Российский Клуб Любителей Автомобилей Марки Тойота

Экспорт новостей:

Ремонт и FAQ

Главная | Ремонт и faq | Гсм и рабочие жидкости | Тормозные жидкости-2

ГСМ и рабочие жидкости

Тормозные жидкости-2

08.09.2006

   

Когда в гидравлическом приводе тормозов жидкость не подтекает, внимания на нее, казалось бы, обращать не нужно. Однако от ее состояния зависит эффективность торможения и стабильность работы системы. Если, например, плохой антифриз или моторное масло лишь сокращают срок службы двигателя, то низкое качество тормозной жидкости может привести к аварии.

Общие сведения

Тормозная жидкость (ТЖ) состоит из основы (ее доля 93-98%) и различных присадок (остальные 7-2%).

Устаревшие жидкости, например “БСК”, изготовлены на смеси касторового масла и бутилового спирта в пропорции 1:1. Основа современных, наиболее распространенных, в том числе отечественных (“Нева”, “Томь” и РосДОТ, она же “Роса”), — полигликоли и их эфиры1. Гораздо реже применяют силиконы2.

В комплексе присадок одни из них препятствуют окислению ТЖ кислородом воздуха и при сильном нагреве, а другие — защищают металлические детали гидросистем от коррозии.

Основные свойства любой тормозной жидкости зависят от сочетания ее компонентов.

Температура кипения. Чем она выше, тем меньше вероятность образования паровой пробки в системе. При торможении автомобиля рабочие цилиндры и жидкость в них нагреваются. Если температура превысит допустимую, ТЖ закипит, и образуются пузырьки пара. Несжимаемая жидкость станет “мягкой”, педаль “провалится”, а машина не остановится вовремя.

Чем быстрее ехал автомобиль, тем больше тепла выделится при торможении. А чем интенсивнее замедление, тем меньше времени останется на охлаждение колесных цилиндров и подводящих трубок. Это характерно для частых длительных торможений, например в горной местности и даже на равнинном шоссе, загруженном транспортом, при резком “спортивном” стиле управления автомобилем.

Внезапное закипание ТЖ коварно тем, что водитель не может предугадать этот момент.
 

Вязкость характеризует способность жидкости прокачиваться по системе. Температура окружающей среды и самой ТЖ может быть от минус 40°С зимой в неотапливаемом гараже (или на улице) до 100°С летом в моторном отсеке (в главном цилиндре и его бачке), и даже до 200°С при интенсивном замедлении машины (в рабочих цилиндрах). В этих условиях изменение вязкости жидкости должно соответствовать проходным сечениям и зазорам в деталях и узлах гидросистемы, заданным разработчиками автомобиля.

Замерзшая (вся или местами) ТЖ может блокировать работу системы, густая — будет с трудом прокачиваться по ней, увеличивая время срабатывания тормозов. А слишком жидкая — повышает вероятность течей.
 

Воздействие на резиновые детали. Уплотнения не должны разбухать в ТЖ, уменьшать свои размеры (давать усадку), терять эластичность и прочность больше, чем это допустимо.

Распухшие манжеты затрудняют обратное перемещение поршней в цилиндрах, поэтому не исключено подтормаживание автомобиля. С усевшими уплотнениями система будет негерметичной из-за утечек, а замедление — неэффективным (при нажатии педали жидкость перетекает внутри главного цилиндра, не передавая усилие тормозным колодкам).
 

Воздействие на металлы. Детали из стали, чугуна и алюминия не должны корродировать в ТЖ. Иначе поршни “закиснут” или манжеты, работающие по поврежденной поверхности, быстро износятся, а жидкость вытечет из цилиндров либо будет перекачиваться внутри них. В любом случае гидропривод перестает работать.
 

Смазывающие свойства. Чтобы цилиндры, поршни и манжеты системы меньше изнашивались, тормозная жидкость должна смазывать их рабочие поверхности. Царапины на зеркале цилиндров провоцируют течи ТЖ.
 

Стабильность — устойчивость к воздействию высоких температур и окислению кислородом воздуха, которое в нагретой жидкости происходит быстрее. Продукты окисления ТЖ разъедают металлы.
 

Гигроскопичность — склонность тормозных жидкостей на полигликолевой основе поглощать воду из атмосферы. В эксплуатации — в основном через компенсационное отверстие в крышке бачка.

Чем больше воды растворено в ТЖ, тем раньше она закипает, сильнее густеет при низких температурах, хуже смазывает детали, а металлы в ней корродируют быстрее.

Классы тормозных жидкостей

В России нет единого государственного или отраслевого стандарта, регламентирующего показатели качества тормозных жидкостей. Отечественные изготовители работают по собственным техническим условиям, ориентируясь на нормы, принятые в США и странах Западной Европы (стандарты 3 J1703, ISO(DIN) 4925 и FM VSS №116). Жидкости классифицируют по температуре кипения и вязкости (см. таблицу), остальные их свойства близки.

Какую ТЖ нужно применять в автомобиле, решает его изготовитель. Как правило, жидкости класса ДОТ 3 предназначены для относительно тихоходных машин со всеми барабанными тормозами или дисковыми спереди. ТЖ с улучшенными эксплуатационными характеристиками, соответствующие требованиям ДОТ 4, рассчитаны на современные автомобили с повышенными динамическими качествами. Такие машины допускают частые резкие разгоны и интенсивные замедления, и у них преимущественно диcковые тормоза на всех колесах. Жидкости класса ДОТ 5 применяют редко, в основном на дорожных спортивных автомобилях. Тепловые нагрузки на ТЖ у них соизмеримы с возникающими в гидросистемах специальных гоночных машин.

Жидкости “БСК” и “Нева” (марок А и Б) не отвечают современным требованиям по температурам кипения, а “БСК” — еще и по низкотемпературным свойствам. Она замерзает уже при минус 20°С.
Особенности эксплуатации тормозных жидкостей

Поглощение воды из атмосферы свойственно ТЖ на полигликолевой основе. При этом температура их кипения снижается. FM VSS нормирует ее лишь для “сухих”, еще не набравших влагу, и увлажненных, содержащих 3,5% воды, жидкостей — т.е. ограничивает только предельные значения. Интенсивность процесса поглощения не регламентирована. ТЖ может насыщаться влагой сначала активно, а потом — медленнее. Или наоборот. Но даже если значения температуры кипения у “сухих” жидкостей разных классов сделать близкими, например к ДОТ 5, при их увлажнении этот параметр вернется на уровень, свойственный каждому классу. Впрочем, при лабораторных испытаниях изготовители ТЖ, как правило, строят кривые изменения температуры кипения. Для каждой жидкости они свои (см. рисунок).



Зависимость температуры кипения тормозной жидкости от содержания воды в ней:
пунктирные линии — условные типовые (наиболее распростра-ненные) зависимости темпе-ратуры кипения жидкостей ДОТ 3, ДОТ 4 и ДОТ 5.1 от содержания в них воды;
сплошные линии — пример зависимости от содержания воды температуры кипения одной и той же жидкости (одного изготовителя), но разных классов. Даже если значения температуры кипения у “сухих” ТЖ разных классов сделать близкими (точка А), при насыщении их водой этот параметр вернется на уровень, свойственный каждому классу.


ТЖ нужно периодически заменять, не дожидаясь когда ее состояние приблизится к опасному пределу. Срок службы жидкости назначает автозавод, проверив ее характеристики применительно к особенностям гидросистем своих машин.

Проверка состояния жидкости. Объективно определить основные параметры ТЖ можно только в лаборатории. В эксплуатации — лишь косвенно и не все.

Самостоятельно жидкость проверяют визуально — по внешнему виду. Она должна быть прозрачной, однородной, без осадка. Кроме того, в автосервисах (преимущественно крупных, хорошо оснащенных, обслуживающих иномарки) специальными индикаторами оценивают ее температуру кипения. Поскольку жидкость в системе не циркулирует, в бачке (место проверки) и в колесных цилиндрах ее свойства могут быть разными. В бачке она контактирует с атмосферой, набирая влагу, а в тормозных механизмах — нет. Зато там жидкость часто и сильно нагревается, и ее стабильность ухудшается.

Однако даже такими ориентировочными проверками пренебрегать не стоит, иных оперативных способов контроля нет.

Совместимость. ТЖ с разными основами несовместимы друг с другом, они расслаиваются, иногда появляется осадок. Параметры этой смеси будут ниже, чем у любой из исходных жидкостей, причем влияние ее на резиновые детали непредсказуемо.

Основу ТЖ изготовитель, как правило, указывает на упаковке. Российские РосДОТ, “Неву”, “Томь”, равно как и иные отечественные и импортные полигликолевые жидкости ДОТ 3, ДОТ 4 и ДОТ 5.1, можно смешивать в любых пропорциях. ТЖ класса ДОТ 5 основаны на силиконе и несовместимы с другими4. Поэтому стандарт FM VSS 116 требует окрашивать “силиконовые” жидкости в темно-красный цвет. Остальные современные ТЖ, как правило, желтые (оттенки от светло-желтого до светло-коричневого).

Для дополнительной проверки можно смешать жидкости в пропорции 1:1 в стеклянной емкости. Если смесь прозрачна и осадка нет, ТЖ совместимы.

Замена. Добавление свежей жидкости при прокачке системы после ремонта не восстанавливает свойства ТЖ, поскольку почти половина ее практически не меняется. Поэтому в сроки, установленные автозаводом, жидкость в гидросистеме нужно заменять полностью. Последовательность и особенности этой операции, например прокачка с работающим двигателем, зависят от конструкции системы (типа усилителя, антиблокировочных устройств и т.п.) и известны специалистам сервисных станций. Часто такая информация есть в руководстве по эксплуатации автомобиля.

На отечественных автомобилях жидкость заменяют одним из следующих двух способов.

Полностью сливают старую ТЖ, открыв все клапаны (штуцеры) выпуска воздуха и осушив систему. Затем заполняют бачок свежей жидкостью и закачивают ее, нажимая на педаль. Клапаны последовательно закрывают при появлении из них ТЖ. Потом удаляют воздух из каждого контура (ветви) гидропривода.

Недостаток такой методики — необходимость окончательной (контрольной) прокачки системы. Кроме того, на каждый клапан нужно надеть отводящий шланг, опустив другой его конец в подходящую емкость5 — вытекающая ТЖ может повредить шины и краску на деталях подвески, тормозов, колес. Зато новая жидкость гарантированно не смешивается со старой, а часть вышедшей при прокачке свежей ТЖ, дав ей отстояться для удаления воздуха и профильтровав, можно снова применять.
 

Вытесняют сменяемую ТЖ свежей, постоянно доливая ее в бачок главного цилиндра и не допуская осушения системы. Для этого по очереди прокачивают каждый контур, пока свежая жидкость не покажется из клапана.

В этом случае воздух в гидропривод не попадает, но не исключено, что часть старой ТЖ останется в нем, поскольку неопытному человеку трудно отличить ее от новой. Кроме того, жидкости нужно больше, чем при прокачке предыдущим способом. Часть ее, выпущенная из системы, смешана со старой и непригодна для применения.

Меры безопасности при работе с ТЖ

Хранить любую жидкость нужно только в герметично закрытой емкости, чтобы она не контактировала с воздухом, не окислялась и не набирала из него влагу или не испарялась.
 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

В гидросистемах применяют резиновые уплотнения на основе натурального и синтетического каучука. Последний хорошо выдерживает высокие температуры, но такую резину разрушают минеральные масла, бензин и керосин. Поэтому при ремонте узлов системы промывать или смазывать манжеты, и даже металлические детали, нужно только свежей чистой тормозной жидкостью.


Тормозные жидкости “Нева”, “Томь” и РосДОТ — горючие, а “БСК” — легковоспламеняющаяся. Курить при работе с ними запрещено.
 

ТЖ ядовита — даже 100 см3 ее, попавшие внутрь организма (некоторые жидкости пахнут спиртом и их можно принять за алкогольный напиток), могут привести к смерти человека. В случае заглатывания ТЖ, например при попытке откачать часть ее из бачка главного цилиндра, нужно немедленно вызвать рвоту (см. нашу справку). Если жидкость попала в глаза, необходимо промыть их струей воды. И в любом случае — обратиться к врачу.

НАША СПРАВКА

Рвоту можно вызвать выпив (на выбор):

столько воды, сколько примет организм (как правило, 2-2,5 л);

3-4 стакана мыльной воды;

стакан теплой воды, в которой разведена чайная ложка сухой горчицы.



Рекомендации по покупке

Выбирать нужно ТЖ, рекомендованную автозаводом.
 

Упаковка жидкости должна быть герметичной. При легком сдавливании с боков она пружинит.
 

Мембрана под крышкой предпочтительнее из фольги — такая не пропускает воду и свидетельствует о солидности изготовителя.

Редакция благодарит к.т.н. Е. М. Вижанкова и с.н.с. Г. И. Матросову, специалистов 25-го ГосНИИ Минобороны России, за помощь в подготовке материала.


 1 Полигликоли и их эфиры — группа химических соединений на основе многоатомных спиртов. У них высокая температура кипения и хорошие низкотемпературные свойства.
 2 Кремний-органические полимерные продукты. Их вязкость мало зависит от температуры, они инертны к различным материалам, работоспособны в диапазоне температур от минус 100 до 350°С.
 3 SAE – Общество автомобильных инженеров (США), ISO (DIN) – Международная организация по стандартизации, FM VSS – Закон о мерах безопасности (США).
 4 Жидкости класса ДОТ 5.1, не содержащие силикона, иногда обозначают, как ДОТ 5.1 NSBBF, а силиконовые ДОТ 5 — ДОТ 5 SBBF. Аббревиатура NSBBF означает “non silicon based brake fluids” (“тормозная жидкость, не основанная на силиконе”), а SBBF — “silicon based brake fluids” (“тормозная жидкость, основанная на силиконе”).
 5 Так же нужно поступать и при удалении воздуха из системы или ее контура. Помимо повреждений деталей, брызги жидкости, вытекающей под давлением из клапана, могут попасть в глаза.

По материалам сайта www.zr.ru

Оставить комментарий:

Имя:
E-mail:
Сообщение: