Российский Клуб Любителей Автомобилей Марки Тойота

Экспорт новостей:

Статьи

28 июля 1904 года

Эко-мифы

Что бывает с сельским хозяйством

В.Шурыгин. Улитка на склоне

В.Шурыгин. Третья оборона Севастополя

Технологическое развитие СССР

Стратегия национальной измены-2

Стратегия национальной измены-1

Стратегия национальной измены-1

Снова о пакте

Снова о пакте

В.Шурыгин. Реквием по русской армии

В.Шурыгин. Реквием по русской армии

В.Шурыгин. Реквием по русской армии

В.Шурыгин. Реквием по русской армии

В.Шурыгин. Реквием по русской армии

Политтехнологии ЕР...

О потерях в ВОВ

О "девятой роте"

Обращение Президента

НеПутевые заметки о США

Ненависть - это сила вполне материальная

Мы и они...

Мифы Войны 1861-1865

Миф на знамени

К 100-летию крейсера "Аврора"

Кто поверил в "Штрафбат"?

Кормила ли Россия пол-Европы?

Конференция Президента

К.К.Рокоссовский. Солдатский долг

Киотский протокол

Идиотизм "военных" сериалов

Зорин А.А. Потопить "Ледокол"

Знак ВТО на груди у него

Генералиссимус

В Беларуси все спокойно

Белоруссия уходит вперед

Беларусь своими глазами

Публицистика

Главная | Публицистика | Политика и история | К 100-летию крейсера "аврора"

Политика и история

К 100-летию крейсера "Аврора"

14.09.2006

   

Рождение "Авроры"

Датой рождения каждого корабля (военного) или судна (гражданского) испокон веков считается тот день, в который он (или оно) спускается на воду.

Для "Авроры" это происходило 11 мая 1900 года. (Здесь и далее все даты по старому стилю).

Корабль строился на стапелях судостроительной верфи "Новое адмиралтейство" в Санкт-Петербурге. Закладка состоялась в торжественной обстановке 23 мая 1897 года.

Вряд ли кто-либо из присутствовавших на ритуале закладки нового бронепалубного крейсера первого ранга, которому было дано имя "Аврора" (что по-гречески означает "утренняя заря"), мог предположить, что через 20 лет моряки крейсера, руководимые большевиками, совершат такой революционный подвиг в истории, который будет означать в прямом и переносном смысле утреннюю зарю социализма над Россией и над всем миром.

Кстати, имя "Аврора" новому крейсеру было дано по имени и в честь героического парусного фрегата русского флота, прославившегося в Крымской войне 1853-1856 гг. в дни героической защиты порта Петропавловск-на-Камчатке от англо-французских интервентов. А на церемонии закладки "Авроры" в 1897 г. среди почетных гостей, с непокрытой седой головой, сжимая в старческих руках бескозырку, стоял 70-летний отставной матрос Фесун с того самого славного парусника...

Строительство крейсера велось по проекту и под руководством одного из талантливых русских кораблестроителей инженера Константина Михайловича Токаревского. "Аврора" вся целиком была построена руками русских мастеров-корабелов и петербургских рабочих. На Ижорском заводе рабочие выплавили сталь и броню для корпуса, на Франко-Русском - построили машины. Обуховский завод поставлял артиллерию. А лесорубы Вятской, Архангельской, Вологодской, Ярославской губерний заготовили и сплавили по рекам строевой корабельный лес, который шел на судостроительные заводы России.

На спуск "Авроры" 11 мая 1900 года явились послы иностранных государств, военные атташе, адмиралы и генералы. В числе почетных гостей был выдающийся русский флотоводец и ученый, вице-адмирал Степан Осипович Макаров. В Неву вошел почетный эскорт кораблей. У эллингов Ново-Адмиралтейского завода остановился, весь во флагах расцвечивания, новейший броненосец "Ослябя".

Ровно к 11-ти часам на спуск "Авроры" прибыл государь-император России Николай II с почетной свитой. По едва уловимому кивку императора раздалась команда: "Приступить к спуску крейсера!" Грянул сигнальный выстрел, и мощное "Ура!" моряков заглушило оркестр. Когда "Аврора" взбороздила Неву своим ахтерштевнем, залпы боевых кораблей разорвали воздух. Тридцать один раз салютовал флот новорожденной "Авроре".

Вот что писала на следующий день газета "Кронштадтский вестник":

"Вчера, 11-го мая, в Санкт-Петербурге происходило морское торжество - спуск на воду крейсера 1-го ранга "Аврора". Погода была ясная, тихая, теплая. Крейсер выходил из-под крыши эллинга кормой вперед, и на нем поднимались флаги. Как только носовая часть крейсера погрузилась в воду, были отданы оба якоря. С судов, стоящих на Неве, был произведен установленный салют".

Газета сообщила любопытные сведения о том, что в постройке корпуса до спуска на воду уже употреблено 175 626 пудов стали, медного сплава - 5 659 пудов, что подводная часть корпуса крейсера обшита брусьями из дерева "тик" и покрыта сверху медными листами.

На верхней палубе во время спуска корабля на воду стояли во фронт моряки первого поколения "Авроры" - уроженцы Москвы, Сибири, Украины, Белоруссии... Стояли и моряки из Владимирской, Вятской, Ярославской, Костромской, Новгородской, Тверской и других губерний России.

"Аврора" достраивалась, вооружалась, проходила заводские испытания... 16 июля 1903 года она вошла в состав боевых кораблей русского военно-морского флота. Для того времени это был могучий корабль. Вот его основные тактико-технические данные:

На крейсере было 23 офицера и 550 человек команды. Водоизмещение - 6731 тонна, длина - 123,7 метра, ширина - 16,8 метра, осадка - 6,4 метра. Три паровые машины с тремя гребными винтами общей мощностью 11610 л.с. сообщали крейсеру скорость хода до 20 узлов (37,2 км/час). Паровых котлов - 24 (системы Бельвилля), время нормальной разводки паров - 1 час 15 минут, экстренной - 35 минут. Приняв полный запас топлива (917 тонн угля), корабль мог пройти 4 000 миль (7 400 км) без захода в порты.

Вооружение "Авроры" составляли: 10 шестидюймовых орудий (45 калибров длины ствола) системы Канэ, 20 трехдюймовых орудий (50 калибров длины ствола) также системы Канэ, четыре пулемета, две десантные пушки калибра 37 мм, три торпедных аппарата (один надводный и два подводных). Боевая рубка корабля была защищена от вражеской артиллерии спереди броней толщиной 152 мм, сверху - броней 51 мм. Палуба крейсера защищалась броневыми листами толщиной 38 мм. Орудия главного калибра (шестидюймовые) защищались бронещитами толщиной 1 дюйм (25,4 мм).

"Аврора" имела 4 электрических прожектора системы Манжена диаметром 75 см, один из которых осветил в 1917 году, в день Великой Октябрьской Социалистической Революции, Зимний дворец перед началом штурма. Дальность освещения таких прожекторов - 3 мили (более 5-ти километров).

Корабль был также оснащен для связи новинкой тех времен - радиотелеграфом, или "беспроволочным" телеграфом, как тогда говорили.

Наконец, на "Авроре" был установлен рефрижератор-холодильник, в камере которого помещалось 85 пудов мяса (замороженного), что было, безусловно, необходимо для нормального питания команды.

Для надежности управление крейсером в бою могло производиться из пяти мест: ходовая рубка, боевая рубка, центральный пост, задний мостик и румпельное отделение. Переговорными средствами являлись внутренние телефоны и переговорные трубы.

Такой вступила "Аврора" в свою легендарную жизнь (см. иллюстрацию).

Боевое крещение

Крейсер "Аврора", как и многие другие корабли, построенные Россией в начале ХХ века, предназначался для создававшегося Тихоокеанского флота. Командиром "Авроры" был назначен капитан первого ранга Евгений Романович Егорьев, потомственный русский военный моряк.

Через моря и океаны, держа курс на русский порт Владивосток, "Аврора" вышла из Либавы (Лиепаи*) в составе II-й Тихоокеанской эскадры адмирала Рожественского. Начался многомесячный изнурительный поход через атлантические штормы и убийственную жару тропических морей. Поход, в котором было всякое - вплоть до гибели людей из-за халатности командования и возмущения матросов издевательским поведением отдельных офицеров. Судовой врач "Авроры" Владимир Семенович Кравченко подсчитал: в походе на эскадре умерло тридцать человек и столько же списали с корабля с диагнозом острый туберкулез легких. И - самое главное - за время похода в истории России произошли два очень серьезных события, повлиявших на рост недовольства народа царским правительством и приблизивших революцию. Это были - разгром японцами в Порт-Артуре русского флота и расстрел царскими жандармами демонстрации трудящихся 9-го января 1905 года в Петербурге. И оба этих трагических известия были скрыты командованием от находившихся в походе вдали от Родины моряков из-за боязни бунта и заслуженного возмездия.

...Русские военные корабли вошли в мрак ночи Корейского пролива близ острова Цусима, где их поджидала армада японских кораблей под флагом адмирала Хейхачиро Того на броненосце "Микаса". Неравный бой наших кораблей с японским флотом, который намного превосходил силы русской эскадры, был неизбежен, а бездарность командования окончательно обрекла эскадру на поражение.

Первый выстрел в Цусимском сражении был сделан с русского броненосца "Князь Суворов" по японцам утром 14 мая. В ответ броненосец японцев "Микаса" повел пристрелку по всплескам своих снарядов. И, пристрелявшись, адмирал Того дал команду другим своим броненосцам открыть огонь. На русском флагманском корабле "Князь Суворов" вспыхнули пожары.

Пока бой вели броненосцы, крейсерский отряд русских, и в том числе "Аврора", охранял транспортные суда. Ведь задачу эскадре - прорваться во Владивосток - никто не отменял. Но командир "Авроры" каперанг Егорьев просигналил командующему: "Прошу разрешить "Авроре" атаковать противника". Он разгадал маневр японцев, намеревавшихся вклиниться в строй наших кораблей. Получив ответ "Добро", командир дал команду: "Право руля". Встав в кильватер "Олегу" и получив с дальномерного поста донесение "42 кабельтова" (расстояние до неприятельских крейсеров), Егорьев сказал артиллерийскому офицеру: "Начали!" Огонь велся из шестидюймовых и скорострельных пушек. Неумолчно вторил "Олег". Четыре крейсера противника по правому борту отвечали из всех орудий. Начались попадания в "Аврору", причем, прямо в боевую рубку. Все затянуло рыжими клубами удушливого дыма. На левом траверзе у "Авроры" подошли еще четыре японских крейсера. Командир, невозмутимо сказав: "Итого восемь. Теперь, должно быть, возьмут нас в два огня", - хотел дать команду о перемене курса, но не успел. Снова раздался взрыв и сводящее скулы скрежетание раздираемого металла - снаряд попал в правый ходовой трап. Обломки поручней и щепы ступенек, взлетев над рубкой, забарабанили в крышу. В то же мгновение Егорьев, не сгибаясь, рухнул к ногам штурмана. Он был убит наповал. Осколок того самого снаряда, который начисто снес ходовой трап, насквозь пронизал голову командира "Авроры". И судовой врач Кравченко сделал запись в своем дневнике: "Положение раненого безнадежно - разбит череп, поврежден мозг, пульса нет".

... Японцы особенно пристрелялись по нашим броненосцам "Суворов" и "Ослябя". В результате множественных попаданий "Ослябя" начал тонуть... Дым и пламя пожирали коробку обезображенного, оставшегося без башен, без труб, без мачт корабля. Команда - девятьсот душ - не успела отплыть от броненосца. Огромная водяная воронка затягивала всех... "Аврора" маневрировала, и японцы никак не могли по ней пристреляться. Задавшись целью потопить флагман русских "Суворов", броненосцы адмирала Того открыли по нему бешеный перекрестный огонь, и не без успеха, нанеся ему тяжелые повреждения...

Японские главные силы имели основное намерение - преградить путь русским на север, то есть во Владивосток. Под давлением превосходящих сил японцев русская эскадра начала уклоняться вправо, на восток. Теперь уже девять японских крейсеров вели убийственный огонь по нашим крейсерам; досталось и правому борту "Авроры"... Флагман "Суворов", потерявший управление и находившийся вне боевого строя эскадры, весь в дыму от пожаров, около шести часов дня пошел ко дну. Командующий флотом адмирал Рожественский, весь израненный, был снят с "Суворова" миноносцем "Буйный" под командой лейтенанта Коломейцева. Управление перешло к контр-адмиралу Небогатову.

Все оставшиеся наши броненосцы без "Суворова" и "Ослябя", имея во главе "Бородино", за ним "Александр III", "Орел", "Николай", "Апраксин", "Сенявин", "Ушаков", "Сисой", "Наварин" и "Нахимов", отбивались от японцев, которые сосредоточили весь свой огонь главного калибра теперь на "Бородино" и за пятнадцать минут, пристрелявшись, подожгли его в нескольких местах, после чего он начал крениться на правый борт все сильнее и сильнее, а в 19 часов 23 минуты перевернулся и затонул. Из находившихся на борту 866 человек команды удалось спастись лишь одному матросу Семену Ющину... Солнце село. И можно было еще видеть, как сзади японских броненосцев их миноносцы хищной стаей общим числом семнадцать шли атаковать наш флот. Погиб еще один броненосец - "Александр III". В наступившей темноте наш броненосный отряд, по команде "все вдруг", повернул на юго-запад, расходясь с противником и выходя из-под огня. Наши крейсера также повернули на юго-запад, отрываясь от противника. Впереди шел крейсер "Олег", за ним "Аврора" и "Жемчуг".

Все наши корабли были существенно повреждены, а, кроме того, эскадра лишилась четырех своих сильнейших броненосцев. Крейсер "Олег" делал попытки прорваться на север, к Владивостоку, но наткнулся на группу миноносцев противника...

Ночь разъединила корабли.

В ходе Цусимского сражения в крейсер "Аврора" попало 18 снарядов, из них 13 - восьми- и шестидюймового калибра, 3 - 120 мм и 2 - 75 мм калибра. Кроме того, в крейсер попала масса осколков от недолетов, от которых в корпусе насчитали несколько сотен пробоин. Все попадания крупного калибра пришлись на переднюю часть корабля с правого борта, но имелись попадания и в левый борт, и в кормовую часть. Несколько раз на "Авроре" возникали пожары, но были остановлены героизмом команды.

...Десять моряков, и в их числе командир "Авроры", зашитые в парусину, с привязанными к ногам старыми колосниками, обрели вечный покой на дне Корейского пролива.

Выдержка из небольшой книги об "Авроре", выпущенной в 1914 году: "Потери личного состава: убит в боевой рубке наповал командир крейсера капитан I-го ранга Егорьев. Ранены осколками снарядов лейтенанты Прохоров, Лосев и Старк 3-й, мичман Шаховской и прапорщик Берг. Тяжело ранены мичман Яковлев - в ногу с оторванием мягких частей, - лейтенант князь Путятин - в правый бок - и старший офицер, капитан II-го ранга Небольсин - в голову и в ногу.

Нижних чинов: убито - 9, умерло от ран - 5, тяжело раненых - 32 и легко раненых - 42, главным образом из числа орудийной прислуги. Один из убитых нижних чинов был найден без головы, рук и ног, у другого в груди была гильза... В течение 12 часов, как в течение боя, так и в тяжелом напряженном состоянии во время минных атак, команда и офицеры бессменно стояли на своих постах: прислуга у орудий и боевая вахта в машине. Все работали безукоризненно и вносили все от них зависящее для успеха дела".

Старший офицер, обходивший в бою корабль незадолго до своего тяжелого ранения, вспоминает:

"Около 4-х часов дня я обходил обе батареи вместе с артиллерийским офицером и благодарил команду. Люди бодро отвечали. Все механизмы и жизненно важные органы корабля работали без отказа. Посетивши перевязочный пункт, я был поражен, что это место страдания людей было в безусловной тишине, порядке и спокойствии; больных подавали, перевязывали, уносили и не слышно было ни одного голоса, кроме ободряющего голоса доктора Кравченко и причащающего всех раненых священника отца Георгия.

Со стороны офицеров и команды во все семимесячное плавание от Либавы до боя и в течение всего боя было проявлено полное напряжение всех сил и умения, чтобы одолеть врага, но Бог судил иначе...

Вспоминая с чувством глубокого уважения покойного нашего командира, капитана I-го ранга Егорьева, свидетельствую, что под его командою наша служба и жизнь на "Авроре" была не за страх, а за совесть. И весь личный состав горячо оплакивал смерть, столь неожиданно последовавшую, в дни тяжелых испытаний для нашего крейсера и для русского флота"...

Команда "Авроры" сражалась в Цусимском бою мужественно и стойко. Многие матросы проявили в бою подлинный героизм. Так, минный электрик Андрей Подлесный в боевой рубке корабля, под огнем врага, срастил перебитый осколком снаряда электрический кабель управления рулем и тем самым вывел неуправляемый корабль из-под ураганного огня японцев. Наградой ему за этот подвиг был Георгиевский крест. Несмотря на все полученные повреждения и потери в личном составе крейсер "Аврора" сохранил боеспособность.

Командир эскадры русских крейсеров контр-адмирал Энквист перенес свой флаг с "Олега" на "Аврору", оставшуюся после Цусимского боя в лучшем состоянии. О судьбе других уцелевших после боя кораблей ничего не было известно. После долгих колебаний, понимая, что прорваться во Владивосток шансов и смысла особого нет, поскольку нет и боеспособного флота, Энквист повел свой отряд из трех крейсеров - "Аврора", "Олег", "Жемчуг" - к Филиппинским островам. 21 мая 1905 года они вошли в порт Манилу.

Манила стала для русских матросов тюрьмой. Американские власти разоружили крейсеры. Без разрешения американского высшего командования ни один матрос не имел права уволиться на берег. Сюда, в Манилу, пришли и черные вести о судьбе 2-й Тихоокеанской эскадры: адмирал Рожественский со своим штабом перебрался с миноносца "Буйный" на "Бедовый" и сдался на нем японцам. Пушки "Бедового" были позорно зачехлены. "Контр-адмирал Небогатов вместо Андреевского флага поднял простыню", - так зло и горько говорили об адмиральской капитуляции.

Но были в Цусимском бою и корабли-герои.

Миноносец "Быстрый" взорвал себя, но не сдался врагу. Крейсер "Дмитрий Донской" команда затопила, но не спустила флага. Броненосец "Адмирал Ушаков" сражался до последней возможности. И, когда эти возможности были исчерпаны, командир приказал открыть кингстоны. Этим командиром был брат мужественного ученого и путешественника - капитан первого ранга Владимир Николаевич Миклухо-Маклай. Он покинул борт "Ушакова" последним, раненый, поддерживаемый матросами, плыл, пока хватало сил, и предпочел плену смерть в водах Корейского пролива. Так же геройски поступил крейсер "Светлана".

Всего в Цусимском сражении было потоплено вместе с командами тринадцать боевых кораблей. Четыре сдались в плен. Шесть тысяч человек погибли в мутных водах Желтого моря и Корейского пролива.

Царский флот на Тихом океане перестал существовать.

Судьба высокая "Авроры"

...Революционный нрав "Авроры" впервые проявился не в 1917 году, а в 1905-м, когда она, разоруженная, стояла в манильском порту под контролем американцев. Назревала вспышка гнева среди матросов, еще терпящих издевательства отдельных офицеров. Полуголодные, питающиеся скверной пищей - гнилыми отбросами тропических плодов, не получающие уже полгода писем от родных, моряки взбунтовались. Кто-то из офицеров успел поднять на мачте международный сигнал "на корабле бунт". На борт "Авроры" мигом примчались американские портовые чиновники и полиция. Бунт практически прекратился только после принятия ультиматума авроровцев - немедленной раздачи писем и улучшения питания. Но этот покой был кажущимся и коротким, ибо от вскрытых конвертов и прочитанных писем из дома революционное настроение матросов возросло уже в массе - команда, наконец, узнала про ужасы "кровавого воскресенья" - 9 января 1905 года, когда на Дворцовой площади в Петербурге три тысячи безоружных людей были расстреляны, изрублены, растоптаны конскими копытами только за то, что посмели "докучать" царю Николаю II жалобой на голодную, невыносимую жизнь.

В феврале 1906 года "Аврора" вернулась в Россию, на Балтику. Большинство матросов были списаны с корабля. Закончивших срок службы этапом отправили по домам, остальных перевели на вспомогательные корабли и отдаленные батареи... Так царское правительство "отблагодарило" героев Цусимского боя... Оно стремилось разъединить, разрушить уже сложившиеся боевые экипажи, панически боясь восстания подобного тем, которыми увековечили себя матросы броненосца "Потемкин" и крейсеров "Память Азова" и "Очаков". Но все царские меры привели к обратным результатам - многие матросы, и в том числе новобранцы, составили в будущем революционный костяк России.

Переполненную чашу народного гнева вычерпывать было бесполезно. Биография крейсера "Аврора" убедительно подтверждает это.

1908 год, 11 сентября. В большевистской газете "Пролетарий" было напечатано письмо авроровцев, раскрывающее издевательства офицеров над командой.

1911 год, июль. Командир "Авроры" доносит командующему Балтфлотом, что беспокойство вызывает почти вся команда, так как большинство "нижних чинов" - из рабочих, а не землепашцев.

1911 год, 5 сентября. С "Авроры" списано и предано суду несколько матросов вместе с матросами линкоров "Слава", "Цесаревич" и "Андрей Первозванный" - всего 59 человек.

1914 год, декабрь. Идет Первая мировая война. "Аврора" уже пятый месяц как находится на передовых позициях Балтийского морского военного театра.

1915 год, ноябрь-декабрь. На кораблях Балтфлота создаются революционные кружки. Всюду шныряют царские шпики, необходима конспирация. "Аврора" имела тогда условное (подпольное) имя "Аня".

1916 год, август-сентябрь. Большевистской партией в Крондштадте создан "Главный коллектив кронштадтской военной организации". Организована тесная связь матросов с Петроградским комитетом партии. На боевых кораблях появляются обращенные к морякам листовки. Царская охранка сбивается с ног, устраивая обыски и аресты, но революционная подготовка от этого только усиливается.

1916 год, ноябрь. "Аврору", за время эксплуатации как бы дважды обошедшую земной шар и уже более двух лет находившуюся на передовых позициях Балтфлота, направляют на капитальный ремонт. "Аврора" встала в устье Невы у причала Франко-русского завода (ныне завод имени Марти). И как раз в эти дни 130 тысяч рабочих Петрограда объявили забастовку. "Аврора" попала в самую гущу событий.

1917 год, февраль. Вся Россия бурлит. Забастовки в Петрограде слились в единую, всеобщую стачку против царизма и войны. Бастует Франко-русский завод и вместе с ним авроровцы. Жандармские сводки тех времен показывали, что "Аврора" поддерживает связь со всеми кораблями Балтфлота, являясь, по сути, центром революционной подготовки. 26 февраля 1917 года. В этот день на рассвете, за сутки до свержения царского самодержавия, моряки "Авроры" совместно с рабочими Франко-русского завода и солдатами Кексгольмского пехотного полка захватили корабль и подняли на нем флаг революции. Сопротивлявшиеся, попытавшиеся вызвать на корабль полицейских командир "Авроры" Никольский и старший офицер Огранович по приговору ревкома были расстреляны.

1917 год, март. Коломенский райком Петрограда принял в члены РСДРП трех матросов с "Авроры": минного машиниста Александра Белышева, трюмного машиниста Николая Лукичева и плотника Тимофея Липатова. Это были первые большевики на корабле.

1917 год, 3-5 июля. Июльская демонстрация рабочих, солдат и моряков в Петрограде, в том числе и авроровцев. Временное правительство Керенского расстреляло эту демонстрацию, призывающую к прекращению убийственной империалистической войны. Большевистские газеты были закрыты, разгромлена редакция газеты "Правда". А рабочий Воинов был убит юнкерами только за то, что продавал эту газету. Подверглись аресту 8 авроровцев. Расстрел демонстраций карательными отрядами в Твери, Нижнем Новгороде и других городах окончательно разоблачил предательскую роль меньшевиков и эсеров.

Впереди была Октябрьская Революция.

1917 год, октябрь. Хорошо зная позицию моряков "Авроры", Керенский, воспользовавшись тем, что ремонт крейсера закончен, приказывает командиру выйти в море якобы для пробы машин и затем идти в финский порт Або (Турку). Но правая рука большевистской партии - революционный Центробалт - не разрешает уход "Авроры" из Петрограда. И 23 октября представителей "Авроры" вызывают в Смольный - штаб революции - к Свердлову.

В то время на "Авроре" было всего 567 моряков, из них 32 - члены РСДРП (б). Яков Михайлович Свердлов лично выписал и выдал Александру Викторовичу Белышеву мандат комиссара "Авроры". Белышев, волнуясь, сказал, что на "Авроре" нет снарядов, которые были сгружены в Кронштадте перед ремонтом еще в прошлом году. Но Свердлов успокоил его, обещая, что снаряды кронштадтцы подвезут. В день перед революцией, под вечер, снаряды были доставлены и погружены на корабль, а к полуночи - были разведены и подняты пары, "Аврора" изготовилась к бою.

В те дни командиром крейсера был старший лейтенант Эриксон. Получив приказ пройти по Неве к Николаевскому мосту (ныне - мост лейтенанта Шмидта), он ответил, что невский фарватер давно не измерялся и идти практически вслепую - опасно. Тогда, спустив шлюпку с борта "Авроры", старшина Сергей Захаров с четырьмя гребцами, пройдя на веслах весь предстоящий курс крейсера, вручную, лотом промерил глубину Невы и доложил, что идти "Авроре" можно, глубина даже с запасом. И Эриксон, поколебавшись немного, поднялся на ходовой мостик, сказав: "Веду корабль по необходимости. Не могу допустить, чтобы боевой корабль сел на мель в центре Петербурга". Малым ходом "Аврора" пришла к Николаевскому мосту и в предрассветных сумерках стала на якорь напротив Зимнего дворца. Юнкеров, засевших на мосту, при виде крейсера как ветром сдуло. Моряки-электрики с "Авроры" на шлюпке съехали на берег и свели разведенный до этого юнкерами мост, обеспечив проход с Васильевского острова красногвардейцев и солдат навстречу кексгольмцам и морякам Второго Балтийского флотского экипажа. Соединившись, вооруженный отряд направился к центру города. С "Авроры" в Смольный доложили, что Зимний дворец взят на прицел шестидюймовых орудий.

25 октября в 8 утра со стороны устья Невы подошли еще революционные корабли: миноносцы "Прозорливый", "Прочный", "Рьяный", минные заградители "Амур" и "Хопер". С них был спущен десант военных моряков - от Николаевского к Дворцовому мосту.

25 октября в 9 часов 40 минут вечера комендор-авроровец Евдоким Огнев по команде комиссара Белышева: "Пли!" - произвел выстрел холостым зарядом из бакового (носового) шестидюймового орудия. У орудия в этот исторический момент были: моряки Липатов, Захаров, Лукичев, Алонцев, а также вахтенные орудийного расчета. По Неве разнеслось "Ура!" Начался штурм Зимнего дворца.

Белышев спокойно подал следующую команду: "Зарядить боевым"! Всего к этому моменту на Неве было 25 военных кораблей, расчехленные орудия и пулеметы которых были направлены на Зимний. В их числе, кроме вышеназванных пяти кораблей, были: миноносцы "Самсон", "Забияка" и "Деятельный", подводные лодки "Ерш" и "Форель" и другие корабли. Стреляли по Зимнему и с Петропавловской крепости; один из снарядов сбил статую на карнизе дворца, другой угодил в стену...

Идет второй час штурма. Скоро полночь. И вдруг становится нестерпимо тихо, умолкли крики, пулеметные очереди и винтовочные выстрелы. С моста семафором сигналят на "Аврору": "Больше не стрелять! Наши в Зимнем"!

"Да здравствует Советская власть"! - восклицает комиссар "Авроры" Белышев, и вахтенный офицер мичман Поленов делает историческую запись в корабельном журнале...

...1917 год, декабрь. Отряд авроровцев послан биться с белогвардейскими войсками Каледина, Корнилова, Дутова. Оставшиеся на крейсере моряки охраняют Петроград, в том числе Смольный, где находится революционное правительство во главе с Лениным.

1918 год, март. Была совершена контрреволюционная попытка взорвать легендарный крейсер - к форштевню пытались приладить мину с часовым механизмом. Но бдительные революционные матросы пресекли этот теракт.

1918 год, август. "Аврора" передана в Кронштадт для усиления обороны морских подступов к главной базе Балтфлота. А в октябре матросы опять ушли на фронт - на Украину, обороняли Царицын, защищали Петроград от Юденича. Пушки с "Авроры" были установлены на бронепоездах и громили врага... А сам крейсер был поставлен на консервацию в кронштадтском порту.

1922 год, 17 ноября. Немного авроровцев вернулось на родной корабль из смертельных боев... Пал от руки белобандитов на хуторе Казачий Хомутец под Ростовом-на-Дону славный комендор Огнев... Моряки не узнали "Аврору" через четыре года разлуки, которые она безмолвно ржавела рядом с учебным судном "Океан".... И в этот день сразу, сняв бушлаты и надев залежавшиеся флотские робы, матросы начали восстанавливать свой крейсер. К ним присоединились и новобранцы-первогодки.

1923 год, 25 июня. Отремонтированная "Аврора" отдала якорь на месте исторического выстрела.

1923 год, июль. Крейсер включен в состав кораблей учебного отряда, прошел ходовые испытания в Финском заливе и стал плавучей школой будущих командиров флота. В июне 1924 года "Авроре" и учебному судну "Комсомолец" (бывший "Океан") предстоит впервые пронести военно-морской флаг Советского Союза над чужими морями. Балтийцы пригласили к себе И.В. Сталина, на что неустанно заботящийся об укреплении флота товарищ Сталин немедленно прислал в Кронштадт ответную телеграмму: "Работа по подготовке предстоящего съезда партии лишает меня возможности принять ваше предложение. Прошу принять мои извинения и пожелания полного успеха вашему походу. Сталин".

45 суток длился поход вокруг Скандинавского полуострова в Мурманск, Архангельск и обратно в Кронштадт. Корабли заходили в норвежские порты Берген и Тронхейм.

1925 год, июнь-июль. Большой поход кораблей Балтийского флота под флагом Наркомвоенмора Михаила Васильевича Фрунзе. Флагманом кораблей был крейсер "Аврора".

1927 год, 2 ноября. Президиум ЦИК СССР постановил - наградить крейсер "Аврора" орденом Красного Знамени. Указ подписал всероссийский староста Михаил Иванович Калинин.

1927 год, 7 ноября. В день десятилетия Великой Октябрьской Социалистической революции "Аврора" становится на место исторического выстрела.

1928 год, август. "Аврора" совершает третий заграничный поход из Кронштадта в Осло, Копенгаген и обратно.

1929 год, август. Четвертый загранпоход "Авроры", на этот раз в Германию, порт Свинемюнде.

С 1931 по 1939 год ежегодно на "Авроре" проходят практику будущие офицеры советского военно-морского флота, начинающие свою службу на "Авроре" простыми матросами или практикантами-курсантами. Нельзя не вспомнить известных всему миру советских флотоводцев, Героев Советского Союза адмирала флота С.Г. Горшкова, адмиралов А.Г. Головко, В.А. Касатонова и других, получивших путевку на флот с "Авроры".

1939 год, ноябрь - 1940 год, март.

Идет война СССР с белофиннами. Крейсер "Аврора" несет боевую вахту в системе ПВО Ленинграда.

1941 - 1945 годы. Великая Отечественная война застала "Аврору" в гавани Ораниенбаума (ныне г. Ломоносов). Очередной выпуск курсантов ушел с крейсера прямо в бой, на защиту Ленинграда. Осталась лишь команда из 18 человек. Снятая на время войны крупнокалиберная артиллерия "Авроры" влилась в огневой пояс обороны города у Пулковских высот, а знаменитое баковое орудие установили на бронепоезде "Балтиец".

Гитлеровцы понимали, что крейсер "Аврора" - живой символ непобедимости нашей страны, и всячески - авиабомбами и артиллерией - стремились уничтожить его. Но крейсер остался непобедимым, о чем писатель Евгений Юнга высказался так: "Черепа и кости фашистов сгинули в приневских болотах, осадные орудия, в свое время отлитые на заводах порабощенной гитлеровцами Европы, очутились на выставке трофеев Отечественной войны в Ленинграде, но крейсер "Аврора" - символ нашей свободы - остался вечным памятником начала социалистической эпохи истории человечества".

1945 - 1946 год. Крейсер "Аврора" передан Ленинградскому нахимовскому училищу.

1947 год, 7 ноября. В праздник 30-летия Октябрьской революции на "Авроре" вновь побывали ее убеленные сединами ветераны - Белышев и Липатов.

1948 год, 17 ноября. "Аврора" совершила свой последний переход - от причала возле Горного института в Ленинграде вверх по Неве к месту вечной стоянки. Раскрывающиеся перед идущей "Авророй" невские мосты - Лейтенанта Шмидта и Дворцовый - как бы салютовали легендарному крейсеру. И вот напротив здания нахимовского училища под звуки Гимна Советского Союза, встречаемая нахимовцами со знаменем и оркестром, "Аврора" встала на свой последний причал...

Ныне крейсер "Аврора", которому исполняется ровно век, родной дом для сотен будущих российских военных моряков, которые учатся сложному морскому делу, несут нелегкую флотскую службу, мужают... И которые, может быть, получат назначение на вновь построенный, могучий современный военный корабль, на борту которого по старой, почетной морской традиции будет выложено золотыми буквами гордое историческое имя: "АВРОРА".

Геннадий БАКСИЧЕВ

Оставить комментарий:

Имя:
E-mail:
Сообщение:

Все комментарии:

FbshViope

14.09.2006

https://thesisacloud.com/ - thesisacloud.com proposal for thesis thesisacloud.com thesis support

FbshViope

14.09.2006

https://thesisacloud.com/ - writing with a thesis writing a thesis proquest thesis database help in writing thesis

GrvEmows

14.09.2006

https://kloviagrli.com/ - viagra vs. cialis https://vigedon.com/ - viagra online usa https://llecialisjaw.com/ - buy cialis online cheap https://jwcialislrt.com/ - purchasing cialis https://jecialisbn.com/ - printable cialis coupon

FbshViope

14.09.2006

https://thesisacloud.com/ - writing with a thesis thesis writing phd thesis writing help psychology thesis

BrfgVota

14.09.2006

https://ljcialishe.com/ - generic cialis cost https://cialisvja.com/ - cialis reviews photos https://viagraonlinejc.com/ - viagra sex https://viagratx.com/ - can i buy viagra at walgreens https://buycialisxz.com/ - cialis in canada

KbdnVota

14.09.2006

https://papersonlinebox.com/ - best custom paper writing service papers help buy papers online cheap write my thesis paper

FbshViope

14.09.2006

https://thesisacloud.com/ - college thesis help with writing a thesis thesis binding writing a good thesis

JvqqViope

14.09.2006

https://dissertationahelp.com/ - dissertation service umi dissertation publishing dissertation topics help with dissertation

Fjjutealt

14.09.2006

buying online viagra http://viagraonlinejc.com/ adderall and viagra

Nbmotealt

14.09.2006

cialis purchase in kuwait http://buycialisxz.com/ generic cialis forums

1 | 2 | 3 | 4 | ... | 10 |