Российский Клуб Любителей Автомобилей Марки Тойота

Экспорт новостей:

Статьи

METAR Decoding in Europe

Isuzu Bighorn. Развитие

EAN-коды стран мира

Хроники аукционного лохотрона

Хроника одной авантюры

Формула 1. История

Топляк. Если бы только запах

Только танки?

Сухопутный танкер

Статистика. Обзор автопарка России

Статистика. Структура автопарка РФ

Статистика. Легковой автопарк РФ

Ставка рефинансирования ЦБР

Сосут за копейки...

Русская защита

Результаты WRC

Расстрел в Одинцово

Просто картинки...

Приключения. Хабара

Поработай-ка на японцев

Ремонт. Размышления о сервисах

Отчет о MIMS'2004

"Откровенное кино"

Опыт E95

Немецкие номера

Население РФ

Мафия наступает

Машина с аукциона

Латинские пословицы

Криминальный автобизнес ДВ

К разговору о присадках - 2

Кирпичи

Картинки - 3

Как не потерять свою дачу

Иномарки в России: итоги 2004

И.Ефремов. Рассказы

Знаменитый магазин запчастей...

Застрахуй-ка!

Закон об автосервисах

До встречки в суде

Война за клиента

АТС Москвы

Азбука Морзе

Публицистика

Главная | Публицистика | Разное | Мафия наступает

Разное

Мафия наступает

14.09.2006

    На улицы городов, пугая автовладельцев, вновь вылезли неповоротливые чудища под названием «эвакуаторы транспортных средств». На этот раз основной «фронт работ» для них был предусмотрен на обочинах – «эвакуировать» неправильно припаркованные авто от их владельцев. После «показательной порки» на Смоленской площади хорошо забытое начинание стало прочно вводиться в обиход в Москве, Петербурге и других крупных городах страны.

Власти и «правоохранители» через подконтрольные им СМИ уверяли граждан, что «новую жизнь» в эвакуаторы вдохнули в строгом соответствии с «законом» – Постановлением Правительства годичной давности. Однако о сути идеи, особенно о том, что это даст гражданам, коммерсантам и государству, все старательно молчат. Попробуем провести подробный «разбор совместного полета» гаишников и министров.

Что говорит закон?

Гаишники и мэры городов, решив бороться с парковочной проблемой при помощи эвакуаторов, ссылаются на постановление Правительства № 759 от 18 декабря прошлого года, касающееся порядка задержания транспортных средств. Дескать, именно этот документ, первый на федеральном уровне, наконец-то упорядочил работу по уволакиванию автомашин к черту на куличики, да еще и официально обязал автовладельцев это оплачивать. В соответствии с Правилами, утвержденными данным постановлением, при невозможности устранить причину задержания на месте машину увозят на охраняемую стоянку, а владельцу (если он окажется рядом) вручают «филькину грамоту» - протокол, о подлинности которого судить на улице затруднительно. Если же хозяина рядом не будет (а так обычно и бывает в случае неправильной парковки), то его будет ждать просто «сюрприз». Забрать своего «железного коня» из теоретически охраняемого стойла можно будет только после оплаты собственной «казни» и получения закорючки гаишника об «устранении причины». Все это, разумеется, преподносится как «находящееся в строгом соответствии» с Кодексом об административных правонарушениях.

При этом авторы документа забыли, что у этого самого Кодекса по данному вопросу мнение абсолютно противоположное. Поскольку именно Кодекс об административных правонарушениях в статье 12.19 прямо, четко и недвусмысленно ЗАПРЕЩАЕТ эвакуацию транспортных средств при неправильной парковке. Примечание к статье 12.19 дословно гласит: «В случае нарушения правил стоянки или остановки транспортных средств, порядка пользования муниципальными, коммерческими или иными парковками запрещаются применение блокирующих устройств, эвакуация транспортных средств, удержание их на стоянках, снятие номерных знаков, применение иных принудительных мер, не предусмотренных федеральным законом». Столь жесткой реакцией прошлой Думы мы обязаны былой «эвакуационной активности» известного своим правовым беспределом «мэра в кепке», при котором в столице создалась настоящая эвакуаторная мафия. Теперь же, поскольку времена меняются, именно «допекший» депутатов сценарий стал основой правительственного постановления противоположной направленности.

Вроде бы получается «правовой тянитолкай»: Кодекс говорит одно, правительство – совсем другое. Что применять и кого слушаться? Даже для второкурсника юрфака ответ на этот вопрос однозначен: применять следует норму Кодекса. Поскольку в праве, как в казино, тоже есть понятие «старшей» и «младшей» карты под названием «юридическая сила». Если акт меньшей юридической силы противоречит акту большей юридической силы, то действует более «сильный» акт. В соответствии с российским конституционным правом, иерархия правовых актов по их юридической силе строится следующим образом: Конституция – Федеральный конституционный закон – Федеральный закон – иные акты палат Федерального Собрания – указы Президента – постановления Правительства – акты министерств, ведомств и иных органов исполнительной власти. Как видим, постановление правительства в этом списке значительно слабее Кодекса, который вводится в действие федеральным законом. Есть и более «общая» норма – статей 4 и 76 Конституции, предусматривающая верховенство федеральных законов над всеми актами исполнительной власти, к которой относится и правительство.

Правда, по недосмотру прошлых думцев коллизия происходит в самом КоАП – в статье 27.13 сохранилась норма о задержании транспортных средств. В пункте 5 этой статьи еще живо упоминание возможности «помещения транспортного средства на стоянку», чем и воспользовался касьяновский кабинет. То, что принудительные меры должны быть предусмотрены ЗАКОНОМ, а не кабинетным актом, «Миша-два процента» просто проигнорировал. Как разъяснил в полемике с высокопоставленными гаишниками депутат Госдумы Виктор Похмелкин, при реализации норм упомянутой статьи должны учитываться и другие положения того же самого Кодекса – то есть на практике следовало бы лицезреть сочетание норм статей 12.19 и 27.13. Грубо говоря, при задержании автомобилей не должны использоваться эвакуаторы, а перемещенные автомобили должны выдаваться их владельцам безо всяких условий, тем более без оплаты хранения. Например, как первоначально и предлагалось, неправильно припаркованный автомобиль просто передвигался бы соответствующим образом в безопасное место в пределах досягаемости – ко въезду в тоннель или на обочину дороги. Тем не менее гаишники сейчас предпочитают не видеть «запретительную» статью, чем обрекают себя и свой «фиговый листик» номер 759 на заведомо проигрышное сражение с безапелляционной нормой «старшего козыря».

На миг представим себе, что запретительного приложения в Кодексе нет. Но даже оставшаяся статья 27.13 разрешает задержание припаркованного автомобиля лишь в двух случаях: если авто стоит на проезжей части так, что это «повлекло препятствия для движения других транспортных средств», либо если его припарковали в тоннеле. Гаишники же всея Руси восприняли норму чересчур расширительно и принялись хватать все, что с их точки зрения стоит неправильно. При этом зачастую помехи движению создают не эвакуируемые авто, а они сами. К примеру, 11 ноября в Петербурге на Среднем проспекте Васильевского острова пять эвакуаторов дружно перегородили дорогу на добрых полчаса, из-за чего создалась почти километровая пробка в обе стороны. А 24 ноября в Москве у метро «Пражская» гаишники все тем же способом сорвали работу общественного транспорта в час пик, и на дороге выстроилась очередь из двух с лишним десятков автобусов. Сколько тысяч людей материло при этом «стражей порядка», стоя на остановках – подсчету не поддается.

Гаишники Москвы и Питера в основном «приударяют» по автомобилям, мирно припаркованным у обочины дороги. Вполне естественно, что препятствовать движению они в таком состоянии не могут, однако у власти свое мнение. Эвакуируют авто, стоящие «под знаком», заехавшие на остановки автобусов, просто «некрасиво» поставленные (последнее особенно характерно для «северной столицы»). Однако даже если машина стоит под запрещающим остановку знаком, в соответствии со статьей 27.13 КоАП эвакуировать ее НЕЛЬЗЯ! В данном случае правонарушение охватывается не четвертой, а первой частью «остановочной» статьи, а для нее эвакуация была изначально не предусмотрена. Не подлежит эвакуации и авто, припаркованное на желтой линии остановки автобуса, поскольку оно если и мешает, то не движению, а остановке маршрутного транспортного средства. И уж тем более нельзя тащить на штрафстоянку машины, оставленные на тротуаре – действует часть третья статьи 12.19, по которой опять же эвакуатор не положен.

Ни правительство, ни комментирующие норму юристы пока не рискнули четко определить, когда же припаркованное авто будет «мешать» постороннему движению. Однако в таких случаях любой нормальный суд идет в первую очередь элементарным методом исключения, даже не требующим здравого смысла. Итак, безусловно эвакуации не подлежат транспортные средства:
- остановленные у края проезжей части параллельно ей, вне зависимости от наличия запрещающего знака либо статуса автомагистрали. Сюда же попадает парковка на автобусной остановке, ибо стоять-то «неправильный» автомобиль будет у края проезжей части и помешает не движению (а это главный квалифицирующий признак для «эвакуаторного» раздела!), а лишь остановке других транспортных средств.
- припаркованные у края проезжей части не параллельно дороге, если крайняя правая полоса уширена либо имеется как минимум еще одна полоса для движения в этом направлении;
- заехавшие при парковке на тротуар или целиком припаркованные на тротуаре;
- припаркованные на местах парковки для инвалидов.
- припаркованные любым способом, не охваченным частями 2-4 данной статьи.

Таким образом, под эвакуатор попадают лишь машины, брошенные хозяевами посреди проезжей части (то есть на полосах для движения не у края дороги) и на трамвайных рельсах. А таких идиотов на наших дорогах, судя по гаишным сводкам, один на миллион. Получается, что практически все автомобили, эвакуированные гаишниками по Постановлению № 759, были эвакуированы НЕЗАКОННО даже в рамках этого Постановления!

В качестве маленькой ремарки следует отметить, что задержание автомобилей производится «до устранения причины». Так вот, причина задержания авто устраняется самим фактом его перемещения с того места, где его оставил хозяин – ведь на «неправильном» месте машина больше не стоит! И господа гаишники и сотрудники эвакуаторов оказываются в весьма неприглядной роли обыкновенных автоугонщиков.

Что за это будет?

Голосуя за запрет эвакуаций и штрафстоянок, думцы выпустили из вида статью о задержании машин, но зато не забыли назначить наказание за использование эвакуаторов. В Кодекс об административных правонарушениях была введена статья 12.36 «Воспрепятствование законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств», прямо устанавливающая ответственность за эвакуацию автомобилей. По ней на граждан (коими являются сотрудники эвакуаторов) налагается штраф от пяти до десяти «минималок», на должностных лиц (в данном случае гаишников) – от пятнадцати до двадцати. Орудие совершения правонарушения – эвакуатор – в обязательном порядке конфискуется. По сути, статья дублирует предыдущую 12.35 – «Незаконное ограничение права управления транспортным средством и его эксплуатацию», но в данном случае имеется квалифицирующий признак – четко перечислены действия, за совершение которых ответственность наступает по 36-й, а не по 35-й статье.

На первый взгляд, гаишник может спать спокойно – административная статья не уголовная, и две тысячи рублей в самом пиковом случае он мигом компенсирует на дороге. Да и максимальный «ущерб» - конфискация эвакуатора – грозит отнюдь не ему. Есть же в конце концов в Уголовном кодексе ответственность за вовлечение в занятие проституцией, за содержание притонов, а вот за саму проституцию ответственности нет (точнее, есть административная, но это на одесском жаргоне «чистому смех»).

Но тут все не так просто. Сейчас угонщики часто используют в своем ремесле эвакуаторы – открыто подъезжают к интересующему их авто (иногда один надевает милицейскую форму), загружают его на свою технику и были таковы. Как можно видеть, действия в точности совпадают с процедурой «официальной» эвакуации «плохо стоящих» машин. Так вот, таких угонщиков судили и судят отнюдь не по административной, а по уголовной статье. Если удавалось доказать умысел на хищение – в ход шла 158-я или 161-я статья УК (кража или грабеж), если нет – 166-я (угон, или «неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения»). Отсюда вывод: поскольку все «эвакуационные» действия совпадают с признаками преступления, предусмотренного 166-й статьей, незаконная эвакуация по сути своей ЯВЛЯЕТСЯ УГОНОМ, и ответить за нее вполне можно как за угон.

Поскольку явление уже приобрело массовый характер, то доказать два факта «экспроприации» обвинению труда не составит, и ретивым «очистителям дорог» будет грозить от трех до семи лет «зоны». Если же гражданин благодаря действиям эвакуаторщиков лишится своего «железного коня» надолго или окончательно, то в связи с крупным размером ущерба тяжесть преступления плавно перерастает на десятилетний срок. Кстати, удержание автомобиля на штрафстоянке с целью получения «оплаты» за подобную «услугу» может составить отдельный состав преступления – вымогательство (ст. 163 УК). А уж коли милиционер попытается применить силу в отношении водителя, отстаивающего свое авто от незаконных посягательств, то тут никакое «при исполнении» его не спасет. Защита закона для «стража порядка» кончается с момента совершения преступления, и за совершенное им насилие (или угрозу его применения) он получит от шести до двенадцати лет.

Это, конечно, оптимистический сценарий, даже чересчур, учитывая реалии правового беспредела в нашем государстве. Добиться того, чтобы нарушившее твои права должностное лицо притянули к ответу, сейчас весьма сложно и хлопотно. Но наиболее достижимый вариант уголовной ответственности за незаконную эвакуацию видится все же по варианту «от трех до семи». Факт преступления доказан, а «крупный размер» и угрозы насилия станут предметом торга с властью и руководством ГИБДД, поскольку в деле будет обязательно замешан как минимум один гаишник. Что касается вымогательства, то это дело по тем же причинам предпочтут выделить в отдельное производство, ибо вымогать будет все же не милиция, а некая коммерческая структура (например, описанный «Аргументами и фактами» некий «Монолит»). Но срок там будет гарантированно – ведь надо же как-то перед обществом и начальством оправдаться!

Как правило, ни гаишники, ни обслуга штрафстоянок, ни персонал эвакуаторов о возможной ответственности за свой беспредел не задумываются. А зря. Ибо, как говорили старые воры, «Все под сроком ходят». И залететь на зону при таком раскладе для любителей экспроприировать чужие авто на самом деле легче легкого.

Кому выгодно?

Естественно, возникает вопрос: кто выигрывает от столь настойчивого выталкивания эвакуаторов на городские улицы и от ориентирования их на борьбу именно с парковками? Явно не владельцы «железных коней», постоянно живущие в страхе не увидеть свой любимый агрегат стараниями доблестной милиции. Скорее всего поиск «тех, кому выгодно» следует вести с финансовой точки зрения, поскольку стержнем эвакуационных правил являются обязательные (и немалые) платежи, которые автовладелец заплатит за «воссоединение».

Первые, кто приходят на ум – ГИБДД. Однако они заинтересованы в эвакуациях скорее не по финансовому, а по психологическому мотиву. Исследования психологов давно показали, что у сотрудников МВД, как правило, наблюдается в разной форме одна и та же болезнь – мучительная жажда власти и подчинения других. А для этого стадо (нас то есть) надо держать в постоянном страхе. Один из способов, наряду с избиениями в участках, изнасилованиями в метро и расстрелами задержанных в упор – принудительная эвакуация машин, делающая огромную прореху в семейном бюджете. Заодно, по мнению гайцов, это и инструмент против жалобщиков – дескать, пока жалуешься, «счетчик»-то за тачку бежит… Дожалуешься – вообще без машины останешься. О том, что подобные фокусы может жестко пресечь суд, люди в форме не думают по причине недостатка вычислительных способностей.

А вот региональные и местные власти имеют уже вполне выраженный финансовый интерес. Поскольку именно они, согласно касьяновскому постановлению, будут устанавливать цену за эвакуацию и содержание на штрафстоянке. По тому же документу, украденные гаишниками машины будут отстаиваться не только на частных стоянках, но и на муниципальных, а тем городам, где муниципальных стоянок еще не имеется, в срочном порядке рекомендуется их создать. Лужков, первым кинувшийся поднимать упавшую доходность бюджета «эвакуационным» способом (кстати, именно он лицемерно ратовал за бесплатную эвакуацию), не поскупился и за один лишь вывоз машины заломил 1800 рублей. В Питере ситуация со стоимостью эвакуации и хранения машин примерно аналогичная. Параллельно была предпринята «акция устрашения» через подконтрольные СМИ – например, МК, «Московская правда» и АиФ тенденциозной подборкой аргументов и единственным неправосудным решением пытались уверить всех, что судиться за украденное авто бесполезно, надо платить. Столько, сколько требуют автовымогатели.

Скорее всего, касьяновское постановление будет активно воспринято дотационными регионами – все-таки неплохой источник дополнительных денег. Особенно когда федеральная власть спихивает с себя обслуживание льготников и заставляет те же регионы оплачивать им всевозможные скидки. Сам по себе эвакуатор стоит недорого, гайцы всегда при деле, под стоянку сойдет любой пустырь, так что остается лишь сидеть и пересчитывать бабки. Если, конечно, кто-нибудь не «испортит малину» и не привлечет к уголовной ответственности. В Италии это называлось бы «создание организации мафиозного характера» и потянуло на пожизненное заключение. У нас же «должностные» статьи УК выглядят скорее не как наказание, а как поощрение к перечисленным там действиям.

Еще более интересен «сравнительно честный увод» автомобилей многочисленным мелкокриминальным коммерсантам - владельцам так называемых «стоянок», оставшихся в свое время по вине Госдумы «без работы». Как справедливо опасался депутат Похмелкин, на дорогах вновь воссоздается «преступный сговор» владельцев частных эвакуаторов и сотрудников ГИБДД, выходящих на совместную «охоту». Первые с каждой украденной машины получают доход (и огромный!), вторые – свой процент за «юридическое» оформление угона. «Крышу» может составить та же местная власть, которая получит некие налоги от успешной деятельности эвакуаторских ООО, ОАО, ЧП и т.п.

Именно коммерсанты главным образом заинтересованы уволочь в свое логово ЛЮБУЮ машину, даже не подпадающую по закону под эвакуацию. Поскольку каждая машина – это прибыль, а, как говорил Маркс, ради двухсот процентов прибыли капиталист пойдет на любое преступление. Тут же прибыль исчисляется не процентами, а разами, а то и десятками раз. Поэтому можно с уверенностью сказать, что сейчас НИ ОДИН автовладелец не застрахован от расставания со своей «ласточкой» стараниями милицейско-криминальной мафии. Уже сейчас питерский гаишник, эвакуирующий авто из того места, где не было даже запрещающего знака (!), хладнокровно заявляет: «А владельцы пусть жалуются». На вопрос «А как же Кодекс?!» он издевательски бросает: «Отменили уже твой кодекс». Так что, водители, запомните: для гаишников города Санкт-Петербурга Кодекса об административных правонарушениях больше нет – есть только кодекс «большой дороги» да закон джунглей.

«По национальному признаку» стали строить свой криминально-эвакуаторный бизнес выходцы с Кавказа. Например, в Москве нередко можно наблюдать следующую картину: два кавказца - персонал эвакуатора плюс третий кавказец – гаишник выбирают иномарочку покруче, загружают ее на свой агрегат и волокут на стоянку, где ее ждут еще несколько кавказцев. Еще один-два лица той же национальности терпеливо дожидаются владельца украденного авто и ласково рассказывают ему, где и за сколько он может воссоединиться со своей любимицей. Сумма при этом называется не всегда та, что была утверждена официально.

Жертвами «южной мафии», как правило, становятся русские – своих не трогают. Например, на все той же Пражской были эвакуированы две приличных по виду «русскоязычных» иномарки, а принадлежащая «своему» кавказцу белая «шестерка» с белорусскими номерами была просто подвинута в сторону, где она действительно стала создавать помехи.

Попавшие на стоянку машины может ждать печальная судьба. Через некоторое время ее могут тихо разобрать на запчасти – у кавказцев, например, много своих автомастерских, от огромного «Варшавского» техцентра советской постройки до маленьких гаражей в кооперативах. Другой вариант - на авто выпишут новые бумаги через «своих» гаишников, после чего оно будет продано на авторынке, принадлежащем опять же выходцам с Кавказа. Все это может случиться, как только хозяева автотюрьмы сочтут, что истинному владельцу уже нет смысла выкупать свою «пленницу», ибо овчинка перестанет стоить для него выделки. При лужковских ценах это может случиться с отечественной машиной уже через два дня, с иномаркой – максимум через неделю. Все это было успешно опробовано в период «прошлой жизни» эвакуаторов.

В итоге человек лишается своей законной собственности – без решения суда, без вины и справедливого возмещения. Прямо как в деле ЮКОСа, которое уже год пытаются «закрыть» атаман Путин и его грабь-армия под медвежьим флагом. «Тотем», кстати, выбран как нельзя более символично – в нынешней России, как известно, «медведь – прокурор, закон – тайга». А тем временем число «авто-ЮКОСов» смело идет на тысячи, и оказаться в шкуре Ходорковского может почти любой водитель – ибо успешный грабительский опыт наш президент переносит с разбежавшихся олигархов в массы. Им-то бежать некуда.

Что делать?

Лучше всего, конечно, начать с профилактики преступления. Например, на заднем стекле оставлять большим шрифтом записку для гаишников о том, что эвакуация незаконна согласно таким-то пунктам и что за нее можно сесть. Лишних скандалов преступникам в форме и их подручным, как правило, не надо, и от некоторых их представителей демонстрация юридической «подкованности» автовладельца может вполне уберечь.

Если Вы застаете свою машину в момент погрузки на эвакуатор – требуйте, чтобы ее тут же вернули на землю. Поскольку причина задержания, реальная или выдуманная, может быть Вами устранена немедленно. Эвакуация авто в присутствии владельца тянет как минимум на шесть лет «зоны». После того, как машина вернется на грешную землю, проверяйте ее на повреждения и царапины и уезжайте. Если гаишник все-таки будет порываться составить протокол – пусть составляет, только не забудьте там изложить свою версию происшедшего. Копию протокола надо будет обязательно взять с собой. Вообще порядок действий гражданина при незаконном составлении протокола можно найти на сайте любой правозащитной организации – например, «Мое право», а применительно к автомобилистам особую памятку составило «Движение автомобилистов России» все того же г-на Похмелкина. Писать или не писать заявление по факту попытки угона – решать уже Вам исходя из Вашего времени и нервов.

Самый пиковый и самый типичный вариант – вы выходите, а машины нет. Первый звонок должен быть сделан по телефону «02» - дежурный скажет, угнали Вашу машину или просто «эвакуировали», и в последнем случае назовет Вам место хранения Вашей «ласточки». Далее вариантов действия может быть два. Первый – попытаться отбить машину «силовым» путем, написав заявление об угоне, незаконном использовании эвакуатора и удержании машины на стоянке (ст.166 УК и ст.12.36 КоАП) либо в милицию, либо сразу в прокуратуру. Предварительно можно попытаться решить вопрос в ГИБДД, разъяснив кому-нибудь здравомыслящему всю подоплеку дела. Машину вернет в худшем случае мировой суд, который рассматривает дела через несколько дней. Второй вариант – сначала все-таки заплатить вымогателям, а потом уже писать заявления и подавать в суд. Однако получить от кого-то раз отданные деньги будет весьма непросто даже при положительном решении суда – всякие ООО «Стоянка рогов и копыт» сделают все, чтобы ваши тысячи рублей Вам не вернуть, и скорее всего Вы останетесь с одним исполнительным листом. Как поступать в каждом конкретном случае – решать, конечно, автовладельцу.

Несомненно одно: правовой беспредел и непомерная алчность нынешней власти в очередной раз обрушился на «носителя суверенитета» - простой народ, причем на этот раз в весьма приличных объемах. Поэтому единственный путь выжить – это противостоять грабительским инициативам всеми доступными средствами. Иначе «привет от дела Ходорковского» пришлют всем и каждому.

У. ПАРФЕНТЬЕВ

Оставить комментарий:

Имя:
E-mail:
Сообщение: