Российский Клуб Любителей Автомобилей Марки Тойота

Экспорт новостей:

Статьи

Японские записки

Японский гаишник

Эффективный разгон

Этика автомобилистов

Школа "чайника"

Что делать с "учителями"?

Трактат о неадекватности

Тонкости буксировки...

Тонировка - по ГОСТу!

Тонировка. Бесполезное с неприятным

Там, где кончается асфальт

Стресс за рулем

Советы для тех, кто ездит зимой

Самоучитель безопасной езды

Рекомендации для начинающих

Против угона есть приемы

Проезд перекрестков

FAQ. Приемы вождения

Правила световой сигнализации

Порядок бьет класс

Повернуть - это не тяжело...

Обгон: опасность по доброй воле

Ночная езда

На чем держится автомобиль

На недельку, до второго...

На бездорожье

Кэмел-Трофи на даче

Когда Москва встает...

Как угнать автомобиль...

Как сберечь автомобиль

Как надо ездить в тумане?

Как вести себя в пробке

Защита от угона

Заметки о Японии

За десять секунд до аварии

Дрег-рейсинг (цифры и факты)

Джиперам на заметку

Гопники за работой

В плену заснеженных дорог

Вождение: муки и радости

Весенний поцелуй

В дождь и туман

Аршином общим не измерить?

Автомат - кайф или мат?

Аварийная неисправность

Активный стиль

Обзоры/Тест-драйвы

Главная | Обзоры/тест-драйвы | Приемы вождения | Японские записки

Приемы вождения

Японские записки

08.09.2006

    По материалам сайта "Иркутский экспресс"

 

В скуке, когда, весь день сидя против
тушечницы, без какой-либо цели записываешь
всякую всячину, что приходит на ум, бывает,
такое напишешь, - с ума можно сойти.
Кэнко-но Хоси, "Записки от скуки"

"...А вы не были на Таити?" - вопрошал некогда голосом Хазанова блудный попугай Кеша. Тогда этот вопрос был чисто риторическим - похвастаться посещением не то что Таити, но даже банального нынче Кипра могли лишь единицы. Сейчас же, когда дорогие россияне ринулись разносить гордое звание одноименного гражданина по забугорным городам и весям различной степени экзотичности, когда забывшие призывы дедушки Чуковского современные "дети" ходят в Африку гулять охотно и регулярно и, главное, без видимых последствий - кого теперь удивишь названием какой-нибудь отдаленной "tourist trap"? И все же существуют еще благословенные уголки, упоминание вами которых заставит, перефразируя Шекспира, одолжить вам свои уши даже самых бывалых, повидавших все и вся турагентов. Один из них - Япония.

По-настоящему открытая европейской цивилизацией сравнительно недавно, она все еще остается для большинства из нас загадкой, несмотря на то, что со времен Марко Поло о ней много и охотно говорят, пишут, поют и пляшут... Этой страной восхищаются, ее изучают, ее уникальному опыту пытаются подражать, но считается, что понять ее европейскими ни умом, ни сердцем невозможно... Полистайте на досуге рекламки турфирм: зовут в Европу, обе Америки, большую часть Азии и Африки и даже в Австралию. Но как часто попадалось вам на глаза предложение о поездке навстречу Восходящему Солнцу? Один раз, два? Наводнив мир материальным напоминанием о себе - нет таких, кто никогда не видел бирку Made in Japan - японцы бережно сохраняют положение, при котором попасть на "их" архипелаг - "архисложно". Не в последнюю очередь - благодаря заоблачной для большинства цены на путевки (уехать "дикарем" невозможно - без гаранта с японской стороны и приглашения от него вы просто не получите визы). Недельный тур - 3000 - 4000 очень даже безусловных единиц. Фактически же нужно закладывать пять с половиной - шесть. За эти деньги вы увидите то, что и так постоянно мелькает в телевизоре - небоскребы и безликая толпа деловых районов Токио, храмы Киото с редкими гейшами, шлепающим куда-то по своим делам и стадами детоподобных американских туристов...

Но какая же она - настоящая Япония? Что за люди ее населяют? Как, и чем они живут? И - немаловажный для многих вопрос - как и на чем они ездят?

Ваш покорный слуга попал туда благодаря случаю: по студенческому обмену и оттрубил в славном городе Хиросима ("местными" русскими с любовью именуемом "Хиросимкой") целый год, потратив для этого 30 000 деревянных - столько стоил тогда загранпаспорт. Теоретически я ехал учиться, практически же... Получилось нечаянное воплощение заветной мечты любого отечественного автотуриста - свободное плавание по заграничным трактам, тропам и прочим "хайвеям" на своем (не прокатном) авто без свойственных 1/6 части суши проблем и опасностей. Намотав по Японии 20 000 км за полгода и посчитав, что имею право на некоторые умозаключения, обобщения даже, представляю их Вашему вниманию в виде развернутого ответа на вопрос, который после возвращения слышал по сто раз на дню - Как там, в Японии?

Первые полгода я существовал как и полагается в меру прилежному студенту: бывал на занятиях, посиживал в библиотеке, шатался по окрестностям, попутно знакомясь с особенностями аборигенского существования и привыкая к оным. В частности, к левостороннему движению. ПешехОдить в соответствии с "их" обычаями приучаешься быстро (пешеход всегда прав), как, впрочем, и ездить на "самопадающей тележке" - велосипеде. Когда же дело дошло до автомобиля, то все оказалось сложнее. Меня хорошо поймут те, кто с классических "Жигулей" или, как я - с 412-го "Москвича", увидевшего свет в один год с четвертой звездой генсека, пересел на "самурая" с правым рулем. Первый опыт управления чудесным механизмом с пышным именем Ford - Telstar 1.8 V6 TX-5 (в Европе - прозаическая MAZDA-626) завершился моей полной конфузией. Подстрекаемый приятелем-японцем, я забрался за руль его совсем еще новой машины, и потихоньку поехал. Когда же возникла необходимость это движение прекратить, то я, как мне показалось, очень деликатно нажал на тормоз. Мой "Москвич" подобное поглаживание педали благополучно проигнорировал бы. А бедная "японка" чуть не встала на-попа.

Когда все "болезни роста" - как-то судорожные поиски рычага коробки передач под правой дверью, пугающие своей неожиданностью взмахи дворников вместо ожидаемого тиканья "поворотника" - были искоренены, когда езда стала доставлять удовольствие, пришло время подумать о своих "колесах". Япония наводнена автомобилями, выбор - широчайший. Цены, по местным понятиям, умеренные - пока вы не начали интересоваться чем-нибудь иностранным. Судите сами: слегка подержанная "Volvo 850 2.5 20v estate" предлагается (в пересчете) за 55 000 долларов. За эти же деньги можно приобрести "Тoyota - Crown - Мajesta" - чудище о восьми цилиндрах, 4 литрах рабочего объема да еще и с полным приводом. Вот вам и открытый рынок, о котором писало одно наше уважаемое автоиздание. Разумеется, студиозусы, к коим условно я себя причислял, an mass народ не особо богатый и их типичный транспорт гораздо скромнее. На нижней ступени моторизации стоит т.н. "скутер", по нашему - мотороллер. Если повезет, то "мото-ноги" можно найти на университетском кампусе, среди знакомых, иен за 10000-15000 (для перевода иен в "наши баксы" просто отбросьте два последних нуля - соответственно: 100-150 долларов). Ступенькой выше стоит авто класса "Оки", называемого "Кей" (K-car) по одному из чтений иероглифа "легкий". Они действительно легкие. По прежнему законодательству ширина этих самобеглых татами не должна была превышать 1500 мм, объем двигателя - 660 кубов, мощность - 54 л.с. В качестве компенсации вы получаете чисто символический налог на т/с и избавляетесь от необходимости запрашивать в полиции обязательное для больших машин разрешение на парковку (без которого вам ее и не продадут). Несмотря на все предлагаемые прелести, я посчитал, что ездить на "Кей" не солидно (тем более, что основной контингент водителей - девицы-студентки и домохозяйки), да и вписать в нее свои вполне среднестатистические тогда габариты требовало владения приемами человеческого "оригами". Посему я прямиком обратил взор к самой популярной группе - машинам класса "Короллы", "Кольта", "Сивика" и им подобным. То праворульное разнообразие за умеренную цену, что предлагают на наших базарах "морячки" из Владивостока и окрест - зачастую являются кандидатами на последний путь на свалку по причине преклонного, по японским понятиям, возраста (9-10 лет) и закончившегося "сякэн" -а, по нашему - техосмотра. В японском варианте ТО проводится дилерами и ремонтными мастерскими. Он включает в себя контроль по 106 позициям и замену всего, что не отвечает очень жестким требованиям кондиционности. Сошедшая с конвейера машина получает на лобовое стекло цветную наклейку о прохождении ТО с цифрой от 1 до 12 (цвет указывает на год, цифра - на месяц). Первый "лейбл" действителен 3 года, последующие выдаются на 2, пока машине не исполнится 10 лет. После чего ТО проходят каждый год. Грядущий "сякэн" вызывает у владельца множество тяжелых раздумий о дальнейшей судьбе его/ее авто и личном бюджете. Дело в том, что каждый осмотр подкатывает под 120 000-200 000 иен, и, когда ваш аппарат состарится, выкладывать каждый год такие деньги глупо. Лучше получить хоть что-то, пока машине лет 8-9, толкнув ее за бесценок тому же студенту, чем через некоторое время платить за место на свалке. (Ездить без ТО не придет в голову ни одному японцу. Мало того, что это карается штрафом в те же 200 000 иен, так еще в случае аварии по вашей вине вы загремите под суд). Наличие "сякэн"-а и его срок действия во многом определяют стоимость подержанной машины. Мне тут, в общем, повезло. Самым моим вожделенным средством передвижения была 3-хдверная "Honda-Integra Quint GS 1600" 1986 - 88 гг. выпуска - было в ней что-то такое: смесь изящества, спортивности и функционального минимализма. Но таких по подходящей цене не попадалось, и после недолгих раздумий я предпочел "синицу в руке", в роли которой выступила "Honda-Civic Si". За 50 000 иен я получил угловатого зверенка с бешеным темпераментом - 1600 кубиков, 135 л.с., ограничитель оборотов, срабатывающий на 7200 об/мин. Цвета машинка была, как и подавляющее большинство ее местных собратьев, белого. Что еще? "Сякэн" на 8 месяцев, 60 000 на одометре, стерео, кондиционер. Последний японцы имеют обыкновение ставить на все, что ездит: микроавтомобили, автобусы, трамваи, пригородные электрички... При летних температурах за 40 и влажности не менее 90 это представляется разумным. Поголовное, хоть и необязательное, страхование - еще одна местная разумная особенность. Туземец ездить без страховки не станет, потому как если он куда-нибудь или в кого-нибудь въедет, то за ущерб, моральную компенсацию и прочие радости платить будет сам. А суммы меж тем огромные: за помятый (мною) бампер нового "Nissan - Cefiro" (Maxima у нас), перекошенную крышку багажника и вдавленный, но не разбитый фонарь моя страховка похудела на 562 000 иен + моральный ущерб в 100 000. Стоимость самой страховки - 10 000 в месяц. К тому же страховая фирма внимательно следит, чтобы размер ущерба не был завышен. Не будь у меня такого ангела - предохранителя, с меня запросили бы не 650 тысяч, а полный миллион. Как я лечил свою "Хондочку" - ремонт обошелся в четыре тысячи иен - отдельная история.

Японские машины, как и другие полезные штукенции made in Japan, разбежались по всему миру. В отличие от электроники, имеющей безупречную репутацию, автомобили вызывают эмоции весьма двояковыпуклые. Надежные, удобные - да, но по выразительности и индивидуальности дизайна они где-то между аудиосистемой AIWA и холодильником MITSUBISHI. Пресловутый минимализм, столь превозносимый как характерная особенность японской культуры, странным образом реализовался в серо-черных или коричневых безликих интерьерах и сдержанном, без всплесков фантазии, внешнем облике "японок". Они напоминают мне дешевые деловые костюмы в магазинах готового платья, нарочито невыразительные в своей похожести. Продукт на среднего покупателя, удовлетворяющий средние запросы. Он не может быть слишком хорошим или слишком плохим. Он, как и предполагаемый его владелец - просто средний.

Отношение большинства японцев к автомобилю лишено ненужной лирики. Прежде всего это - транспорт, и только потом идут соображения моды и престижности. Автомобиль - такое же полезное устройство, home appliance - как стиральная машина или тот же холодильник "MITSUBISHI". Специфический дизайн, индивидуальность закладываются в проект, но делается это по необходимости (требование рынка) и без симпатии. Возможно, отчасти причина кроется в том, что рациональные по складу ума японцы, заимствовав у Запада автомобильную технологию, отбросили ненужную с их точки зрения обузу: автомобильную культуру, то эмоциональное восприятие автомобиля европейцами и американцами, для которых автомобиль - это история, стиль жизни, визитная карточка, объект любви, ненависти, зависти, да черт знает чего еще...

Несмотря на столь прагматичный подход, промышленность время от времени порождала-таки весьма самобытные экземпляры. Необычность некоторых была вызвана той же функцией. Грузовики 30-40-х годов, например, с их ручным, помимо нормального, управлением - с тем, чтобы водитель мог ехать, сидя и нормально, и по-турецки, скрестив ноги. Или современный "Nissan-Crew", у которого левая задняя дверь на 50 мм шире правой, а рычаг коробки передач (и механики, и автоматика) располагается на руле. А все потому, что он изначально создавался как такси. Что до нестандартного внешнего облика... Что ж, бывает и на японской улице праздник. "Nissan - 300ZX", "Honda - Prelude" , "Honda - CRX Mk II / Del Sol", "Mazda - RX7" и другие; и кого волнует, что создавались они - либо целиком западными дизайнерами, либо при их деятельном участии. Доморощенные попытки изобразить что-нибудь haute couture дают результаты весьма странные и для посторонних не очень понятные. Ну кто в силах эстетически переварить семейство мутантов от маздовских "ответвлений" ENFINI и AUTOZAM или "Nissan - помни - "Вартбург" - Rasheen", или последний писк японской автомоды - ретро-Кей. Это когда, например, на "Suzuki - Alto" ставят роллс-ройсовскую решетку и хромированные диски (с колпаками) из добитловской эры, а салон выглядит как вывернутая наизнанку румынская "стенка" в которую запихали обтянутые кожей стульчаки. А cамой впечатляющей получилась мыльница "Nissan-March (Micra)" c приделанными передком, багажником и интерьером, стилизованными под "Jaguar - Mk II". Воистину, "еж женился на змее...".

 

Читатель вправе спросить - ну, о машинах поговорили, а вот как насчет дорог и придорожного сервиса? Наверное, многие помнят кадры "Соляриса" Тарковского, где мелькают, символизируя "ужасы современного урбанизма", многоэтажные транспортные развязки центрального Токио. Зрелище, сопровождаемое жутковатой какофонией, и впрямь - гнетущее. Но скажите на милость, что мы с вами забыли в центре Токио? Любой столичный мегаполис имеет мало общего со страной, столицей которого он является. Токио - не исключение: многоэтажные, торчащие в районах Сибуя и Касумигасэки, небоскребы - явление для Японии весьма локальное, присущее лишь центрам самых больших городов в орбите того же Токио или Осаки. Автомобиль здесь - обуза. Городские улицы безнадежны, приходится выезжать на платную "косоку доро" - "высокоскоростную дорогу" - хотя понятие это для Японии весьма относительное: максимальная разрешенная на ней скорость - 80 км/ч. Все едут - 100-120, когда нет пробок. Неприятности с полицией могут начаться со 100. (Вообще, полиция, или как здесь ее называют "кэйсацу" - достойна отдельного разговора. Скажу только, что ни одна из наболевших здесь проблем ей не свойственна, а я, несмотря на изрядный опыт общения с местными "шюцманами", испытываю к ним искреннюю симпатию, что нехарактерно). Плата за пользование хайвэем весьма высока - в среднем 15 иен за километр. Путешествие из Хиросимы в Токио - 850км - подкатит под 10 000. Плюс бензин. А потому - лучше тише, да дешевле, - думал я, разбегаясь временами почти до тех же 80-100 на обычных дорогах и поглядывая на тянущиеся бесконечной чередой знаки с цифрой 50. Едешь так и вспоминаешь нехитрую систему бакшиша за неумеренный пыл - каждые 10 км/ч сверх лимита - 10 000 иен. После того, как переваливает за 50 - скажи правам adeu. Правда, полиция на дорогах - явление исключительно редкое и по кустам, алча водительской крови, не прячется, а такая радость цивилизации, как GATSO-camera отсутствует вовсе. Хотя нет, вру, в Токио есть несколько и любой таксист с радостью покажет вам где. Не думай, уважаемый читатель, что я носился, подобно неприкаянному злому духу, на 2-х лимитах где ни попадя. Потому как считаю: для 60% дорог общего пользования 50 - как раз. Здесь нужно учитывать 2 фактора: сами дороги и тех, кто по ним ездит. Сами дороги - это ни одного прямого километра, пути сообщения изгибаются неустанно. Помню, забрался как-то в отдаленный уголок на побережье по безымянному серпантину - столь извилистому, что замутило всерьез. Остановился, походил на ветерке, подышал - вроде отпустило. Потом неделю не мог на эти горы смотреть. Ширина большинства путепроводов - двум дальнобойным фурам только-только разойтись. А бывает еще забавнее: однополосная дорога, где, чтобы разминуться со встречным, нужно заезжать на специальный балкончик и протискиваться вперед, едва не цепляясь зеркалами. Нормальная обочина отсутствует не только на практике, но и как понятие - вообще, в языке. Сразу за белой сплошной линией границы проезжей части, метра на полтора ниже, начинается рисовое поле, водоотводной канал, горный склон или какая другая напасть. Хуже всего велосипедистам: японское название велосипеда (см. выше) тут полностью себя оправдывает, чему сам пару раз был свидетелем. Зрелище жутковатое. Вот мы и подошли к смакованию второго фактора: пользователю. Ибо ездят местные, надо сказать, весьма слабо. Подтверждением чему служит обилие в статистике мелких аварий. Самый страшный зверь на дороге - домохозяйки при детях. Один глаз на потомстве, другой на магазины, на дорогу только периферийное зрение остается. Машину как правило не чувствуют и пугливы как кролики. При тех же разъездах на однополосках, бывало, махнешь ей - проезжай! - она начнет подтягиваться вперед, а край дороги вот он - совсем близко, и встречный (я, то есть), кажется, всю дорогу перегородил. Подергается она, подергается - страшно до столбняка. Мечется наша мать-героиня в своей машине как чиж в клетке, а с места стронуться - никак. Так и замирает посередине. Приходиться протискиваться самому, по-московски. Обгон, как и активная смена ряда, не поощряется. Да никто и не пытается. Бывало, нагонишь хвост из 5-6 машин: тут тебе и "Nissan - Skyline GTR" (280 л.с.), И "Honda-Prelude" (200 л.с.), и другие, чуть менее резвые. А впереди - на старенькой "Daihatsu-Mira" (у нас - "Daewoo-Tico") темп задает никуда не спешащий дедуля лет 70-и, кочующий на 30-40 км/ч. Те несчастные в очереди не ропща тянутся вослед: ждут, пока свернет. Что прикажете делать? Вот и приходится - подоткнув вторую, газ в пол - и на одном дыхании вежливых попутчиков с дедулей "делать". Иначе нельзя - прямые участки редки, да и те, что есть, не длиннее 150-200 метров. Техника езды, по моему разумению, забавная. Все, наверное, знают, что японцам свойственно действовать только по правилам, как учили. И раз написано, что учат ездить в автошколе, то больше никто этим заниматься не будет. Потому и приемы у всех одинаковые - "школьные". Кстати, покопайтесь-ка в памяти те, кто учился на права, а не просто их купил. Что говорили вам о правильной посадке за рулем? Вспомнили. А у них? На первом же занятии бедолагу буквально нанизывают на руль. А знаете, как правильно стоять у светофора или в пробке, если у вас механическая коробка? - С взведенным ручником, включенной первой и выжатым сцеплением. Стой и жми. А руки держи на руле. Что такое накат, не слышал никто; когда предлагал попробовать - смущенно отказывались. "Нас так не учили", и все тут. О двойном выжиме, с которым я по привычке переключался и на "японках", перегазовке при переходе на понижающую - вообще молчу. Но не пугайтесь и не сочувствуйте. Потому что ездить в Японии в целом - приятно. Особенно после Москвы. Никто не подрезает, на таран по встречной не идет; хочешь перестроиться - не надо ломиться напролом, игнорируя выпученные зенки, вращение пальца у виска и громкое перечисление особенностей половой жизни ваших родителей - просто высунул руку, махнул - пропусти, мол, друг - и смело вперед, потому что "друг" обязательно притормозит и пропустит. Ездить приятно и потому, что даже в самом глухом уголке перед мало-мальски значимым перекрестком будет стоять огромный указатель направлений на японском и английском - с номером дороги и расстоянием. Система нумерации необычайно удобна. Не нужно забивать голову диковинными названиями, которые на туземной иероглифической тарабарщине и прочтешь-то не всегда. Запомнил номер, посмотрел по карте, в какой номер переходит - и все. Заблудиться в Японии, особенно в городах - невозможно. А еще приятно ездить, потому что надо иногда заправляться. Абсурд? Возможно, но до первой заправки. Представьте - грядете вы куда-нибудь в ночи, вокруг чернота, как будто вообще цивилизации нет. Стрелочка бензометра нижнее деление вот-вот целовать начнет. И вдруг из темноты появляется сияющий остров с заветной надписью "Shell", "Mobil", "Nisseki" или какой другой, рангом поменьше, а потому сияющий еще ярче. Вы заезжаете на стерильно чистую площадку и к вам сей час кидаются 2-3 парнишек (как правило, студенты, зарабатывающие на учебу) и начинают, посредством размахивания руками, криков "Добро пожаловать!!!", "Сюда-сюда!!!", "Стоп!!!" деятельно руководить вашим передвижением до колонки. Потом один летит к вашему окошку с улыбкой от уха до уха (для прожженных скептиков отмечу - совершенно искренней) и криком "Чего изволите!!?". Изволить можно заправиться, почистить коврики в салоне (бесплатно), помыть машину (900-1000 иен), осуществить замену масла (возможно только за стоимость масла, работа - бесплатно, но не всегда) или тому подобный не требующий особой квалификации ремонт. Если вы почему-то предпочитаете заправляться на колонках одной и той же фирмы, у вас непременно будет "членская зачетная карточка". Если вы не предъявили ее сразу, непременно спросят, не хотите ли вы ее сделать. Вещь довольно полезная. Лист карточки разлинован на 60-70 квадратиков. Каждый квадратик - 10 л. Залили 30 - 3 штампика вам. Строчка - 10 штампиков - закончилась - вам скидка на 10 иен с литра (обычно 100 - 125 иен за литр). Еще 10 закрыли - уже 20. Плюс подарки - по карточкам и без. Подарить могут что угодно. Мой список трофеев составили: несколько раз - 1,5-литровые бутылки с газировкой, десяток яиц и упаковки Kleenex; набрюшная сумка, тарелка, вроде наших общепитовских, настенные часы, упаковка (рулонов 15) туалетной бумаги, пачка стирального порошка, футболка. Стоят они все от 120 до 1000 иен. Но, допустим, вам нужно только заправиться. Невольно улыбнувшись в ответ, протягиваете карточку и роняете небрежно: "Ман-тан, рэгюра", полный бак, значит, регулярного - 92-го. Есть еще 95-й - "супа", или супер. Но это дорого и ненужно. Регулярного вполне достаточно. Пока первый парнишка вас слушает, второй берется за влажное полотенце и начинает натирать стекла и наружные зеркала. Тут вы вспоминаете, что давно не интересовались давлением в шинах. Стоит только намекнуть - это бесплатно. И все не вылезая из машины. Если захотелось размяться или в круглосуточный магазинчик при заправке заглянуть, то даешь ключи первому парнишке, обозначаешь фронт работ и спокойно удаляешься. Когда все будет сделано, он отгонит вашу машину от колонки и побежит платить. Вы появляетесь вновь и вам с поклоном возвращается вся, до последней иены, сдача, ключи и чек, который парнишка обязательно держит двумя руками. При этом выливается поток благодарностей, что вы их посетили и выражается надежда увидеть вас здесь еще. Кстати, все ребята получают оговоренное контрактом жалованье, а потому чаевые - табу. Их могут взять только поздние таксисты да в некоторых отелях портье и официанты. А еще в Японии приятно ездить, потому что диких, не запачканных цивилизацией уголков - великое множество. Этому способствует рельеф: обилие гор сильно ограничивает распространение японских сапиенсов вширь, вынуждая их кучковаться по немногим равнинным участкам, соединенным узкими, петляющими по горным склонам дорогами. Стоит заехать на несколько километров в горы, как оказываешься в первобытной глуши. Однажды довелось прирабатывать на кубке мира по стрельбе, один из этапов которого проходил "у нас", в Хиросиме. Стрельбище находилось в горах неподалеку - от центра города, если без пробок, минут сорок езды. Там разговорился с гидом-японкой. "А живность у вас здесь какая водится?" - несколько ехидно ее спрашиваю, ожидая услышать в лучшем случае о появлении пары-другой мышей. Она юмор не восприняла: "Как же, еноты, лисы есть, волки, даже медведя видели..." Вот вам и ужасы современного урбанизма. Местные "горцы" сугубо провинциальны и патриархальны под стать окружающей природе. Они отдалены от цивилизации настолько, что приходили в явное замешательство, завидев белого "варвара", и просто столбенели когда этот самый варвар обращался к ним на их прекрасном и теоретически непостижимом для "гайдзина" (глупого белого чужака) языке. Вообще, если хотите на себе попробовать, что такое настоящие японцы, а не видевшие все и вся и ничему не удивляющиеся токийцы - поезжайте на Сикоку, или на юг Кюсю. Страдать от отсутствия внимания вы не будете. На вас будут показывать пальцем, громко обсуждать в полной уверенности, что вы не понимаете... Короче ощутите себя диковинной зверушкой, на которую все пялятся, но подойти боятся. Деревни разбросаны довольно редко, и если не выезжать на государственную дорогу, а держаться префектуральных, можно не один час проехать, не увидев ни машин, ни других творений рук человеческих, кроме самой дороги. Если ночь застигнет вас в пути - что ж, тем лучше. Выбирайте площадку для ночлега, как только начинает темнеть, ибо вхождение в полные сумерки займет минут 25. Желательно расположиться у моря, на/рядом с пляжем. Опасности никакой, по своему опыту знаю. А утром - опять в путь. И жаль только, что всякое путешествие рано или поздно подходит к концу, сказка странствий сменяется унылой прозой реальности. Последняя предстала для меня в образе хмурой таможенницы в Шереметьево и выхлопной вони, от которой напрочь успел отвыкнуть... Но не будем о грустном. Тем более, что можно всегда хотя бы мысленно вернуться в сказку (Япония - по-своему сказочная страна) и рассказывать еще и еще: о полицейских и таксистах, об отношении японцев с техникой и о том, каково иностранцам за рулем, о том, что такое японская автосвалка, о японках наконец... Но это, как говорили братья Стругацкие, совсем другая история.

 

"А+С"

Оставить комментарий:

Имя:
E-mail:
Сообщение: