделайте ту же операцию для другого колеса. На стоящей на земле машине энергично повращайте рулевое колесо. Не должно быть посторонних стуков и щелчков. Люфт колеса не должен быть больше 5-6. Проверьте уровень и состояние масла в коробке и заднем мосту или в редукторе. В процессе осмотра расспрашивайте хозяина. Если человек не пытается всучить туфту, он сам расскажет много о машине. Очень важно выяснить, что менялось в машине и были ли какие-то переделки под нестандартные запчасти. К тому же список замененного оборудования может навести на след серьезных проблем, о которых хозяин умалчивает. Обязательно выясните, есть ли какие-нибудь противоугонные устройства - потом будет меньше мороки, если сработает какой-нибудь электроклапан отсечки топлива, как открываются багажник, бензобак, сколько вообще есть ключей от этой машины. Если машина малоизвестная - выясните особенности ее конструкции. Узнайте, когда последний раз менялось масло и фильтры и какое масло в моторе.

Двигатель

Двигатель должен быть чистым, но не свежевымытым. Из моторного отсека также зачастую видно состояние пыльников на рулевых тягах и на ШРУСах, если есть. Это, конечно, лучше видно на яме или подъемнике, но ведь далеко не всегда они имеются. Драный пыльник с очень большой вероятностью означает убитый шарнир под ним, стоимость сильно варьируется от модели, работа тоже не из простых и легких. Осмотр двигателя надо проводить два раза - перед и после "поездки", так как могут проявиться замаскированные и затертые подтеки. Внимательно следует осматривать различные сальники, особенно всякого навесного оборудования. В двигательном отсеке обратите внимание на проводку - не должно быть много изоленты, обычно скрывающей различные, как правило, заглушенные датчики, отсутствующие электроприводы и т.п. Ну и, наконец, желательно наличие большого количества документации - сервисные книжки и т.п., а также наличие и состояние штатного инструмента (для иномарок, как правило, - балонник и домкрат), т.к. это является показателем аккуратности предыдущих хозяев. Осмотрите моторный отсек на предмет подтеканий масла, охлаждающей и тормозной жидкостей. На карбюраторной машине откройте крышку воздушного фильтра и оцените, есть ли масло на нем и на корпусе. На инжекторной машине проверьте герметичность всех топливопроводов. Проверьте уровень масла и его состояние (поинтересуйтесь, давно ли его меняли, если масло уж слишком свежее, задумайтесь, не кушает ли его двигатель). Откройте горловину масляной крышки и залезьте пальцем вовнутрь. Если внутри крышки много смолистых отложений, двигателю скорей всего, "капут". Идеально было бы смотреть машину в холодное время и после ночной стоянки - сразу вылезет все дурное, что в ней есть. Горячий-то мотор у всех с пол-оборота заводится. Если удалось посмотреть на холодную заводку, сразу отмечаем: нужна ли для заводки какая-либо "черная магия" (нежелательно), хорошо ли крутит стартер, легко ли схватывает, сразу ли начинает устойчиво работать. Если тут есть какие-то проблемы - не стоит отказываться от покупки, просто стоит постараться сбить цену и поискать спеца по карбюраторам. То же относится и к черному дыму. А вот синий дым - это масло, и это плохо. Даже если это не кольца, а только колпачки. Впрочем, если машина покупается надолго, и покупатель морально готов к тому, что в мотор придется лезть все равно, - почему бы тогда не начать с этого, тем более что синий дым - хороший повод для торга. После пуска мотора стоит погазовать на предмет того же синего дыма. Еще, кстати, бывает белый дым (если он есть в явно сухую и теплую погоду) - пробитая прокладка головки. Это плохо, так как говорит об убитости самой головки, или даже блока. Такая машина, пожалуй, не нужна. Еще, кстати, можно рассмотреть жидкости: тосол и масло. Масло проверяется на наличие бензина капанием на мокрый асфальт (радужных разводов быть не должно), ну и на цвет. Тосол - только на цвет. Двигатель должен работать равномерно. Если требуется подгазовка или, наоборот, у движка высокие обороты на холостом ходу - будьте осторожны. Машину к продаже, как правило, тщательно готовят и если не смогли устранить эту "мелочь", то есть вероятность, что за этим кроется кое-что серьезное. Прогрейте двигатель. На прогретом двигателе попросите кого-нибудь резко до конца нажать на педаль газа, а сами в это время подставьте руку к выхлопной трубе. Наличие большого количества маслянистых пятен говорит о......(догадайся сам с трех раз). На прогретом двигателе выкрутите все свечи и проверьте компрессию. Она не должна составлять для турбированных машин меньше 7.5 атм., для атмосферных двигателей 8.5 лучше 10 атм. Разница подавлению в цилиндрах не должна превышать 10 %. Иначе готовьтесь как минимум к замене коренных, а как максимум - к капиталке.

Движение

Лучше, конечно, ехать самому, если дают и не страшно. Оценить эргономику водительского места - это важно, вам же ездить, да и иномарки люди покупают во многом из-за комфорта. Если вам неудобно, то зачем такая машина, пусть и очень хорошая в остальном? Далее можно сразу оценить сцепление - бросить его резче, чем надо - ведь не на экзамене в ГАИ. Проедьте задним ходом - не воет ли передача, не вылетает ли (задняя, как правило, наиболее этому подвержена). На переднем приводе покатайтесь по наименьшему радиусу в обоих направлениях (не стучат ли ШРУСы?), убедитесь в работе гидроусилителя, если он есть. Выедьте на дорогу и проверьте разгон - не тянет ли в какую сторону, не бросает ли. Плохая устойчивость может быть из-за отсутствия сход-развала, но может и из-за чего похуже. Проедьтесь по неровной дороге, - не стучит ли где чего? Двигатель на всех режимах должен работать без заметных провалов. При резком сбросе газа двигатель должен держать холостые обороты. На заднеприводной машине при трогании с места быстрее, чем обычно, бросьте сцепление. Стуки в районе карданного вала говорят о том, что нужно менять крестовины. Коробка передач при работающем двигателе и выжатом сцеплении должна переключаться легко и плавно, не передавая никаких рывков на трансмиссию. Попробуйте проехать, переключая все передачи снизу вверх, а потом сверху вниз, они тоже должны переключаться легко и без скрежета. После движения еще раз посмотрите двигатель на предмет подтеков и т.д. К этому моменту уже должно сформироваться представление о машине, а главное, о хозяине. Не забудьте сверить номера, если решите купить эту машину.

 

Михаил Шаров, "А+С"

Оставить комментарий:

Имя:
E-mail:
Сообщение: