Российский Клуб Любителей Автомобилей Марки Тойота

Экспорт новостей:

Статьи

Москва - Золотое Кольцо (лето 2006)

Нижний Новгород - Кемь (21214, июль 2006)

Москва - Золотое Кольцо (2123, июль 2006)

Старый Оскол - Санкт-Петербург (Audi 80, июль 2006)

Якутск - Новосибирск (C.Fielder, июль 2006)

Новосибирск - Монголия (Sprinter, июль 2006)

Москва - Карелия (Zafira, июнь 2006)

Москва - Тамбов (21053, июнь 2006)

С.-Петербург - Изборск (июнь 2006)

Зеленоград - Тула (июнь 2006)

Москва - Казань (май 2006)

Москва - Псков (май 2006)

Таруса - Переславль-Залесский (2107, май 2006)

С.-Петербург - Дно (май 2006)

Москва - Изборск (май 2006)

Мытищи - Белозерск (май 2006)

Москва - Серпухов (май 2006)

Москва - Ростов Великий (Accent, май 2006)

Москва - Золотое Кольцо (май 2006)

Зеленоград - Волгоград (май 2006)

Москва - Золотое Кольцо (апрель 2006)

Москва - Мышкин (апрель 2006)

Москва - Ростов (Accent, март 2006)

С.-Петербург – Ковдор (Caldina, март 2006)

Москва - Торжок (февраль 2006)

Москва - Кострома (2111, январь 2006)

Москва - Кириллов (январь 2006)

Москва - Бежецк (октябрь 2005)

Москва - Ростов (сентябрь 2005)

Омск - Байкал (лето 2005)

Омск - Алтай (RAV4, лето 2005)

Москва - Кунгур (Газель, лето 2005)

Ханты-Мансийск - Иссык-Куль (Vitz, лето 2005)

Красноярск - Сургут (Capella, лето 2005)

Новосибирск - С.Петербург (Sprinter, лето 2005)

Кемерово - Тыва (Corolla II, лето 2005)

С.-Петербург - Ясная Поляна (август 2005)

С.-Петербург - Кунгур (Leganza, август 2005)

Москва - Ржев (август 2005)

Магнитогорск - Златоуст (август 2005)

Москва - Новосибирск (Lucino, август 2005)

Москва - Золотое кольцо (август 2005)

Москва - Сольвычегодск (июль 2005)

Москва - Нижний Новгород (июль 2005)

Москва - Ленинградская область (июль 2005)

Москва - Псков (июль 2005)

Москва - Золотое кольцо - Вологда (2109, июль 2005)

Москва - СПб - Вологда (21065, июль 2005)

Москва - Карелия (Carina E, июль 2005)

Тверь - Нижний Новгород (2105, июль 2005)

Новосибирск - Тува (июль 2005)

Москва - Соловки (июль 2005)

Магнитогорск - Тобольск (июль 2005)

Москва - Суздаль (Ford Ranger, июль 2005)

Новосибирск - Актру - 2 (Corolla, июль 2005)

Кузбасс-Хакассия-Красноярск (2106, июль 2005)

Новосибирск - Актру (Camry, июль 2005)

Москва - Волгоград (Almera, июнь 2005)

Москва - Кижи (2112, июнь 2005)

Москва - Кострома (июнь 2005)

Москва - Петрозаводск (Golf III, июнь 2005)

Москва - Золотое кольцо (2109, июнь 2005)

Москва - Волгоград (май 2005)

Москва - Тула (2109, май 2005)

Москва - Смоленск (май 2005)

Магнитогорск - Соликамск (май 2005)

Москва - С.Петербург (май 2005)

Новосибирск - С.Петербург (Vitz, апрель 2005)

Москва - Оренбург (B3, март 2005)

Москва - Вологда (21065, январь 2005)

Новосибирск - Ростов (Carina, январь 2005)

Новосибирск - Москва (Corolla, ноябрь 2004)

Новосибирск - Сургут (Vitz, октябрь 2004)

Магнитогорск - Екатеринбург (сентябрь 2004)

Хакасия - Байкал (лето 2004)

Ангарск - Пермь (Crown, август 2004)

Москва - Пермь (июль 2004)

Москва - Торжок (июль 2004)

Москва - Карелия (21083, июль 2004)

Кемерово - Москва (Marino, июль 2004)

Москва - Геленджик (июнь 2004)

Москва - Золотое кольцо (Subaru, июнь 2004)

Москва - Золотое Кольцо (июнь 2004)

Москва - Магнитогорск (SGV, май 2004)

Москва - Калуга (май 2004)

Москва - Новгород (май 2004)

Москва - Великий Новгород (1111, апрель 2004)

Новосибирск - Надым (Carina ED, зима 2004)

Москва - Архангельск (январь 2004)

Новосибирск - Челябинск (Duet, январь 2004)

Тобольск - Новосибирск (Corona, октябрь 2003)

Новосибирск - Минусинск (Corona, сентябрь 2003)

Новосибирск - Самара (Sprinter, осень 2003)

Москва - Карелия (август 2003)

Москва - Козельск (август 2003)

Москва - Новосибирск (Civic, август 2003)

Омск - Улаган (2103, август 2003)

Екатеринбург - С.Петербург (Caldina, август 2003)

Томск - Телецкое озеро (Pulsar, июль 2003)

Москва - Золотое кольцо (июнь 2003)

Красноярск - Кострома (Platz, лето 2003)

Красноярск - Одесса (Marino, лето 2003)

Москва - Улан-Удэ (лето 2003)

С.-Петербург - Лахденпохья (Vectra A, май 2003)

Красноярск - Иркутск (2101, май 2003)

Новосибирск - Пермь (Corolla, май 2003)

Иркутск - Байкал (май 2003)

Красноярск - Москва (Odyssey, март 2003)

Чита - Екатеринбург (Caldina, весна 2003)

Новосибирск - Екатеринбург (Marino, февраль 2003)

Новосибирск - Москва (Caldina, февраль 2003)

Новосибирск - Курган (Cynos, 2003)

Новосибирск - Екатеринбург (Carina ED, 2003)

Череповец – Южный Урал (2109, декабрь 2002)

Москва - Усинск (Granada, осень 2002)

Новосибирск - Липецк (RVR, ноябрь 2002)

С.-Петербург - Карелия (2109, сентябрь 2002)

Иркутск - Байкал (лето 2002)

Москва - Калиниград (август 2002)

Якутск - Волгоград (TownAce, август 2002)

С.-Петербург - Онега (УАЗ, июль 2002)

Новосибирск - Иркутск (Carina ED, июнь 2002)

Сургут - Иркутск (Corolla, лето 2002)

Москва - Карелия (100/44, май 2002)

Новосибирск - Челябинск (Vista, май 2002)

Новосибирск - Москва (Cefiro, апрель 2002)

Сургут - Балаково (21099, весна 2002)

Саров - Северодвинск (21065, лето 2001)

Нижний Новгород - Псков (21047, август 2001)

Иркутск - Ольхон (июль 2001)

Москва - Санкт-Петербург (2108, июль 2001)

Нижневартовск - Европа (Almera, июнь 2001)

Москва - Рыбинск (май 2001)

Новосибирск - Москва (Carib, декабрь 2000)

Новосибирск - Москва (Sprinter, ноябрь 2000)

Москва - Псков (2108, август 1999)

Нижний Новгород - Валдай (412, июль 1999)

Алтай (зима 1996)

Путешествия

Главная | Путешествия | Россия | Москва - серпухов (май 2006)

Россия

Москва - Серпухов (май 2006)

13.09.2006

    Глеб

Серпухов - город, которого нет

Впервые «Серпохов», основанный для защиты Москвы от татар, упоминается в 1328/1339. Основные достопримечательности города: Соборный холм с Троицким собором и остатками кремля, прилегающий посад с тремя церквами, Владычный монастырь на Октябрьской улице, основанный в 1360, Высоцкий монастырь на Калужской улице, заложенный при благословении Сергия Радонежского в 1374, музей с собранием фабрикантши Мараевой (картины Васнецова, Шишкина, Левитана, Репина и пр.).

География города

Серпухов, как и, скажем, Коломна, при всей их близости к Оке, не был основан на этой реке. Оба города были заложены на совсем небольших речушках, от которых и получили свое название, - на Серпейке и Коломенке соответственно. (Серпейка представляет собой даже не речку, а небольшой ручей). И как Серпейка впадает в реку Нару, а та в – Оку, так и Коломенка впадает в Москву-реку, а та – опять же в Оку.

Еще в XVIII веке некто А.Т. Болотов замечал, что Серпухов «построен по изгибистому и неровному косогору». Город действительно сразу впечатляет своей планировкой: он весь разбросан вдоль Нары по весьма крутым холмам и оврагам между ними. Причем города в современном понимании как бы и нет: каменные здания XVII-XIX веков и советские многоэтажки составляют скорее вкрапления в обширную 1-2-этажную деревянную застройку. На участках рядом с Соборной горой пасутся лошади, раздается кукаренье петухов… Магазинов и общественного транспорта в виде немногочисленных автобусов почти не видно. Людей, кстати, тоже было мало: скорее всего, в связи с майскими праздниками все ели шашлыки и бухали на близлежащей Оке. Иначе говоря, Серпухов представляет собой нечто среднее между городом и деревней. Я не удивлюсь, если со временем он вовсе превратится в деревню, как это часто бывало в истории (например, такая участь постигла Радонеж).

Но вернемся к косогорам. Ф.В. Разумовский в своей книжке «Художественное наследие Серпуховской земли», которую мы купили в Троицком соборе, долго рассуждает о том, что Серпуховом надо любоваться как единым ландшафтно-архитектурным ансамблем. Действительно, виды с холмов открываются изумительные, особенно впечатляет вид от Высоцкого монастыря, рядом с которым на Наре есть красивый небольшой водопад, или порог. Просто Чехия какая-то.

На самом деле все намного банальнее. Посещая кремль, Высоцкий и Владычный монастыри, невозможно не заметить, что все они отлично видны друг от друга, так как возвышаются над окружающей местностью. Выражаясь терминами военной науки, серпуховские крепости «занимают господствующие высоты», позволяя контролировать весь близлежащий район. Крымские татары, для защиты от которых, собственно, и построены местные крепости, вплоть до начала XVII века ходили на Москву через Серпухов. Обойдя стороной Тулу и перейдя Оку, они выходили на «финишную прямую» к стольному граду и тут попадали в капкан: со всех крутых холмов по ним открывали перекрестный огонь. А в 1609 году здесь досталось и полякам. В общем, схема давно известная, но от этого не менее эффективная. И как в других местах, в промежутках между холмами с крепостями возникли посады – так и образовался город. Вполне вероятно, что когда-то подобно современному Серпухову выглядели и Москва, и Киев, и Прага, и другие ныне крупные города славян.

Кремль, которого нет

Крепостные стены Серпуховского кремля не сохранились. К сожалению, это относится к очень многим старинным русским городам: Волокаламску, Дмитрову, Переславлю-Залесскому, Костроме и др. От бывших «градов» остались только холмы и валы, как максимум – ряд соборов, располагавшихся на территории прежнего кремля. В большинстве случаев отсутствие крепостей связано с тем простым фактом, что они представляли собой недолговечные деревянные сооружения. В этом плане русское средневековье ничем не отличается от более ранних железного и бронзового веков. Но если в Европе, где кельты, германцы и прочие родственные им племена перешли к каменно-кирпичному строительству уже в ранее средневековье, то у нас, как известно, традиция возведения деревянных построек жива до сих пор. Все это я пишу к тому, что сравнительно небольшое количество древних каменных и кирпичных построек на территории России вовсе не означает, что у нас не было столь же богатой истории, как у других народов, вышедших из среды так называемых древнеевропейцев (предки германцев, славян, кельтов, италиков, иллирийцев и пр.). Конечно, для многих это не открытие, но в последнее время слишком часто всем стали внушать, что Россия – это что-то вроде Монголии, большая пустая степь, где раньше ничего не было. Еще как было!

Другое дело, что у нас почему-то не принято сохранять свои памятники архитектуры и истории. Коломенский кремль, до сих пор имеющий прекрасную сохранность (в оставшихся частях) еще в XVIII-XIX веках местные жители стали разбирать на кирпичи. Серпуховскую же крепость разобрали в середине 1930-ых годов. Считается, что камень кремля пошел на строительство московского метрополитена.

Деревянная крепость на высоком Соборном холме у слияния Серпейки и Нары появилась в XIV веке, каменный кремль был построен на ее месте к 1556 году из блоков белого камня, причем середина конструкции была заполнена более мелкими камнями на известковом растворе. Интересной особенностью кремля было наличие так называемого рукавчатого захаба – узкого рукава, зажатого между двумя стенами и ведущего в единственные на тот момент ворота. В мире более известно немецкое название такой конструкции - цвингер (от нем. zwichen – «между»). В свое время она была широко распространена в Европе, например, цвингер частично сохранился в Турайдском замке в Латвии. Как выглядел захаб Серпуховского кремля и вся крепость в целом, можно увидеть в Троицком соборе (1696), где устроен небольшой музей, в котором представлена реконструкция кремля, различные части древних каменных построек, планы Владычного и Высоцкого монастырей, «русское каноэ» - челн из ствола дерева, небольшие мортиры, кольчуга XVI века и др.

Сегодня от всей крепости сохранились два фрагмента стены, выходящие к Серпейке. Несмотря на их небольшую величину и неприглядный вид (камни исписаны приличными и не совсем надписями), по этим фрагментам вполне можно судить, насколько серьезной была крепость. Очень хорошо видна внутренняя конструкция стены, впечатляют и мощные контрфорсы, поддерживающие ее с наружной части. Кстати, камни, из которых раньше состояли стены и башни, во множестве валяются по кромке Соборного холма. Также камни из крепости использованы для предотвращения оседания грунта на въезде в кремль, устроенном уже в новые времена, и как фундамент для мостика через Серпейку. Из этого я делаю вывод, что Серпуховский кремль, как и Коломенский, активно разбирали местные жители, и далеко не все камни из крепости пошли на строительство московского метро.

Под Соборным холмом расположен старинный посад, на месте которого в XVIII веке располагался рынок – местная Красная площадь. На небольшой территории посада сохранились сразу три церкви: Троицкая (1670/1714), Ильинская (1748) и Успенская (1854). Считается, что два последних храма построены в традициях московского барокко. Но лично мое внимание больше привлекло наличие в составе Троицкого собора в кремле и Ильинской церкви больших восьмиугольных конструкций, которые, как известно, встречались еще в ранневизантийской архитектуре, например, в известной базилике Сан-Витале (V-VI века) в Равенне. В XVII-XVIII веках восьмерик - «октогон» в западноевропейских языках - был очень популярен в Серпухове, например, он также используется в главном соборе Распятского монастыря на Калужской улице. (Вообще Серпухов приятно удивляет большим количеством церквей, разбросанных по всей территории города).

Практика и современность

Осматривать достопримечательности Серпухова лучше всего на машине, хотя можно передвигаться и пешком, особенно если вы любите продолжительные прогулки вверх-вниз по горкам. Добираться от Москвы до Серпуховского района удобнее по новому шоссе М-2, в которое переходит Варшавка. Затем перед Чеховым или после него можно перебраться на Старую Московскую дорогу (также обозначена как М-2). Вскоре после въезда по ней в Серпухов стоит указатель направо на Владычный женский монастырь, в который можно попасть, проехав прямо, через мост на Наре и свернув сразу после моста по очередному указателю налево. После поворота с Московской дороги к Владычному монастырю, не доезжая до реки, слева видны три церкви и большой холм – это старинный посад и кремль. Если же не сворачивать и проследовать прямо по Московской дороге, то вскоре после перекрестка с круговым движением, будет указатель направо на мужской Высоцкий монастырь.

Вход в музей Троицкого собора стоит сущие копейки, там же можно приобрести кое-какую литературу по местным достопримечательностям и прослушать лекцию по истории края (стоит 260 рублей, так что лучше скооперироваться в небольшую группку). Хочу отметить хорошее отношение к туристам со стороны сотрудниц музея. Оно особенно ценно на фоне не слишком вежливых охранников во Владычном и Высоцком монастырях, буквально заставляющих женщин надевать при посещении монастырей платки и юбки. Вроде бы все правильно (оба монастыря – действующие), но можно быть и повежливее. В Высоцком монастыре к этому добавляется запрет на фотосъемку. Видимо, денег хотят – ну и пусть хотят дальше. Кстати, в Серпухове любят играть в военные игры даже дети, прямо у Высоцкого монастыря мы видели группу школьников в камуфляжной форме, один из которых все норовил «построить отделение». Скорее всего, охрана в монастырях тоже вышла из таких же «игрунов». Все бы ничего, но в небольших городах России невозможность найти нормальную работу молодым парням приводит к настораживающим последствиям.

В обоих монастырях не первый год полным ходом идет реставрация. Судя по всему, монастырям кто-то неплохо «отстегивает», не исключено, что некие предприниматели целенаправленно собираются сделать из Серпухова туристический центр. Во Владычном выставлены фото чуть ли не руин, которые представлял собой монастырь в советское время, и рядом - современные изображения: все чистенько и красиво. В Высоцком же в рамках реставрации выстроили заново целую кирпичную стену с башней, стараясь соблюсти историческую достоверность. По монастырю расставлены телекамеры, предусмотрен туалет для посетителей, рядом с монастырем размещается гостиница - явно «инвестиции идут». Плохо только, что внутрь соборов пускают исключительно тогда, когда этого захочет левая нога местных товарищей.

Конечно, самому факту возрождения древних памятников нельзя не порадоваться. Однако реставрация, как известно, бывает разной. Наталья Бондарева, поддерживающая просто шикарный интернет-ресурс по достопримечательностям Подмосковья, уже отмечала, насколько г…ной представляется реставрация церкви Спаса Нерукотворного (1774-1783) в бывшей усадьбе Рай-Семеновское, что в 15 километрах к северо-востоку от Серпухова у берега Нары. Проект церкви приписывается небезызвестному Михаилу Казакову, тем более жалко видеть, как топорно восстанавливается его творение.



По материалам сайта www.autotravel.org.ru

Оставить комментарий:

Имя:
E-mail:
Сообщение: