Ремонт и FAQ
Электрооборудование кузова
Бойцы коммунального фронта
31.08.2006
По материалам сайта "Иркутский экспресс"
О том, что щетки стеклоочистителя нуждаются в уходе и своевременной замене, многие вспоминают лишь при попытке обогнать на грязной дороге магистральный тягач с трехосным прицепом. А зря.
Разберемся в понятиях
Устройство дворников особо сложным не назовешь. Резиновый или пластиковый скребок, закрепленный в кронштейне, плюс адаптер - узел, соединяющий щетку с поводком. Говоря о расположенных снаружи автомобиля деталях стеклоочистителя, отечественные производители во всех каталогах, руководствах и инструкциях упорно ограничиваются "рычагом" и "щеткой" Исключение - АО "Москвич", упоминающее "коромысло со щеткой в сборе". Итак, имеем коромысло-"раму", на которой крепятся все остальные элементы. В центре коромысла находится адаптер. Форма рычагов на разных автомобилях различна, поэтому и адаптеры выглядят по-разному. Некоторые производители щеток ориентируются на определенные конструкции, сознательно ограничивая область применения своей продукции. Другие снабжают каждую щетку комплектом переходников - разбирайтесь сами. Первый подход в какой-то мере ограничивает возможность ошибки при выборе щетки. К тому же заводское соединение деталей порой бывает более надежным и износостойким. За "всеядность" же приходится доплачивать - хоть и копейки, но лишние. Коромысла делали и делают из качественной стали. Для защиты от коррозии их, как правило, оцинковывают, фосфатируют и покрывают порошковыми материалами. Одно время многие производители увлекались пластмассами, но мода быстро прошла: изделия получались либо дорогими, либо ненадежными Отверстия в коромыслах служат не для красоты, а для правильной организации воздушных потоков. К большому коромыслу шарнирно крепятся малые - стальные или стеклопластиковые. Они обеспечивают упругость и гибкость щетки, плотное прилегание ее к лобовому стеклу. Количество малых коромысел зависит от длины щетки. Пластинку из нержавеющей стали с продольной прорезью (или пару узких сплошных), в которую (которые) вставляется резиновый элемент, многие именуют "позвонком". Хотя логичнее было бы, исходя из выполняемой этой деталью функции - придавать щетке жесткость и гибкость одновременно, назвать ее позвоночником. Остался резиновый элемент, который англоязычные изготовители называют "blade" - "лезвие". Образно и достаточно точно. Кстати, не всегда лезвие делают из обычной резины. Петербургская фирма "Хорс", например, использует резину силиконовую. Встречаются и пластики, что вряд ли оправдано. Лезвие - самый важный элемент щетки. Оно должно обладать исключительной химической стойкостью и обеспечивать при любых погодных условиях (изменения влажности, температуры и загрязненности) эффективную бесшумную очистку стекла. Гладкая для невооруженного взгляда поверхность стекла под микроскопом выглядит, как наждак. Теоретически до износа качественной резины на чистом стекле щетка должна выполнить не менее 7,5 миллиона циклов. На практике же отложения на стекле (на 60 % минеральные: пыль соль, сажа; остальные - органические: смолы, продукты выхлопа, остатки насекомых и т.п.) многократно сокращают жизнь дворников. "Рецепт" кромки лезвия - основной секрет изготовителей. Компания Trico - крупнейший в мире производитель щеток - считает, что качественную кромку можно получить только специальным приемом резания резины. Champion - относительный новичок в этом бизнесе, хотя и удачливый, - без зазрения совести выдавливает на экструдере готовые лезвия (и вполне успешно). Фирма OKAY пошла дальше всех, заменив одну кромку тремя. Другое нетрадиционное решение - зимняя щетка Trico. Какой бы замечательной ни была конструкция, намерзающий на шарнирах лед доводит ее до "остеохондроза". Но не подогревать же ее, в самом деле? Американцы поступили проще, упрятав щетку в резиновый чехол. Новинка особенно понравилась японцам и... супергонщику Карлосу Сайнцу, опробовавшему ее на Шведском ралли. В процессе эволюции автомобиля изменяются условия работы щеток. Лобовое стекло все больше отклоняется назад, увеличивается разность давлений перед щеткой и за ней. Результат - деформация чистящей кромки и ее отрыв от стекла при движении щетки вниз. Справиться с новой напастью позволяет спойлер - маленькое антикрыло, устанавливаемое обычно на ту щетку, что перед водителем (при нахождении щетки в нижней мертвой точке спойлер должен смотреть вниз).
Если дворник забастовал
Как и любой другой узел автомобиля, щетки и стекло нуждаются в уходе. Основное требование - чистота. Лобовое стекло необходимо мыть специально предназначенными для мойки автомобильных (!) стекол средствами. По завершении процедуры щетки следует протереть чистой сухой ветошью. Никогда не мойте стекла и щетки той же губкой или замшей, что и кузов. Не лишним оказывается время от времени помыть снятые щетки горячей водой с мылом. На какое-то время восстановить эластичность резины можно, прокипятив щетки в подходящем тазике. В былые времена рабочую кромку восстанавливали мелкой шкуркой, уложенной на ровную плоскость. Щеткой водили по ней, как смычком. При нынешнем обилии запчастей такие манипуляции теряют смысл. Как протереть или снять щетки, если они прячутся под капот? Элементарно: включите стеклоочиститель и остановите рычаги по центру стекла не выключателем, а ключом зажигания. Срок службы щеток зависит от многих условий. Один год - приличный результат. Менять щетки лучше парами. Оставляя автомобиль "в покое" на долгий срок, снимите щетки, а на концы рычагов, если на них не остаются пластиковые адаптеры, наденьте кусочки резинового шланга, которые защитят стекло при случайном включении стеклоочистителя. Меняя лезвия щеток, важно зацепить позвонок (или иной соответствующий элемент в других конструкциях) всеми захватами малых коромысел. Иначе можно поцарапать стекло. Используйте для замены только аналогичные сменные лезвия. Желательно того же производителя. Часто причиной плохой работы стеклоочистителя оказывается неподходящая жидкость для омывателя. Проблема устраняется заменой жидкости, иногда - разведением ее водой до концентрации, определяемой погодными условиями. Не включайте стеклоочиститель, если автомобильное стекло обледенело. Дождитесь, пока лед растает, или удалите его скребком. Исключение - специальные зимние щетки. Не гоняйте щетки по сухому стеклу, не лепите наклейки снаружи лобового стекла. Избегайте попадания на резиновые детали щеток нефтепродуктов, уайт-спирита, парафина и т. п. Не пытайтесь смазать шарниры: вреда от этой операции больше, чем пользы. Стекло загрязняется не только снаружи. Регулярно очищайте его изнутри соответствующими препаратами или салфетками. Если рычаг начал прокручиваться на оси, то простой подтяжкой гайки, как правило, не обойтись. Разберите узел, прочистите детали, оцените их состояние: возможность повторного использования рычага маловероятна. Типичные механические неисправности стеклоочистителей приведены в таблице. Ознакомьтесь с ними.
Механические неисправности стеклоочистителей
|
Угол атаки
Измерить его точно невозможно, да и не нужно. Достаточно убедиться в том, что лезвие переваливается со стороны на сторону в крайних точках хода. Проверить это просто. Остановите работающие дворники в центре стекла, выключив зажигание. При явной асимметрии положении лезвия проверьте, правильно ли располагается рычаг. Во всех точках плоскость его должна быть параллельна плоскости, касательной к поверхности стекла. Если это условие не выполняется, щетка будет работать особенно плохо в одном из направлений движения и не будет переваливаться в одной из крайних точек. У рабочей кромки лезвия должна быть явно выраженная грань, а не округлость, свидетельствующая об износе. Неисправность щеток совсем не пустяк. Иной раз от них зависят наши жизнь и здоровье. И еще. В кустарных условиях полноценно отремонтировать щетки невозможно, поэтому, как бы ни хотелось сэкономить, придется покупать новые.
Основные производители щеток
|
Сергей Клочков, "Клаксон". |
Оставить комментарий: