Российский Клуб Любителей Автомобилей Марки Тойота

Экспорт новостей:

Ремонт и FAQ

Главная | Ремонт и faq | Электрооборудование кузова | Бойцы коммунального фронта

Электрооборудование кузова

Бойцы коммунального фронта

31.08.2006

    По материалам сайта "Иркутский экспресс"

 

О том, что щетки стеклоочистителя нуждаются в уходе и своевременной замене, многие вспоминают лишь при попытке обогнать на грязной дороге магистральный тягач с трехосным прицепом. А зря.

Разберемся в понятиях

Устройство дворников особо сложным не назовешь. Резиновый или пластиковый скребок, закрепленный в кронштейне, плюс адаптер - узел, соединяющий щетку с поводком. Говоря о расположенных снаружи автомобиля деталях стеклоочистителя, отечественные производители во всех каталогах, руководствах и инструкциях упорно ограничиваются "рычагом" и "щеткой" Исключение - АО "Москвич", упоминающее "коромысло со щеткой в сборе". Итак, имеем коромысло-"раму", на которой крепятся все остальные элементы. В центре коромысла находится адаптер. Форма рычагов на разных автомобилях различна, поэтому и адаптеры выглядят по-разному. Некоторые производители щеток ориентируются на определенные конструкции, сознательно ограничивая область применения своей продукции. Другие снабжают каждую щетку комплектом переходников - разбирайтесь сами. Первый подход в какой-то мере ограничивает возможность ошибки при выборе щетки. К тому же заводское соединение деталей порой бывает более надежным и износостойким. За "всеядность" же приходится доплачивать - хоть и копейки, но лишние. Коромысла делали и делают из качественной стали. Для защиты от коррозии их, как правило, оцинковывают, фосфатируют и покрывают порошковыми материалами. Одно время многие производители увлекались пластмассами, но мода быстро прошла: изделия получались либо дорогими, либо ненадежными Отверстия в коромыслах служат не для красоты, а для правильной организации воздушных потоков. К большому коромыслу шарнирно крепятся малые - стальные или стеклопластиковые. Они обеспечивают упругость и гибкость щетки, плотное прилегание ее к лобовому стеклу. Количество малых коромысел зависит от длины щетки. Пластинку из нержавеющей стали с продольной прорезью (или пару узких сплошных), в которую (которые) вставляется резиновый элемент, многие именуют "позвонком". Хотя логичнее было бы, исходя из выполняемой этой деталью функции - придавать щетке жесткость и гибкость одновременно, назвать ее позвоночником. Остался резиновый элемент, который англоязычные изготовители называют "blade" - "лезвие". Образно и достаточно точно. Кстати, не всегда лезвие делают из обычной резины. Петербургская фирма "Хорс", например, использует резину силиконовую. Встречаются и пластики, что вряд ли оправдано. Лезвие - самый важный элемент щетки. Оно должно обладать исключительной химической стойкостью и обеспечивать при любых погодных условиях (изменения влажности, температуры и загрязненности) эффективную бесшумную очистку стекла. Гладкая для невооруженного взгляда поверхность стекла под микроскопом выглядит, как наждак. Теоретически до износа качественной резины на чистом стекле щетка должна выполнить не менее 7,5 миллиона циклов. На практике же отложения на стекле (на 60 % минеральные: пыль соль, сажа; остальные - органические: смолы, продукты выхлопа, остатки насекомых и т.п.) многократно сокращают жизнь дворников. "Рецепт" кромки лезвия - основной секрет изготовителей. Компания Trico - крупнейший в мире производитель щеток - считает, что качественную кромку можно получить только специальным приемом резания резины. Champion - относительный новичок в этом бизнесе, хотя и удачливый, - без зазрения совести выдавливает на экструдере готовые лезвия (и вполне успешно). Фирма OKAY пошла дальше всех, заменив одну кромку тремя. Другое нетрадиционное решение - зимняя щетка Trico. Какой бы замечательной ни была конструкция, намерзающий на шарнирах лед доводит ее до "остеохондроза". Но не подогревать же ее, в самом деле? Американцы поступили проще, упрятав щетку в резиновый чехол. Новинка особенно понравилась японцам и... супергонщику Карлосу Сайнцу, опробовавшему ее на Шведском ралли. В процессе эволюции автомобиля изменяются условия работы щеток. Лобовое стекло все больше отклоняется назад, увеличивается разность давлений перед щеткой и за ней. Результат - деформация чистящей кромки и ее отрыв от стекла при движении щетки вниз. Справиться с новой напастью позволяет спойлер - маленькое антикрыло, устанавливаемое обычно на ту щетку, что перед водителем (при нахождении щетки в нижней мертвой точке спойлер должен смотреть вниз).

Если дворник забастовал

Как и любой другой узел автомобиля, щетки и стекло нуждаются в уходе. Основное требование - чистота. Лобовое стекло необходимо мыть специально предназначенными для мойки автомобильных (!) стекол средствами. По завершении процедуры щетки следует протереть чистой сухой ветошью. Никогда не мойте стекла и щетки той же губкой или замшей, что и кузов. Не лишним оказывается время от времени помыть снятые щетки горячей водой с мылом. На какое-то время восстановить эластичность резины можно, прокипятив щетки в подходящем тазике. В былые времена рабочую кромку восстанавливали мелкой шкуркой, уложенной на ровную плоскость. Щеткой водили по ней, как смычком. При нынешнем обилии запчастей такие манипуляции теряют смысл. Как протереть или снять щетки, если они прячутся под капот? Элементарно: включите стеклоочиститель и остановите рычаги по центру стекла не выключателем, а ключом зажигания. Срок службы щеток зависит от многих условий. Один год - приличный результат. Менять щетки лучше парами. Оставляя автомобиль "в покое" на долгий срок, снимите щетки, а на концы рычагов, если на них не остаются пластиковые адаптеры, наденьте кусочки резинового шланга, которые защитят стекло при случайном включении стеклоочистителя. Меняя лезвия щеток, важно зацепить позвонок (или иной соответствующий элемент в других конструкциях) всеми захватами малых коромысел. Иначе можно поцарапать стекло. Используйте для замены только аналогичные сменные лезвия. Желательно того же производителя. Часто причиной плохой работы стеклоочистителя оказывается неподходящая жидкость для омывателя. Проблема устраняется заменой жидкости, иногда - разведением ее водой до концентрации, определяемой погодными условиями. Не включайте стеклоочиститель, если автомобильное стекло обледенело. Дождитесь, пока лед растает, или удалите его скребком. Исключение - специальные зимние щетки. Не гоняйте щетки по сухому стеклу, не лепите наклейки снаружи лобового стекла. Избегайте попадания на резиновые детали щеток нефтепродуктов, уайт-спирита, парафина и т. п. Не пытайтесь смазать шарниры: вреда от этой операции больше, чем пользы. Стекло загрязняется не только снаружи. Регулярно очищайте его изнутри соответствующими препаратами или салфетками. Если рычаг начал прокручиваться на оси, то простой подтяжкой гайки, как правило, не обойтись. Разберите узел, прочистите детали, оцените их состояние: возможность повторного использования рычага маловероятна. Типичные механические неисправности стеклоочистителей приведены в таблице. Ознакомьтесь с ними.

Механические неисправности стеклоочистителей

 

Щетки "мажут"

Причины
Чистящая кромка изношена и деформирована из-за дефектов рычага или в результате того, что она была долгое время прижата к стеклу в жару или на морозе. При этом площадь контакта щетки со стеклом увеличена сверх нормы.
Способы устранения
Заменить щетку или ее лезвие. Проверить угол атаки щетки. Проверить усилие пружины рычага и его параллельность стеклу.

Щетки оставляют неочищенные концентрические полосы

Причины
Чрезмерное загрязнение стекла. Старение резины. Повреждение коромысел. Неподходящая жидкость для омывателя. Повреждение лобового стекла. Дефект рычага.
Способы устранения
Очистить стекло соответствующим средством. Заменить щетку или (когда возможно) ее лезвие. Залить соответствующую жидкость для омывателя; частный случай - развести концентрат в соответствии с температурой воздуха.

Щетки работают дробно, оставляя поперечные полосы

Причины
Чрезмерное загрязнение стекла. Щетка деформирована и плохо работает при возвратном движении. Затвердела резина лезвия вследствие старения или использования неподходящей жидкости для омывателя. Износился привод стеклоочистителей и шарниров в самой щетке. Неправильный угол атаки щетки. Дефект рычага.
Способы устранения
Очистить стекло соответствующим средством. Заменить щетку или (если возможно) ее лезвие. Установить правильный угол атаки. Заменить рычаг.

Износ лезвия

Изношенная корма не способна удалять со стекла воду, грязь и дорожную пыль.
Способы устранения
Заменить щетку или ее лезвие.

Старение резины

Затвердевшая и потерявшая эластичность резина размазывает грязь по стеклу, а не удаляет ее.
Способы устранения
Заменить щетку или ее лезвие.

Площадь прилегания увеличена

Большая площадь прилегания - свидетельство износа лезвия или шарниров щетки и (или) рычага. Давление на кромку уменьшается, изменяется угол атаки щетки, что приводит к ухудшению очистки стекла.

Износ рычагов

Износ или коррозия оси шарнира рычага и (или) отверстий для нее ухудшают очистку стекла.
Способы устранения
Заменить рычаг

Деформация рычага

Изогнутый рычаг не позволяет щетке отслеживать изгиб лобового стекла. Неправильный угол атаки ухудшает очистку стекла.
Способы устранения
Выправить снятый с автомобиля рычаг или заменить новым.

Несоответствующее усилие пружины рычага

Ослабевшая пружина - щетки "мажут". Слишком большое усилие - щетки не идут по сухому стеклу. Давление рычага должно плотно прижимать щетку к стеклу, но не препятствовать ее свободному движению.
Способы устранения
Заменить рычаг. Временная мера - включать омыватель, перед каждым включением стеклоочистителя.

 

Угол атаки

Измерить его точно невозможно, да и не нужно. Достаточно убедиться в том, что лезвие переваливается со стороны на сторону в крайних точках хода. Проверить это просто. Остановите работающие дворники в центре стекла, выключив зажигание. При явной асимметрии положении лезвия проверьте, правильно ли располагается рычаг. Во всех точках плоскость его должна быть параллельна плоскости, касательной к поверхности стекла. Если это условие не выполняется, щетка будет работать особенно плохо в одном из направлений движения и не будет переваливаться в одной из крайних точек. У рабочей кромки лезвия должна быть явно выраженная грань, а не округлость, свидетельствующая об износе. Неисправность щеток совсем не пустяк. Иной раз от них зависят наши жизнь и здоровье. И еще. В кустарных условиях полноценно отремонтировать щетки невозможно, поэтому, как бы ни хотелось сэкономить, придется покупать новые.

Основные производители щеток

 

Bosch (ФРГ) - поставки на конвейер и рынок
+ -
Высокое качество
Широкий ассортимент
Широкое распространение в Европе и России
Высокая цена
Наличие сортов продукции
3 семейства для легковых а/м, 1 - для грузовиков
"ТОР" - 11 щеток длиной 280-600 мм с адаптерами; некоторые промежуточные длины отсутствуют. "Tailor made" - часть общеевропейской программы; в основном устанавливаются на автозаводах. "TWIN" - щетки длиной 400-550 мм со спойлером и адаптерами.
Грузовые щетки (33 наименования) с универсальными адаптерами.
SWF (ФРГ) - поставки на конвейер и рынок
+ -
Высокое качество
Цена меньше, чем у Bosch
Отсутствие на некоторых рынках
Небольшой ассортимент
Valeo, включая P.J. (Франция) - поставки на конвейер и рынок (в основном во Франции)
+ -
Конкурентноспособные цены (особенно P.J.)
Современный дизайн
Технология SWF
Широкий ассортимент
Пластиковые детали
Отсутствие некоторых типов
2 семейства для легковых а/м, 1 - для грузовиков
Стандартные легковые - 250-700 мм с адаптерами. Щетки со спойлерами не имеют дополнительных адаптеров и предназначены для установки на конкретные модели.
Оба вида в основном композитные. Щетки для грузовиков - 400-1000 мм с адаптерами.
В основном цельнометаллические.
Champion (Италия) - поставки на конвейер (FIAT) и рынок
+ -
Конкурентноспособные цены
Широкий ассортимент
Не соответствуют стандартам EC
Пластиковые детали
2 семейства для легковых а/м, 1 - для грузовиков
Стандартные - композитные, 250-600 мм, с адаптерами наиболее распространенных видов. VX - со спойлерами.
CV - для грузовиков, 400-1000 мм, с ограниченным числом адаптеров.
Trico (США) - поставки на конвейер и рынок
+ -
Исключительный опыт: компания основана в 1917 году изобретателем стеклоочистителей
Высокое качество подкреплено собственными стандартами
Крупнейший в мире производитель щеток
Специализация на щетках
Отсутствие на некоторых рынках
Отсутствие некоторых адаптеров
7 семейств, включая щетки со спойлером, компактные щетки для грузовиков и специальные зимние щетки. Все - металлические.

 

 

Сергей Клочков, "Клаксон".

Оставить комментарий:

Имя:
E-mail:
Сообщение: