Российский Клуб Любителей Автомобилей Марки Тойота

Экспорт новостей:

Публицистика

Главная | Публицистика | Пошлины | Пошлины. вершина цинизма

Пошлины

Пошлины. Вершина цинизма

14.09.2006

    Накануне введения свежих таможенных пошлин в офиициальном государственном издании "Российская газета" появилась статейка, демонстрирующая верх продажности, ханжества, цинизма и просто откровенного издевательства надо всеми автомобилистами страны и, в особенности, Дальнего Востока. Сначала - пусть выскажется противник:

Андрей Роговский, "Российская газета" 23.07.2003
Поддержим китайский автопром?
Если не хотим поддержать российский

В конце июня было подписано правительственное постановление о выравнивании таможенных платежей для юридических и физических лиц при ввозе автомобилей иностранного производства возрастом от 3 до 7 лет. Для рядовых россиян это значит, что с 26 июля, когда постановление вступит в силу, частное лицо за ввоз иномарки будет платить больше, чем сейчас. Именно настолько больше, насколько дороже обходятся подержанные иномарки юридическим лицам, которым помимо таможенных платежей приходится оплачивать НДС, акциз и сбор. Правительственное решение эхом отозвалось в Приморье. Еще бы, ведь речь идет не просто о машинах для населения. Подержанные "японки" являются основным бизнесом для сотен разнокалиберных структур. Хотя они не собираются выходить из тени и платить налоги, однако считают себя вправе требовать от государства, чтобы оно не смело отнимать у них этот бизнес. А бизнес, видимо, действительно денежный. И естественно есть кому его защищать. Недавно стало известно, что соответствующее обращение в адрес Президента Владимира Путина, главы Правительства Михаила Касьянова, Совета Федерации и Государственной Думы отправили депутаты городской думы Находки.
Народные избранники решили предупредить исполнительную власть, что резко подорожавшие благодаря новым пошлинам иномарки поднимут приморцев на массовые акции протеста и нанесут непоправимый удар по экономике всего региона. Поэтому, призывают депутаты, раз новый закон ухудшит социально-экономическую ситуацию и ущемит права граждан, то его необходимо попросту отменить.
На первый взгляд налицо защита народных интересов. Что вполне разумно, особенно в стране, погружающейся в предвыборную гонку. Уже стало обычным, что это период раздачи самых радужных обещаний и принятия популистских решений. Отмена повышения пошлин будет, по мнению депутатов, "определенным ответом Правительства на вопросы о демократии, свободном рынке и заботе о населении России".
Между тем, и исполнительная власть, принимая решение об уравнивании пошлин, не могла не просчитать все "за" и "против". Так, в Правительстве заявляют, что данная мера будет способствовать подъему отечественного автомобилестроения, повышению занятости рабочих на российских заводах и увеличению налоговых отчислений в бюджет.
А ведь и это есть защита народных интересов, поскольку зарплата дальневосточных учителей, врачей, пенсионеров зависит от федерального бюджета. Для того чтобы платить зарплату бюджетникам, у государства должна быть сильная экономика и работающая промышленность. А одной из основных отраслей промышленности в России является как раз автомобилестроение.
Российский автопром обеспечивает занятость 10 процентов трудоспособного населения страны. Сейчас в автомобилестроении работают около 800 тысяч россиян. Их, в свою очередь, снабжают продукцией и технологиями еще 40 смежных отраслей. Один человек на конвейере автозавода обеспечивает работой еще семерых специалистов в смежных отраслях. А скольких человек может обеспечить работой коммерсант, ввозящий японский "секонд-хэнд"? И доходов в бюджет производство внутри страны приносит больше, чем пошлины на импортируемый товар. Естественно, при таком раскладе всем - и государству, и населению - выгоднее стимулировать развитие существующих и новых автозаводов на территории России.
К примеру, в прошлом году федеральный бюджет получил только от АвтоВАЗа почти 7,5 миллиарда рублей, областной - 3,5 миллиарда, городской - 1,7 миллиарда. При этом полный объем платежей АвтоВАЗа с учетом поступлений во внебюджетные фонды достиг огромной цифры в 17,5 миллиарда рублей. АвтоВАЗ обеспечивает больше половины городского бюджета и существенную часть областного. ГАЗ по итогам 2002 года получил сертификат крупнейшего налогоплательщика Нижегородской области, перечислив в областной бюджет более 4 миллиардов рублей. Правительство совершенно напрасно обвиняют в попытках поголовно пересадить россиян на "Волги" и "Лады". Концепция поддержки отечественного автопрома подразумевает, что отечественными становятся все заводы, расположенные в России, в том числе иностранные.
Например, Renault и Ford уже выпускаются в нашей стране. Под капотами моделей Symbol и Focus без труда можно найти табличку Made in Russia. В Калининграде уже несколько лет успешно выпускают престижные BMW, которые по оценкам экспертов из сертификационной организации TUF не уступают в качестве, а иногда и превосходят продукцию из Баварии. Проекты создания российских сборочных площадок прорабатывают Volkswagen и Toyota. По словам специалистов, в России можно выпускать практически все наиболее популярные иномарки. Только условием своей работы в России иностранные производители ставят как раз повышение пошлин на ввоз подержанных машин. Еще год назад, когда решалась судьба Концепции развития российского автомобилестроения, в Правительство поступило письмо от компаний General Motors, Ford, Renault и Fiat. По сути, эту четверку, в которой два концерна являются крупнейшими компаниями мира, а один занимает второе место в Европе, без преувеличения можно считать главными инвесторами российского автомобилестроения. В письме иностранные производители потребовали повысить таможенные пошлины на старые машины, поскольку конкурировать с собственными подержанными автомобилями, по их мнению, бессмысленно. Такими словами высказал общую точку зрения президент "Форд Мотор Компани Россия-СНГ" Хенрик Нензен.
Именно защитительные пошлины способны дать толчок созданию новых автозаводов в стране. Как показывает мировая практика, при пошлинах на автомобили ниже 35 процентов производителям выгоднее импортировать свои автомобили в страну, а не инвестировать в их производство. Поэтому многие страны на время просто закрывают рынки для того, чтобы простимулировать развитие автомобильной промышленности. По данным Boston Consulting Group, таможенные пошлины на новые автомобили в Индонезии составляют 98 процентов, в Таиланде - 80 процентов, в Индии - 60 процентов, Китае - 43 процента, Бразилии - 35 процентов, в Финляндии - 200 процентов. Комментарии излишни. Та же Япония, успешно решающая с российской помощью проблемы утилизации старых машин, не забивает себе голову "вопросами о демократии и свободном рынке" и держит свои экономические границы на замке, применяя зубодробительные пошлины на импорт.
И такая политика приносит плоды. Например, наш сосед Китай, установив 70-процентную таможенную пошлину на импорт подержанных иномарок, добился того, что крупнейшие иностранные производители построили у него свои заводы. Масштабы производства иномарок впечатляют: восемь совместных предприятий Поднебесной выпускают 2,5 миллиона автомобилей. Это в два раза превышает показатель России. Но скоро эта цифра станет еще больше. Недавно стало известно о планах самого крупного японского концерна Toyota Motor - создать несколько совместных производств с рядом китайских автомобилестроительных компаний. Другими словами, недостатка в новых машинах китайцы уже не испытывают, что достигнуто именно благодаря протекционистским мерам государства. Появление новых автозаводов повлекло за собой создание массы смежных производств. Например, Volkswagen, который когда-то первым пришел на неосвоенный рынок, не только построил свои заводы, но и инициировал создание более ста СП по выпуску комплектующих. А ведь в Китае работают и другие мировые автопроизводители: "Ситроен", "Ниссан", General Motors, DaimlerChrysler, Jeep.
Протекционизм позволил превратить Китай в ведущего мирового производителя автомобилей. Если в 2000 году Китай занимал 11-е место в мире по этому показателю, то в 2004 году страна выйдет на 5-е место в мире по производству автомобилей, обогнав Канаду, Испанию и Республику Корея. По прогнозам международной консалтинговой группы ING, в 2003 году Китай выпустит 3,9 миллиона машин, а спустя год этот показатель увеличится еще на 47 процентов. Как отмечают представители ING, превращению Китая в крупного производителя автомобилей будет способствовать дальнейший рост капиталовложений главных мировых автомобилестроителей, направленных на наращивание своих производственных мощностей. Подтверждает такой вывод и решение двух южнокорейских компаний Hyundai и Kia инвестировать до 2006 года соответственно 430 и 300 миллионов долларов США.
Одной из главных причин столь активного развития автопромышленности в Китае является именно протекционистская политика государства, которое защищает национальное производство и в первую очередь таможенными пошлинами. А пока Китай с помощью высоких пошлин превращается в ведущую мировую автодержаву, у нас таможенные пошлины предают анафеме.
Говорят, что каждая страна имеет такой автомобиль, который заслуживает. Поэтому если протестовать против поддержки автозаводов в России, то уже скоро придется импортировать автомобили из Китая, поддерживая китайский автопром. Не хотим ездить на российских - будем ездить на китайских машинах. На Дальнем Востоке к китайской экспансии не привыкать. Только не стоит удивляться, что в живущих за счет продажи китайского ширпотреба дальневосточных регионах жизнь лучше не становится, а в Китае появляются новые рабочие места, новые заводы, новые небоскребы.
С другой стороны, высокие пошлины и приход иностранных автопроизводителей могли бы дать необходимый толчок развитию экономики российского Дальнего Востока. Вслед за открытием автозаводов неизбежно будет развиваться индустрия автокомпонентов и многие другие смежные отрасли.
21 июня начался двухдневный визит в Республику Корея министра промышленности, науки и технологий РФ Ильи Клебанова. Он принял участие в очередном заседании российско-корейской совместной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
По сообщению РБК, в ходе заседания комиссии в первую очередь рассмотрены проблемы восстановления и модернизации транскорейской железной дороги и ее соединения с Транссибирской магистралью. Другой важный вопрос связан с обсуждением проектов создания южнокорейскими автомобильными компаниями производственных мощностей в России, в первую очередь на Дальнем Востоке и в Приморье.
Все предпосылки для создания таких производств на Дальнем Востоке есть. Ведь здесь не только перспективный рынок сбыта, но и высококвалифицированная рабочая сила. После закрытия промышленных и оборонных предприятий многие рабочие и инженеры остались без работы. Сейчас они торгуют на рынках китайскими товарами, но, может быть, у них еще будет возможность поработать на экономику своей страны, а значит - на себя, на будущее своих детей и внуков.


А теперь - вглядимся в основные тезисы внимательнее...

1. "...доходов в бюджет производство внутри страны приносит больше, чем пошлины на импортируемый товар..."

Посмотрим...
"...В 2002 году сумма таможенных пошлин и налогов, полученных при ввозе транспортных средств, составила 49,3 млрд. рублей, из них физическими лицами уплачено 28,1 млрд. рублей."
"...К примеру, в прошлом (2002) году федеральный бюджет получил только от АвтоВАЗа почти 7,5 миллиарда рублей, областной - 3,5 миллиарда, городской - 1,7 миллиарда. При этом полный объем платежей АвтоВАЗа с учетом поступлений во внебюджетные фонды достиг огромной цифры в 17,5 миллиарда рублей. ГАЗ по итогам 2002 года получил сертификат крупнейшего налогоплательщика Нижегородской области, перечислив в областной бюджет более 4 миллиардов рублей..."
Итого - 20 млрд. начисленных налогов (не значит выплаченных - льготы по налогобложению, списания и зачеты для таза беспрецендентные) согласно их арифметике больше, чем реальные 28 млрд., полученные напрямую в бюджет только от частных перегонщиков, с которыми придется попрощаться.


2. "...Другими словами, недостатка в новых машинах китайцы уже не испытывают..."

А мы, что ли, испытываем? Отнюдь: таз неоднократно уже останавливался из-за перепроизводства, даже при своем невеликом объеме выпуска. Только такие новые машины нам не нужны!
Точно также, как не нужны подавляющему большинству и новые иномарки (при нынешних-то доходах).


3. "...Российский автопром обеспечивает занятость 10 процентов трудоспособного населения страны. Сейчас в автомобилестроении работают около 800 тысяч россиян. Их, в свою очередь, снабжают продукцией и технологиями еще 40 смежных отраслей. Один человек на конвейере автозавода обеспечивает работой еще семерых специалистов в смежных отраслях. А скольких человек может обеспечить работой коммерсант, ввозящий японский "секонд-хэнд"? ..."

Н-да...
- На основном производстве таза занято всего 70.000 человек, а популярная цифра в 800 тысяч - включает в себя все работоспособное население Тольятти и городков, где расположены автозаводы, начиная с директора и кончая уборщицей, да еще, похоже, и членов их семей. Все большие числа порождены буйной фантазией агитаторов завода, который выпускает "более полусотни моделей и модификаций автомобилей".
- В россии 70 тысяч рабочих выпускают 700 тысяч помоек, а не самый технологически продвинутый производитель GM - работает по этому показателю в 5 раз эффективнее. Надо ли нам обеспечивать заработок тазовцев за свой счет? Чтобы они и дальше заворачивали болты кувалдой? Чтобы они вывозили запчасти налево? Чтобы их руководство продолжало жировать?
- Уже полностью встал азлк, в значительной мере - зил и камаз, так мир от этого разве перевернулся? Или из-за этого огромная часть населения лишились средств к существованию? Да вроде нет, тишь да гладь...
- Когда встала вся промышленность Дальнего Востока - это никого не волновало, когда вставали другие отрасли - это никого не волновало. У росавтопрома просто оказалось больше денег на откаты...
- Нынешние работники автопрома всегда смогут остаться в деле - на производстве автомобилей низшей ценовой категории для "патриотов", на изготовлении запчастей для них и неоригинальных з/ч для иномарок (хотя нетрудно предположить качество). Единственные, кто проигрывают - их директора.


4. Строительство крупных заводов иностранными автогигантами

Это исключительная профанация для публики...
- Ни один крупный автопроизводитель не сможет построить здесь действительно серьезный завод с большой программой, пока существует автотаз - он не допустит конкуренции.
- Ни один из крупных автороизводителей не сможет предложить новую иномарку местной сборки в ценовой группе 4000-10000$ приемлимого качества (сопоставимого с б/у японками), минимально удобоваримого размера (городские коробки класса A и B - не для просторов руси с ее направлениями) и комплектации.
Тем более это звучит глупо применительно к Дальнему Востоку: все существующие там предприятия порушены за последние 15 лет как раз из-за того, что производство стало нерентабельным, что тарифы выросли в десятки раз, что зарплата упала и люди разъехались. Новое производство не будет выгодно по определению. Тем более, что эти новые машины, как указано выше, никто не будет в состоянии купить. Или кидалы от государства думают об экспорте :)? Не в Японию ли случаем?
Да и здесь - много ли народа может позволить себе бмв из калининграда (о которой так много кричат) или хотя бы фокус из всеволжска? И уж откровенно смешно читать об очереди из автоконцернов стремящихся сюда...
- Кстати о продажах. В Китае к среднему классу относятся 100 миллионов человек. У нас - по самому максимальному счету - 10. Из них обитают в приморье - даже если забыть про "богатейшую москву" и считать пропорционально населению - тысяч 200. Так кому будет сбывать продукцию завод?


5. "...наш автопром..."

Сама эта фраза уже звучит издевательски. Нашего автопрома нет в принципе (или поборники режима предлагают доходы считать достоянием АО автотаз, а расходы и ответственность за "общенародное достояние на волге" делить на все население?) - есть несколько автозаводов в сфере влияния отдельных олигархов и их людей (Каданников, Дерипаска, Бендукидзе, далее везде...). Которым и перепадают наши денежки...
Почему-то "наш" автопром не захотел зафиксировать прибыли на уровне начала 2002, а предпочел покончить с прямыми конкурентами-семилетками, не захотел остановиться в начале 2003 и прижал всех остальных, зарядив параллельно цены на свои помойки... Когда же ему будет достаточно?


6. "...без российского автопрома малообеспеченные слои населения не смогут купить автомобиль за 1-3 тысячи долларов..."

Цитата не отсюда, но все равно жизненная.
Случайно не автотаз выпускает такие машины (автоконструктор под названием ока - не в счет :)? Да нет, просто кто-то должен заплатить свои 5-8 тысяч, вложиться в доводку, намучиться с ремонтами - а уж потом через несколько лет и несколько рук она по указанной остаточной стоимости попадет к конечному владельцу... Это надо считать социальной справедливостью по-нашенски? А как же их вопли о безопасности и экологии? Не надо лукавить...
Разве мы против автомобилестроения в России вообще? Нет, пусть развивается, с разумной конкуренцией. Пусть делает то, что нужно государству и что кое-как получалось - кондовые грузовики, военная техника и т.п. Пусть строит "народные автомобили", наконец.
Средние доходы здесь в 10 раз ниже, чем в Японии - а новые, хм, "автомобили" местного производства стоят (прошу прощения, стоили) максимум в два раза дешевле (считая исключительно по внешнему признаку наличия 4-х колес, так как сравнивать консервные банки от таза с японскими машинами нельзя, такого барахла они не выпускают), чем новые машины такого же типоразмера там. Теперь они уже почти сравнялись... А если посмотреть на ценники евро-японцев, корейцев или европейцев в москве, и вспомнить, сколько составляет пошлина на новые машины в их цене - то окажется, что таз-12 ничем не уступает новой королле или лансеру, и лучше акцентов и т.п. Чудеса, да и только...


7. "...китайский автопром..."

- Миф об экспансии китайского автопрома - тоже из разряда баек. Если у них такие хорошие, дешевые, да и еще и леворульные машины - то почему же все еще не пересели на них? Спасибо, уже сыты китайским ширпотребом, да и сами как-нибудь разберемся, на чем ездить.
- Кстати, говоря об эффективности китайской автополитики - запредельные импортные пошлины и бурный рост производства. Только вот основная масса населения там по-прежнему ездит на велосипедах и мопедах. А у нас зимой на велосипеде - холодно :).


8. "...В письме иностранные производители потребовали повысить таможенные пошлины на старые машины, поскольку конкурировать с собственными подержанными автомобилями, по их мнению, бессмысленно. Такими словами высказал общую точку зрения президент "Форд Мотор Компани Россия-СНГ" Хенрик Нензен..."

Ну нельзя же так открыто писать, кто проплачивал откаты за постановление о пошлинах :)...


9. "...С другой стороны, высокие пошлины и приход иностранных автопроизводителей могли бы дать необходимый толчок развитию экономики российского Дальнего Востока. Вслед за открытием автозаводов неизбежно будет развиваться индустрия автокомпонентов и многие другие смежные отрасли..."

- Было-было... "межгалактический шахматный турнир в Нью-Васюках" называлось, кажется. И какая неуемная любовь к смежным отраслям!

10. "...По данным Boston Consulting Group, таможенные пошлины на новые автомобили в Индонезии составляют 98 процентов, в Таиланде - 80 процентов, в Индии - 60 процентов, Китае - 43 процента, Бразилии - 35 процентов, в Финляндии - 200 процентов..."

Чухонцев можно исключить из списка - не говоря уж о доходах, у них давно функционирует свой мелкотиражный, но полноценный евро-автопром.
А вот про остальные страны продажный автор не потрудился уточнить, что 95% населения там не имеет возможности купить автомашину даже местной сборки. Почему-то равнение идет не на цивилизованные государства с разумными таможенными ставками, а на страны, где много диких обезьян, непримиримых фундаменталистов, каннибалов и прочих атрибутов каменного века. Значит, прикрываясь псевдо-патриотической риторикой, истинное место россии автор отводит среди них?


11. "...А скольких человек может обеспечить работой коммерсант, ввозящий японский "секонд-хэнд"..."

Во-первых - они уже сейчас обеспечивают занятость и заработок большой части населения дальнего востока (у которого из занятий и остались только автодело и вывоз природных ресурсов). И постепенное выдавливание иномарок оставляет их вообще без работы и перспектив.
Кроме того, на ввозе автомобилей до сих пор держутся остатки тихоокеанского флота. На него опираается и режим на ДВ, и таможня, и ГАИ. Еще действий в том же духе - и вторая ДВР станет реальностью...
Посмотрите, как все развивается: весну 2002 уже можно мечтательно вспоминать, как благословенное время - с тех пор сначала покончили с 7-летками, потом зарядили транспортный налог, осаго, прижали 3-леток, а теперь занесли 35-и процентный топор над иномарками вообще.
"...если лягушку кинуть в горячую воду, то она сразу выпрыгнет, но если лягушку кинуть в холодную воду и начать воду медленно нагревать, то лягушка сварится заживо, не заметив этого..."


12. "... деньги уходят из страны..."

Верх ханжества и цинизма в устах (слишком изящно, просится слово погрубее) тех, кто ежегодно вывозит достояние страны десятками миллиардов (причем - просто так, а не в обмен на что-либо материальное, вроде тех же машин).
И если считать импорт б/у автомобилей чисто арифметически - на самом деле очень незначительная часть средств остается за рубежом. Прикинем: машинка класса C, в хорошем состоянии приобретается в японии за 1,5-2,0 тысячи долларов. По дороге до москвы она дорожает на 5000! Из них только немногим более 500 перепадает японским трейдерам. Самые большие куски (примерно по 1,5 тысячи) отхватывают российская таможня и российские железные дороги, остальное расходится по посредникам.
И что же? Производство, приобретение и доведение до минимально работоспособного состояния нового тазика с использованием иностранных запчастей стоит менее 2,5 тысяч?


13. "...покупка новых автомобилей..."

Подъем пошлин означает только одно - массы не будут покупать новые машины - ни взлетевшие тазы, ни тем более иномарки. Это дает только массы уезженных в нуль автомобилей, никакой экологии, аварийность, левые схемы и очередной виток взяточничества в ГАИ...


14. А теперь набросаем некоторые простейшие факты, адресованные упертым сторонникам росавтопрома, которые говорят "...думаю когда-то будут говорить - "Автомобиль возродил Россию"..."


Я думаю, уважаемый читатель за последние годы понял, в какой стране он живет. Что уклад у нас ныне сугубо "либерально-капиталистический" (как бы), и все надежно усвоили, как плох русский квасной патриотизм. Так какой спрашивается смысл нам гордиться наличием в стране собственного автопрома? И радоваться его "успехам"? Ну уж нет, раз каждый сам за себя - то пусть проблемы тольятти и волнуют только тамошних обитателей и его хозяев, ведь предприятия давно разошлись по рукам большого и малого вороватого элемента. Однако - нет, хотя предприятие далеко не государственное, кредиты оно тянет по старинке - из бюджета... И с конкурентами (то есть вообще с конкуренцией в принципе) борется руками государства...
Итак, что нам нужно в автомире? - каждому по автомобилю, подешевле да хорошо бы получше. Но этого не случится никогда, пока на пути будет стоять нынешний чудовищный росавтопром (РАП). Прикинем, какие главные составляющие у "народного автомобиля", и что в этом плане делает РАП.

1) Цена...
Помнится, пару лет назад в сми мелькала фраза: "...на рынках Литвы можно купить новый ваз-2110 в базовой комплектации всего за 2800 долларов. даже после растаможки "в лоб" реэкспорт их остается более чем выгодным..." (иллюстрировали демпинг таза и вывод капиталов). Однако!... Сначала конечно не верилось, а потом, как оказалось... Так что прикинем, сколько бы они могли стоить на внутреннем рынке, не пересекая границу с литвой - 2800+ндс+нсп-транспорт - где-то в районе 3200 получается, нормальная цена для таких ведер (и производитель, естественно, не остается в накладе). А что происходит на самом деле - может увидеть каждый, заглянув в газету или сеть. Еще в начале года это были запредельные, казалось бы 5,5-6,0 тысяч, а теперь уже легко 7,0-8,0. Во как! Та же пропорция действует и у остальных моделек. Уже ни для кого не секрет, что розничная цена тазов примерно в 2,5-3,0 раза выше заводской себестоимости. Эх, вот если б накинуть на себестоимость чуток прибыли (по общечеловеческим стандартам, а не местным) - получилось бы хоть соответствие цены отсутствию качества. И на народный автомобиль такие аппараты тянули бы.
Так что же, стремится таз к удешевлению автомобиля путем снижения издержек? Ничего подобного... Эта тенденция у него с рождения. Копейка бесспорно удалась, но все последующие навороты, делавшие из нее 05, 04, 06, 07 - вели только к росту цены. А сейчас - хоронят классику (да, машина уже полностью отстойная на сегодняшний день), но альтернативу даже за ту же сумму не дают, медленно закрывают ниву, которая своего покупателя всегда имела (во всех смыслах :)), зубила меняют на "гранд-зубила", проталкивают все новые виды десяток, готовят очередные изощрения.
Так что в плане цены РАП для нашего автомобилиста ничего не предложит.

2) Качество...
Скажут, что для народного автомобиля это неважно. Мол, пусть народ сам колупается, доводит, чинит - но тогда откуда такая цена на автоконструктор?
Не закушались ли окончательно в тольятти? Да и халатность должна иметь свои границы - если автомобиль, вышедший с завода, вообще не пригоден к эксплуатации без предварительных операций и опасен для жизни - а на кой он нам нужен вообще? Может быть в пользу рядового потребителя для улучшения качества и упрощения неизбежного ремонта придерживаться простоты? Опять ничего подобного...
Ну ясно же, что технологическая, материальная и моральная база не позволяют производить здесь качественные автомобили, тем более не позволяют внедрять новые прогрессивные решения. Тьфу, ну шлепали бы ту же отработанную классику (потребитель-хозяйственник найдется), и зубила (вроде давно уже научились лечить их болезни). Так нет - получите десятки, которые по надежности до девяток вряд ли когда-нибудь дорастут, а по стоимости ремонта - уже перепрыгнули бюджетные иномарки... Даже с нужными нововведениями получилось как всегда - казалось бы, не может быть обычный впрыск в массе хуже, ненадежнее, сложнее и сильно дороже в эксплуатации, чем карбюратор - ан нет, тазовцы такой смогли реализовать! Нет, иметь долговечность хотя бы на уровне европейцев начала 80-ых и изготавливать машинки соответственно климату - это не для них... В общем, и здесь РАП против нас...
Ну и вывод напрашивается: РАП делать машины дешевле и надежнее не хочет. И не будет. А кататься - хочется, и главное надежности хочется - так что естественно взор сам собой обращается за рубежи эрэфии...

Часть 2. Иномарки...
Да, совсем дешевой, по цене потасканного тазика или потрепанной зубилы, иномарки не взять. Нет, взять можно, но только незамедлительно реализовать ее на запчасти (вижу поднимающееся из-под капота промасленное лицо, произносящее - да я свой Г1 брал за штуку, так он бегает лучше всех нашемарок - и снова скрывающееся во чреве железного коня - с ними лучше не спорить, я выше говорил, что хочется _надежности_ (а не лоетери) и не хочется превращаться в автомеханика). Так что речь должна идти о машинках в ценовой категории 3000-10000 баксов, беспробежных или почти беспробежных по "направлениям" РФ.

Что можно было взять за цену нового таз-2110, прошедшего п/п подготовку, с музыкой и сигналкой до введения пошлин и скачков цен? За эту сумму в Москву вам доставляли из Японии праворульную пятилетку, с относительно небольшим пробегом (доставка, растаможка, услуги посредников - все включено). Но! Тачка выше классом :) (!), с мощным двигателем (!), автоматической коробкой (!), кондиционером (!) и всеми мыслимыми (и немыслимыми) удобствами (!). При этом она сможет отходить не одну сотню тысяч км, вообще не доставляя хлопот - меняйте грамотно масла, рабочие жидкости и расходники плюс регламентные работы. Ну это может погорячился - кое-что по ходовой делать придется (дороги у нас такие), но это уже мелочи, которые стали считать таковыми как раз владельцы нашемарок, проделывающие их многократно на коротком жизненном пути своих отечественных коней. А вот движок и коробка, если их не убить намеренно - не будут вытворять гадости, присущие тазовским пукалкам... И еще - иностранные узлы ходят свой назначенный ресурс, да еще и сверх того, а вот местные "изделия" могут сыпаться в любой момент без какой-либо системы... Новый ТАЗ за пробег в сотню отнимет столько сил, времени и средств на ремонт, что вы десятки раз проклянете день покупки. Сами наверное, знаете, что не раз будет перебрана вся ходовая, заменено навесное двигателя (капремонт к 150 обеспечен, к сотне - высоковероятен, к полтиннику - вполне возможен), не раз умрет электрика, кузов зацветет и т.п. Это если вам попался удачный автомобиль, а не тот который к 50 тысячам начнет рассыпаться на глазах. Да, а как вы думаете, когда здесь начнут производить серийный двигатель с ресурсом хотя бы в 500 тыс.км?

И какие обычно мысли приводят сторонники РАПа?
1) "Иномарки ломаются также, как и наши" - есть такой рефрен у радетелей РАПа, и проскакивает он к сожалению в патриотической прессе. Но патриотизм этот истинно квасной, и чести его авторам не делает, а лишь дискредитирует в глазах понимающей публики. Любой "немец", а в особенности "японец", ценится в первую очередь из-за своей надежности. Вот не сыплется даже десятилетняя японка, как ее местный ценовой аналог или новые тазики, и все тут... Истины ради замечу, что надо соблюдать хоть какие-то правила эксплуатации, ибо целенаправленно угробить любую машину в наших условиях можно легко.
2) "Ремонт у них чудовищно дорогой" - во-первых много ли нормальных владельцев б/у иномарок чуть что - несутся на авторизованный фирменный сервис? во-вторых, как можно сравнивать паленые детали на тазики, лежащие на развале, с ценниками на "оригиналы" от производителя? Так далеко зайдем... Вот сравните-ка приличные иномарочные б/у детали (или хотя бы лицензионные) с оригинальными детальками на таз-10 и т.п. Не наблюдается ли некоторая, хм, тенденция к сближению? Ну а если говорить о неоригинальных иностранных запчастях, которыми грамотный владелец заменяет выпадающие отечественные детальки - здесь иномарки еще и фору дадут. А если посчитать затраты за конечный пробег, тысяч эдак сто? Согласно статистике, люди, пересаживаясь с тазиков на иномарки, могут тратить ежегодно процентов на 50 меньше, в худшем случае - поровну. И что это значит - выходит поломок количественно меньше на порядок (учитывайте еще и более дорогие, но и более долговечные расходники). То есть - раз в 5-10 меньше проблем, потерь времени, нервов с машиной (показательная фраза попалась про шаровые: "да наши-то стоят копейки - я их смогу каждую неделю на дороге менять" - угу, если остановится, в общем без комментариев).
3) "А вот за границей своего производителя поддерживают" - сразу отвечу перефразировкой из печати: "...в других странах можно купить за приемлемую цену приличный автомобиль местного производства, как новый, так и подержанный. И эта машина не будет "жигулями"..."

Повторю еще раз - что надо от автомобиля? Гарантия того, что в любой день, в любую погоду он заведется, поедет и доставит водителя до любого места назначения. Но на это способны только иномарки (я не говорю о возможности отдельных местных экземпляров)... Не верите? А известен ли вам хоть один человек, который надолго пересел бы с любой иномарки даже на новый тазик? Мне - нет (пока что рекорд - четыре месяца :)!
Ну вот вроде бы все хорошо - кто смог собрать деньги на чудо РАПа, образумились и спокойно идут заказывать б/у чудо западного или восточного автомобилестроения. Но не тут-то было...

Часть 3. Война с народом.
Как чуть очнулись мы от 1998 года, так тут же явно стало омерзение в сердцах людей к продукции РАПа. И забил народ на тазы, и возлюбил иномарки. Ну и что хозяева страны (они же хозяева таза) стали делать? Наверное, согласно проповедуемым ими законам либерализма, стали снижать цены и повышать качество, согласно законам рыночной конкуренции? ХА! Действительно, зачем, когда народ сам регулярно вручает им дубину - ведь написать закон гораздо проще. И началось...

Что же предприняли антинародного в автобизнесе только за последний год?
1) Таможенные пошлины-1. Начать с того, что мне лично вообще не понятно, с какой стати человек, приобретя себе иномарку, должен отстегнуть еще и значительную часть ее стоимости в казну вороватого режима? Ну да ладно, платили и платили, увеличивая цену машины примерно на треть... Но оказалось, что при всем этом иномарки первой половины 90-ых расходятся значительно лучше, чем новые тазики. И с ними покончили. Легко и просто, как и с надеждой купить альтернативу волжскому хламу. Двумя евро за кубик. И, попутно, приподняли этим цену на более свежие машинки, у которых исчезла альтернатива. Вслед за ними смогли весело запрыгать вверх ценники на тазы.
2) Обязательное страхование. Ну здесь распространяться не стоит, все уже сказано и пересказано. Но иномарки этим не остановить, только дополнительно пощипать. Но! Все помнят, что в рукаве у правительства разрешенное законом "ежеполугодное" изменение тарифов? А в нем давно ждут своего часа - 1) увеличенные коэффициенты на праворульные машины, 2) не меньшие коэффициенты на машины старше N лет - чтобы выбить покоцанные, но исправно работающие тазики и массу иномарок. Так что в любой момент можно ждать этого хода...
3) Налог на АТС - 15 р против 5 р у тазиков (это в лучшем случае, некоторые сибиряки зарядили чуть не под сотню на большие объемы). Логика типа: "раз на машину собрал - то и налог уплОтит". Опять-таки иномарки этим не остановить. Но лишняя тысяча (рублей пока, но кое для кого - и зелени) ежегодно в карман режима - а чем он заслужил такое счастье? Вторая сторона этой пакости - сокращение практики "продаж по гендоверенности". При всем несовершенстве, она заметно облегчала процесс смены собственника и несколько уменьшала источник заработка гайцев и примыкающих "доброжелателей" при регистрации.
Фраза была в той же "российской газете" "...А вот владельцам иномарок ... придется раскошелиться..." - ну и ханжество: прямо народный мститель радуется борьбе с буржуями. Неужели автор, некий кадр из режимной газетенки, рассекает по просторам родины на велосипеде или по крайней мере на ржавом копье?
4) Пример маленькой пакости. сибирь поняла, что газели, зилы и камазы - это тот хлам, который может иметь альтернативу в виде б/у дизельных грузовиков из японии. А таможню обязали спрашивать сертификат соответствия российским экологическим нормам. Упс, естественно такого на японку найти негде (можно подумать, что машины бегавшие не где-то в африке, а по японии, не соответствуют гостам и дымят сильнее упомянутых камазов). Омерзительное лицемерие. По счастью, это бредовое распоряжение саботируется :)... Но радикальный наезд на иностранные грузовики ожидается. Вот буквально на днях правительство покончило со ввозом б/у автобусов - то есть альтернативы у "русского автобуса" (конгломерат из ущербных паза, лиаза, голаза и иже с ними) не осталось.
5) Таможенные пошлины-2. Очередных припадков любви к РАПу со стороны правительства ждать пришлось недолго. Целенаправленно подкосили дальневосточный рынок, подняв цены на 1-3 тысячи на нормальные автомобили (синхронно подпрыгнули и малолитражные, которых постановление теоретически не касалось). Немедленно радостно зарядились и тазы. Что ж, посмотрим на развитие событий, но без оптимизма...

Пожалуй, пока хватит, тезисов достаточно... Ах да, надо главную идею :). Пожалуйста: так как очевидно, что нынешний РАП не только не собирается обеспечить Россию народным автомобилем (да и вообще сколь-нибудь нормальными машинами), а наоборот, всячески пытается остановить автомобилизацию страны и вытянуть побольше денег из кармана народа, то единственная участь, которую он заслуживает - это его полный и скорый конец.
Как принято говорить - "АвтоТАЗ должен быть разрушен".

Jack
(Москва, 06-09-2003)

Оставить комментарий:

Имя:
E-mail:
Сообщение: