Российский Клуб Любителей Автомобилей Марки Тойота

Экспорт новостей:

Статьи

Москва - Золотое Кольцо (лето 2006)

Нижний Новгород - Кемь (21214, июль 2006)

Москва - Золотое Кольцо (2123, июль 2006)

Старый Оскол - Санкт-Петербург (Audi 80, июль 2006)

Якутск - Новосибирск (C.Fielder, июль 2006)

Новосибирск - Монголия (Sprinter, июль 2006)

Москва - Карелия (Zafira, июнь 2006)

Москва - Тамбов (21053, июнь 2006)

С.-Петербург - Изборск (июнь 2006)

Зеленоград - Тула (июнь 2006)

Москва - Казань (май 2006)

Москва - Псков (май 2006)

Таруса - Переславль-Залесский (2107, май 2006)

С.-Петербург - Дно (май 2006)

Москва - Изборск (май 2006)

Мытищи - Белозерск (май 2006)

Москва - Серпухов (май 2006)

Москва - Ростов Великий (Accent, май 2006)

Москва - Золотое Кольцо (май 2006)

Зеленоград - Волгоград (май 2006)

Москва - Золотое Кольцо (апрель 2006)

Москва - Мышкин (апрель 2006)

Москва - Ростов (Accent, март 2006)

С.-Петербург – Ковдор (Caldina, март 2006)

Москва - Торжок (февраль 2006)

Москва - Кострома (2111, январь 2006)

Москва - Кириллов (январь 2006)

Москва - Бежецк (октябрь 2005)

Москва - Ростов (сентябрь 2005)

Омск - Байкал (лето 2005)

Омск - Алтай (RAV4, лето 2005)

Москва - Кунгур (Газель, лето 2005)

Ханты-Мансийск - Иссык-Куль (Vitz, лето 2005)

Красноярск - Сургут (Capella, лето 2005)

Новосибирск - С.Петербург (Sprinter, лето 2005)

Кемерово - Тыва (Corolla II, лето 2005)

С.-Петербург - Ясная Поляна (август 2005)

С.-Петербург - Кунгур (Leganza, август 2005)

Москва - Ржев (август 2005)

Магнитогорск - Златоуст (август 2005)

Москва - Новосибирск (Lucino, август 2005)

Москва - Золотое кольцо (август 2005)

Москва - Сольвычегодск (июль 2005)

Москва - Нижний Новгород (июль 2005)

Москва - Ленинградская область (июль 2005)

Москва - Псков (июль 2005)

Москва - Золотое кольцо - Вологда (2109, июль 2005)

Москва - СПб - Вологда (21065, июль 2005)

Москва - Карелия (Carina E, июль 2005)

Тверь - Нижний Новгород (2105, июль 2005)

Новосибирск - Тува (июль 2005)

Москва - Соловки (июль 2005)

Магнитогорск - Тобольск (июль 2005)

Москва - Суздаль (Ford Ranger, июль 2005)

Новосибирск - Актру - 2 (Corolla, июль 2005)

Кузбасс-Хакассия-Красноярск (2106, июль 2005)

Новосибирск - Актру (Camry, июль 2005)

Москва - Волгоград (Almera, июнь 2005)

Москва - Кижи (2112, июнь 2005)

Москва - Кострома (июнь 2005)

Москва - Петрозаводск (Golf III, июнь 2005)

Москва - Золотое кольцо (2109, июнь 2005)

Москва - Волгоград (май 2005)

Москва - Тула (2109, май 2005)

Москва - Смоленск (май 2005)

Магнитогорск - Соликамск (май 2005)

Москва - С.Петербург (май 2005)

Новосибирск - С.Петербург (Vitz, апрель 2005)

Москва - Оренбург (B3, март 2005)

Москва - Вологда (21065, январь 2005)

Новосибирск - Ростов (Carina, январь 2005)

Новосибирск - Москва (Corolla, ноябрь 2004)

Новосибирск - Сургут (Vitz, октябрь 2004)

Магнитогорск - Екатеринбург (сентябрь 2004)

Хакасия - Байкал (лето 2004)

Ангарск - Пермь (Crown, август 2004)

Москва - Пермь (июль 2004)

Москва - Торжок (июль 2004)

Москва - Карелия (21083, июль 2004)

Кемерово - Москва (Marino, июль 2004)

Москва - Геленджик (июнь 2004)

Москва - Золотое кольцо (Subaru, июнь 2004)

Москва - Золотое Кольцо (июнь 2004)

Москва - Магнитогорск (SGV, май 2004)

Москва - Калуга (май 2004)

Москва - Новгород (май 2004)

Москва - Великий Новгород (1111, апрель 2004)

Новосибирск - Надым (Carina ED, зима 2004)

Москва - Архангельск (январь 2004)

Новосибирск - Челябинск (Duet, январь 2004)

Тобольск - Новосибирск (Corona, октябрь 2003)

Новосибирск - Минусинск (Corona, сентябрь 2003)

Новосибирск - Самара (Sprinter, осень 2003)

Москва - Карелия (август 2003)

Москва - Козельск (август 2003)

Москва - Новосибирск (Civic, август 2003)

Омск - Улаган (2103, август 2003)

Екатеринбург - С.Петербург (Caldina, август 2003)

Томск - Телецкое озеро (Pulsar, июль 2003)

Москва - Золотое кольцо (июнь 2003)

Красноярск - Кострома (Platz, лето 2003)

Красноярск - Одесса (Marino, лето 2003)

Москва - Улан-Удэ (лето 2003)

С.-Петербург - Лахденпохья (Vectra A, май 2003)

Красноярск - Иркутск (2101, май 2003)

Новосибирск - Пермь (Corolla, май 2003)

Иркутск - Байкал (май 2003)

Красноярск - Москва (Odyssey, март 2003)

Чита - Екатеринбург (Caldina, весна 2003)

Новосибирск - Екатеринбург (Marino, февраль 2003)

Новосибирск - Москва (Caldina, февраль 2003)

Новосибирск - Курган (Cynos, 2003)

Новосибирск - Екатеринбург (Carina ED, 2003)

Череповец – Южный Урал (2109, декабрь 2002)

Москва - Усинск (Granada, осень 2002)

Новосибирск - Липецк (RVR, ноябрь 2002)

С.-Петербург - Карелия (2109, сентябрь 2002)

Иркутск - Байкал (лето 2002)

Москва - Калиниград (август 2002)

Якутск - Волгоград (TownAce, август 2002)

С.-Петербург - Онега (УАЗ, июль 2002)

Новосибирск - Иркутск (Carina ED, июнь 2002)

Сургут - Иркутск (Corolla, лето 2002)

Москва - Карелия (100/44, май 2002)

Новосибирск - Челябинск (Vista, май 2002)

Новосибирск - Москва (Cefiro, апрель 2002)

Сургут - Балаково (21099, весна 2002)

Саров - Северодвинск (21065, лето 2001)

Нижний Новгород - Псков (21047, август 2001)

Иркутск - Ольхон (июль 2001)

Москва - Санкт-Петербург (2108, июль 2001)

Нижневартовск - Европа (Almera, июнь 2001)

Москва - Рыбинск (май 2001)

Новосибирск - Москва (Carib, декабрь 2000)

Новосибирск - Москва (Sprinter, ноябрь 2000)

Москва - Псков (2108, август 1999)

Нижний Новгород - Валдай (412, июль 1999)

Алтай (зима 1996)

Путешествия

Главная | Путешествия | Россия | Нижний новгород - валдай (412, июль 1999)

Россия

Нижний Новгород - Валдай (412, июль 1999)

13.09.2006

    Нижний Новгород - Валдай (июль 1999)
 



Нижний Новгород – Владимир – Суздаль – Ростов – Ярославль – Вологда – Ферапонтово – Кириллов – Череповец – Устюжна – Боровичи – Валдай – Волговерховье –оз. Селигер – Торжок – Тверь – Кашин – Мышкин – Углич – Кострома – Галич – Чухлома – Плес – Нижний Новгород



    Автомобиль: Москвич-412ИЭ 1982 года выпуска, пробег около 50 тыс. км., 92-й бензин.
    Экипаж: 4 человека (2 супружеские пары), в том числе один водитель.
    Целью поездки было посмотреть на русскую старину, на нынешнюю жизнь и на природу. Планировалось днем осматривать достопримечательности, а на ночь останавливаться в основном на природе. Места стоянок предварительно планировались с помощью топографических карт областей, как правило на берегах рек и озер, и уточнялись на месте.
    С собой было взято достаточное количество стратегических продуктов (консервы, макароны, крупы и т.п. – см. список ниже). Их практически хватило на всю поездку. Хлеб, овощи, фрукты и пиво закупались по дороге. Еда для завтрака и ужина готовилась на стоянках, обедали где придется или перебивались мороженым и пирожками. Из технических средств, кроме котелка и сковородки, были взяты туристский бензиновый примус и металлический термос на 2.5 л, оба оказались весьма полезными. Примусом пользовались в случаях, когда было затруднительно или лень разводить костер, а в термосе заранее приготовленная на предыдущей стоянке еда сохранялась до следующей, что иногда было весьма кстати.
    Для отдыха было взято две палатки, четыре спальных мешка и один (больше не нашлось, а жаль) надувной матрац. Все барахло поместилось в заднем багажнике без превышения максимальной полной нагрузки автомобиля.
    Остановки в гостиницах предполагалось делать по потребности. В результате хорошей погоды фактически в гостинице остановились только один раз. Да и далеко не во всех пунктах маршрута были гостиницы, в которых была хотя бы горячая вода.
    Общее впечатление вкратце следующее: в этой части России проложено довольно много довольно неплохих дорог. Много исторических памятников, природа часто очень живописна; и то и другое стоит увидеть. Нынешняя жизнь везде безобразна и беспросветна; некоторое исключение из этого правила составляют Ярославль и Нижний Новгород.



    Некоторые итоговые цифры:
Продолжительность: 17 дней с 12 по 28 июля 1999 года.
Общая протяженность по одометру: 3280 км.
    Фактические денежные расходы оказались следующими:
Бензин – 1328 руб. (305 л)
Штрафы за нарушение правил, плата за парковку и другие поборы – 0.
Непредвиденные расходы, связанные с автомобилем – 65 руб.
Общие расходы на продукты, туалетную бумагу и т.п. (не включая мороженого, напитков, общепитовских обедов, сувениров) – 1175 руб.
Пиво – 205 руб.
Гостиница – 55 руб./чел.
Музеи – 56 руб./чел.
    Средний расход бензина составил 9.3 л / 100 км.
    Фактический расход стратегических продуктов составил:
Консервы (тушенка, рыба) - 27 банок (по 300...525 г)
Макароны - 4 кг
Крупы разные, всего - 4 кг
Супы пакетные - 5
Вермишель быстрого приготовления - 12
Картошка растворимая - 500 г
Сахар - 1 кг
Чай, кофе, растительное масло, уксус для шашлыка, специи.



    Далее следует подробное изложение "бортового журнала" с описанием достопримечательностей и мест стоянок.



1-й день. Старт в 8 часов утра. Сильный дождь. Попытки заправиться на выезде из Нижнего Новгорода тщетны – нет бензина. Бензин обнаружен лишь на одной из нескольких АЗС, расположенных близ п. Золино (60 км от Нижнего), цена 5.00 руб./л. После пересечения границы Владимирской области (г. Гороховец) бензин есть везде, цена 4.40 руб./л. В 11 часов дождь прекратился, стало солнечно. На технической остановке случайно обнаружили заметную течь масла из-под прокладки клапанной крышки блока цилиндров (прокладка была заменена накануне поездки). Масла М63-12Г1, применяемого в двигателе, на бензоколонках в продаже нет. Купили 2 л разливного "Жигулевского" масла (М5-12) и долили его.
    Первая осмотренная достопримечательность – церковь Покрова на Нерли (XII в.). В Боголюбове, не доезжая 2 квартала до Боголюбовского собора, свернули налево около здания больничного типа и подъехали к ж.-д. станции, где оставили машину. Далее через рельсы и по лугу пешком около 1 км. По полевой дороге местные подъезжают на машинах прямо к церкви; откуда идет эта дорога – не выяснили. Церковь открыта, службы бывают по выходным. Внутри почти нет икон, восстановлена каменная резьба в греческом стиле, выглядит необычно. Рядом можно купаться.
    Во Владимир приехали в 15 часов. Ужасное покрытие на основной улице, сплошные ямы. В центре оставили машину, смотрели соборы XII века – Успенский и Дмитриевский (последний закрыт на реставрацию), Золотые ворота, видели ухоженный римско-католический храм. Были на службе в Успенском соборе, она начинается в 17.30. Богослужение в традиционном стиле. Икона Богоматерь Владимирская находится в этом храме.
    Место для стоянки решили искать на берегу р. Нерль в районе Суздаля. Для этого доехали до Суздаля, объехали его справа по объездной (осмотр Суздаля планировался на следующий день), свернули с нее направо на Кидекшу/Ковров, проехали Кидекшу и после моста через Нерль свернули налево на асфальтовую дорогу, а затем через примерно 1 км с нее налево на полевую дорогу, ведущую на берег Нерли. Достаточно тихое место с хорошим входом в воду. Неподалеку сады, впрочем.
    Пробег за день – 295 км.



2-й день. Утром прокладка клапанной крышки была заменена на новую (купленную во Владимире). Поехали смотреть Суздаль. По пути остановились в Кидекше посмотреть самый древний на Руси каменный храм (церковь Бориса и Глеба, начало XII в.), но оказалось – выходной день вторник. В Суздале оставили машину у торговой площади, обошли все полагающиеся храмы и монастыри. В Спасо-Евфимьевском – музей, в стоимость билета входит концерт колокольных звонов, каковой и был заслушан. В Суздале патриархально и красиво, какое-то чудо уберегло этот городок от индустриализации и строительства пятиэтажек. Трудно поверить, что раньше примерно так выглядел почти любой город. Гуляли целый день, было жарко. Дети в наше отсутствие помыли нам машину. Так себе помыли, труд их был оценен нами в 10 руб. Собираясь уезжать, купили бутылку медовухи (1.5 л, 35 руб.), выпускаемой каким-то местным ИЧП.
    В 17.30 поехали искать стоянку опять на берегу Нерли. Выехали из Суздаля в направлении на Иваново, в Торчино свернули налево на асфальтовую дорогу в п. Нерль. Там через переезд по гравийной дороге, которая ведет через Крапивново на Москвино. Гусеничные трактора в многих местах превратили дорогу в стиральную доску. После д. Киркеево (это примерно 12 км от п. Нерль) через примерно 1 км свернули на лесную дорогу (около плаката "Берегите лес от пожара") и по ней выехали на берег Нерли. Очень тихое, уединенное место, чистая река. Одна из лучших наших стоянок за всю поездку. Медовуха оказалась довольно вкусным, сладким, практически безалкогольным напитком.
    Пробег за день – 58 км.



3-й день. Утром наблюдалась значительная задымленность, причем она нарастала на глазах. Поспешили сняться и уехать. Направились в Ростов. Можно было ехать дальше на Москвино по гравийной дороге, а оттуда по дороге из бетонных плит выехать на дорогу Тейково–Ильинское–Ростов. Однако мы предпочли вернуться в Нерль, оттуда по асфальту в Тейково, там заправились (4.10 руб./л), еще заправили канистру в Ильинском (АЗС фирмы Славнефть, 3.80 руб./л). Один раз видели засаду ГИБДД. Перед Ростовым дорога делает множество крутых поворотов. В 14 часов были в Ростове. Кремль, прогулка по стенам. В одном из помещений кремля – гостиница, машины постояльцев можно загнать в кремль (после 17 часов). Около кремля – торгующие финифтью (им выдают зарплату этой продукцией). Качество весьма среднее. Рядом с кремлем – Успенский собор, очень большой, пропорциональный храм. Служба в нем бывает только в воскресенье, в остальное время пройти в него можно через иконную лавку в торговых рядах. Сохранился иконостас и фрески, они реставрируются, но эта работа только начинается. На пути из кремля к озеру Неро частная художественная галерея – старый дом, в котором местные художники выставляют свои работы. Понравились работы на металле в технике горячей эмали – современное развитие Ростовских традиций. Озеро Неро сильно цветет. На выезде из Ростова в сторону Углича (с трассы Москва–Ярославль через переезд) – д. Варницы, там родился Сергий Радонежский. На этом месте восстанавливается монастырь, пока там мало что есть. Впрочем – колодец, из которого пил сам Сергий. Неподалеку у завода – озеро, местное место отдыха. Думали там заночевать, но уж очень вокруг грязно. Двинулись по трассе на Ярославль, доехали до г. Семибратово и остановились там на берегу р. Устье (не доезжая примерно 100 м до моста через эту реку свернули вправо и по берегу реки проехали примерно 1 км). Берег не особенно красивый, напротив тянется огромный завод, по-видимому, неработающий. Много местных отдыхающих. Вода теплая, чистая, дно илистое. Недостаток, обнаруженный наутро, – мимо прогоняют стадо.
    Обнаружилось, что после длительной езды по трассе двигатель работает с перебоями на малых и средних оборотах, что мешает ездить по городу. Проблема была устранена увеличением зазора между контактами прерывателя.
    Пробег за день – 179 км.



4-й день. В 10.30 отправились в Ярославль. Отличная широкая ровная дорога. Приехали в центр, оставили машину и пошли в Спасо-Преображенский монастырь (он в центре города, вместо кремля, от которого остались лишь отдельные башни). Это тоже музей. Поднимались на звонницу, великолепная панорама города, зелень и купола. Ярославль производит впечатление процветающего города, подобно Нижнему Новгороду, бизнес бьет ключом. Прошлись по набережной Волги, внизу у устья Которосли новая зона отдыха. На набережной - разливное холодное Ярпиво без консервантов, весьма достойное пиво.
    Перед отправлением из Ярославля купили 5 л масла М63-12Г1 (хотя гайки клапанной крышки подтягиваем  каждое утро, оно продолжает подтекать, а в продаже на АЗС его нет) в большом магазине "Автозапчасти ВАЗ"  (проспект Ленина, д.3, недалеко от моста через Волгу на правом ее берегу) и заправились (3.80 руб./л). Направились через Волжский мост в Вологду. Дорога на Вологду проходит через леса, поля. Места заметно менее обитаемые, чем на правом берегу Волги. В потоке преобладают грузовые машины. Качество покрытия неплохое, за исключением участка Ростилово–Грязовец (бетонные плиты с неровными стыками).
    Остановились набрать воды у колодца в д. Новинькое (через несколько километров после с. Пречистое). После этого места, от границы Вологодской области – никакого жилья на много километров. Все речки, которые мы пересекали, – маленькие, чуть больше других только р. Комела, на берегу которой мы и решили остановиться на ночь. Не доезжая примерно 300 м до моста через нее свернули налево на Михалево, проехав эту деревню и мост через небольшую речку, – направо на полевую дорогу, по ней до опушки леса и далее до берега Комелы. Река неглубокая (по грудь), чистая, очень приятно искупаться. В лесу и на дне реки много камней-валунов.
    Пробег за день – 218 км.



5-й день. Направились в Вологду, до которой осталось немного. На 446 км трассы слева озеро, у которого тоже можно было остановиться. Бензин в Вологде 4.50 руб./л. В центре, заезжая с главной улицы на стоянку, не заметили кирпич. Подошел гай, добрейшей души человек, услышав, что мы приехали посмотреть здешнюю старину, ограничился предупреждением.
    Вологда – старинный северный город. Четко делится на старую и новую части, по двум сторонам главной дороги. В старой части преобладают деревянные дома с резьбой типа нижегородской (в Суздале совсем другая резьба!), много каменных церквей. В центре кремль, Софийский собор XIV в. (очень напоминающий Новгородский) со старинными фресками и иконостасом, храм недействующий – тоже музей. Поднимались на колокольню – самую высокую на нашем маршруте – по старинной деревянной лестнице. По реке Вологде плавают небольшие суда. Лица местных жителей в большинстве весьма простые.
    Обнаружили в центральном универмаге столовую размером в один четырехместный стол и пообедали там. В 16.30 выехали в сторону Кириллова. Дорога прямая, в основном асфальтобетон отличного качества. Преобладают легковые машины, впрочем, с отдалением от Вологды и их стало очень немного. Населенных пунктов мало. По высокому мосту пересекли Северодвинский канал, через 2 км после него ответвление налево на Кириллов. Мы проехали прямо, на Ферапонтово (еще несколько километров от этого места). В Ферапонтове напротив монастыря гостиница, свободны были только трехместные номера – 39 руб./чел., душа нет ни в каких номерах, только общий, горячей воды не было в данный конкретный день. Рядом – очень красивое озеро, решили остановиться на берегу. Проехали до конца деревни и затем вправо по гравийной дороге вдоль озера примерно 2 км до начала следующей деревни, там свернули вправо на полевую дорогу и по ней подъехали к неплохому месту на берегу. Дно озера у берега каменистое, а дальше покрыто илом. Вода чистая. Поскольку была пятница, к вечеру понаехало значительное количество местных отдыхающих, музыка гремела всю ночь и мешала спать. Еще была гроза, почти без дождя, но с сильным ветром. Наши палатки, поставленные у самой воды, забрызгало.
    Пробег за день – 152 км.



6-й день. Утром осмотрели Ферапонтов монастырь. Он пришел в упадок еще в XVIII в., затем была попытка его восстановления как женского в начале XX в., пресеченная советской властью. В главном храме – музей фресок Дионисия (билеты 20 руб./чел.), интересно, еще есть музей икон, в него не пошли. Сам монастырь довольно небольшой, но место очень живописное.
    В 12 часов приехали в Кириллов. Здесь Кирилло-Белозерский монастырь, основанный в XIV веке, поражает размерами – пожалуй, лишь раза в два по площади меньше Нижегородского кремля. Высокие стены с несколькими ярусами арок (отдаленно напоминающие Колизей), мощные башни. Государственный музей не очень-то справляется с этой громадой, но и церкви отдавать его не спешат (в центре монастыря восстанавливается лишь одна церковь св. Кирилла Белоезерского). Гуляли по стенам на разных уровнях. Монастырь на берегу большого озера, оно цветет, но люди купаются. Сам городок Кириллов ничем не примечателен.
    В 15 часов поехали в Горицы. Это село на берегу Шексны, или, луше сказать, на берегу Волгобалта – река явно подпружена, разлилась очень широко. Отличная панорама открывается с холма перед въездом в Горицы. В Горицах тамошний женский монастырь восстанавливается. Были в церкви на службе. Богослужение очень своеобразное, прекрасное пение (хор монахинь и священник), при этом очень четко произносится текст. Церковь очень небольшая и все там как-то очень по-домашнему. На территории монастыря есть и другие храмы, но они заброшены (в одном был клуб и т.п.). Есть родник с хорошей водой.
    В магазине (как и в Ферапонтове) – очень вкусная сметана. Решили остановиться на ночь на берегу, по другую сторону от села (от въезда в Горицы у магазина направо по гравийной дороге, которая затем делается грунтовой, бетонной и снова грунтовой, до упора). Хороший вид на реку, по ней ходят пароходы. Вода цветет, но купаться можно. Были соседи с музыкой (ночь с субботы на воскресенье), но достаточно далеко.
    Пробег за день – 37 км.



7-й день. Направились в Череповец. Дорога к парому (Иванов Бор) проложена по-новому: у въезда в Кириллов со стороны Гориц свернуть направо, далее примерно 10 км гравийной дороги и еще несколько километров по асфальту. Довольно оживленное движение. Паром стоит 17 руб. с легковой машины + 1 руб. с каждого пассажира, кроме водителя. От Иванова Бора - бетонная дорога хорошего качества, места глухие, населенных пунктов мало.
    От Череповца впечатлений немного: большой промышленный город, исторический центр небольшой и какой-то немноголюдный. Выделяются монументальные старые здания из красного кирпича. Ближе к берегу Шексны – храм.
    Бензин в Череповце 4.40 руб./л. В 15 часов выехали в сторону Петербурга. Вскоре появился шум – пришло время прогореть глушителю. Шум громкий при большой нагрузке, но, в общем-то, терпимо и немедленного ремонта не требуется. Петербургская трасса – бетонная, в хорошем состоянии, проложена в обход всякого жилья, вокруг в основном болота. Движение небольшое.
    Свернули с трассы налево на Устюжну. Старинный город (1255), много храмов, но они в основном в упадке. В гостинице двухместный номер с санузлом, но без душа, стоит 75–80 руб./чел., а горячей воды летом в городе не бывает. Рядом с гостиницей (а также всей местной властью, почтой и т.д.) -– обнесенная колючей проволокой зона.
    Поехали дальше на Пестово. Дорога в пределах Вологодской области – бетонная, местами с плохими стыками между плитами, построена в обход населенных пунктов. В Новгородской области – асфальтовая, через деревни, более живописная.
    Реки Суда (близ Череповца) и Молога (в Устюжне) – широкие, красивые.
    Пестово – пристанционный поселок, достопримечательности обнаружены не были. Выехали в сторону Боровичей и стали искать место для стоянки. Нашли его на берегу р. Меглинка (после д. Охона, не доезжая примерно 1 км до моста через Меглинку, свернули налево на полевую дорогу, по ней примерно 300 м до реки). Хорошее место для купания, вода чистая, дно каменистое.
    Пробег за день – 318 км.



8-й день. Выехали в Боровичи. После с. Устюцкое слева вдоль дороги тянется большое озеро, там тоже можно было остановиться. Боровичи запомнились большим количеством милиционеров самых различных. Новгородская область в целом характерна особой чистотой северной славянской расы – люди почти все светловолосые. Отправились в Валдай. Дорога хорошего качества и очень живописная. Особенно красиво с. Лыкошино, расположенное на пересечении этой дороги с железной дорогой Москва–Петербург – древнее, богатое, красивое. Дорога постепенно поднимается вверх на Валдайскую возвышенность и выходит на трассу Москва–Петербург близ г. Валдай. Бензин там стоит 4.40 руб./л.
    Городок стоит на берегу большого озера. Остановились там в гостинице – туркомплекс "Валдайские зори", 2-местный номер с туалетом и душем стоит 55 руб./чел., при этом горячая вода есть. Можно взять напрокат лодку или катамаран (8 руб./час) и покататься по озеру, что мы и сделали.
    Пробег за день – 195 км.



9-й день. Закупили на рынке вино и мясо для шашлыка, который запланирован на Селигере. Выехали в 11 часов. По петербургской трассе до Яжелбиц, там едем прямо (трасса уходит правее) и попадаем на дорогу в Демянск (примерно 60 км, качество покрытия хорошее). Демянск проехали прямо (по указателям на Марево) и доехали до Молвотиц, там указатель налево на Осташков. По этой дороге до Горного асфальт, далее гравийное покрытие, превращенное гусеничными тракторами в стиральную доску. Такая дорога на протяжении 20 км. На полпути – с. Рвеницы, там при въезде табличка: "Осторожно–гололед!". Дорога очень живописная, по глухим местам, легковые машины встречаются часто. Дорога приводит в с. Свапуще на берегу Селигера, в северо-западной его части. Там есть АЗС (работает с 8 до 14 часов). Альтернативный вариант проезда – из Демянска налево на Полново, а оттуда по гравийной дороге на Залучье. Дорога, говорят, там еще хуже. Пиво в Свапуще было только Адмиралтейское, плохонькое, как в застойные времена.
    Из Свапуща, немного проехав по асфальту в сторону Осташкова, свернули направо на Волговерховье – 15 км (в один конец) такой же плохой гравийной дороги. Видимо, незадолго до этого был какой-то ураган, много поваленных деревьев и оборванных проводов. По дороге мост через ручей – три черно-белых столбика на обочине и стандартная голубая табличка: "р. Волга". Не доезжая 2 км до Волговерховья кирпич и около него асфальтированная (!) площадка для стоянки. Кирпич все игнорируют, и правильно делают. В Волговерховье – огромный побеленный внутри кирпичный храм, который, видимо, собираются реставрировать, а пока он в запустении. Поднимались на колокольню. У истока Волги – лужа, на ней на помосте часовня, запертая, через окно можно видеть, как в ней за металлическим ограждением бьет родник. Еще есть старый деревянный храм. В храмах никто не служит, сама деревня – от силы домов 20, да и не все они жилые.
    Вернувшись в Свапуще, поехали по асфальту в Залучье в поисках места для стоянки. Весь берег Селигера заполнен туристами, палатками и машинами весьма плотно. В Залучье асфальт кончается, поехали дальше направо по гравийной дороги до следующей деревни (под названием Березовый Рядок), через нее прямо и по грунтовке по лесу. Там неприятные с виду лужи, но через них можно спокойно проехать. Впрочем, при проезде одной из них вода забрызгала крышку распределителя, и двигатель заглох, пришлось протирать крышку тряпкой. Еще одну лужу решили объехать сбоку и сразу застряли, впрочем, быстро выбрались путем раскачивания машины вперед–назад и включения второй передачи вместо первой. Проехав через лес, мы оказались на вершине холма, справа от которого был берег Селигера и маленькая деревня на нем, а слева – большое лесное озеро. На берегу этого озера мы нашли место для стоянки, уже оборудованное столами, скамейками, навесом, мостками над водой и т.п., и притом незанятое (люди, судя по всему, покинули его совсем недавно). Там мы и остановились. Был там написан московский телефон, который мы не запомнили, и фамилия архитектора этой стоянки – Соколов. Что ж, большое ему спасибо. Надеюсь, мы там ничего не испортили.
    Пробег за день – 203 км.



10-й день. Пошли гулять пешком. Маленькая деревня по другую сторону холма называется Картунь (или Картон?). От нее идет в сторону Залучья другая дорога, вдоль берега. Вдоль нее много крупных палаточных лагерей и одна турбаза с деревянными домиками. Дальше дорога уходит в лес, в котором много оставшихся с войны окопов и траншей, проходит мимо "Братской могилы № 45" с памятником и фамилиями на мраморных плитах (причем лежат в этой могиле вместе погибшие в 1942, 1943 и 1944 годах) и приводит к броду через протоку. Брод, говорят, проходим для легковых машин, но сами мы не видели. После брода вышли в деревню Березовый Рядок на вчерашнюю дорогу и по ней дошли до Залучья. В Залучье вся цивилизация – магазин и почта – расположены на берегу возле причала, а катера туда уже несколько лет – с тех пор, как проложили асфальт и пустили автобус – не ходят.
    Наловили мелкой рыбки, сварили уху, а вечером делали шашлык.



11-й день. Отдыхали и купались. Вечером, после грозы, поймали на спиннинг щуку. Это был первый опыт с этим инструментом, поэтому – важное событие. Щуку немедленно сварили и съели.



12-й день. Утром тронулись в путь. На дороге после вчерашнего дождя луж стало больше. Самую страшную стали объезжать по траве (там уже была колея). Едем тихонечко, вдруг страшный удар, машина подпрыгнула и встала, двигатель заглох. Вышли, смотрим, машина сидит правым лонжероном на большом камне, вывернутом ею из земли. (Камень был покрыт дерном, и на нем росла трава, поэтому мы его не заметили.) На балке передней подвески большая вмятина. И самое печальное – по корпусу масляного фильтра (который на Москвиче внизу справа) струится масло. Думали, все, приехали. Однако стали действовать. Для начала подняли домкратом переднее правое колесо, поставили его на бревно, затем вдвоем подняли передний конец бревна и осторожно скатили машину назад с камня. Затем долго разбирались, откуда именно течет масло, снимали корпус фильтра и его верхнюю крышку и ставили их обратно. После пары часов таких упражнений масло течь перестало. По-видимому, корпус фильтра и крышку сорвало ударом с насиженных мест, и плотность соединений и прокладок нарушилась. Самое удивительное во всем этом было, однако, то, что совершенно не пострадали рулевые тяги. Они находятся между балкой и лонжероном, и, по-видимому, машина, вывернув из земли камень, перепрыгнула этим местом через него и опустилась на него уже лонжероном. Вот ведь как бывает.
    В 13.30 тронулись на Осташков. Дорога вокруг Селигера сейчас не так хороша, как когда-то, на асфальте – сплошные заплаты. Впрочем, большие выбоины только в районе Свапуще. Остановились искупаться в Селигере, свернув с дороги налево по указателю "Дом отдыха "Селигер"". Там можно в поселке свернуть направо и подъехать между гаражей к самой воде. Далее возле д. Хитино у дороги стоит высокая белая пластиковая пирамида – говорят, внутри нее концентрируется космическая энергия, да вот только внутрь мы не попали, потому что дверь была заперта. Перед въездом в Осташков без всяких видимых причин стоит знак ограничения скорости 40 км/ч с табличкой 3.5 км, и в середине этой зоны, естественно, сидят в засаде гаи и смотрят радарами в обе стороны. Бензин в Осташкове стоит 4.50 руб./л.
    В Осташкове (между прочим, красивый городок) узнали расписание катеров. Они сейчас ходят только до Заплавья, с промежуточными остановками, ежедневно, отправление из Осташкова в 10.00, прибытие в Заплавье в 13.00, обратно 13.30 – 16.30, билет до Заплавья стоит 25 руб. в один конец. Еще почти каждый день бывают экскурсионные рейсы (например, в Нилову пустынь на 3 часа). Прокатиться по Селигеру на катере, вообще говоря, очень интересно. Мы, однако, решили в этот раз никуда не плавать, ибо было уже поздно, и поехали в сторону Торжка. Мост на выезде из Осташкова закрыт, пришлось ехать в объезд (10 км по дороге на Ржев по другой стороне Селижаровского плеса, там другой мост). Дорога на Торжок в отличном состоянии. Остановились на ночлег на берегу маленькой безымянной речки (примерно за 15 км до выезда на петербургскую трассу) – после моста через нее свернули направо на полевую дорогу вдоль опушки леса проехали примерно 700 м. Сухие дрова в изобилии, купаться можно ближе к мосту. Недостаток – до поздней ночи над нами летали военные вертолеты, и видели даже пролетевшую ракету.
    Пробег за день – 192 км.



13-й день. В 10 часов приехали в Торжок. Красивый город, живописно расположенный на берегах реки Тверцы, интересная набережная, много храмов, монастырь на горе. К сожалению, все в запущенном состоянии, а могли бы, наверное, развивать туристический бизнес.
    В 11.30 приехали в Тверь. Погуляли по центральной пешеходной улице (кажется, она называется Трехсвятская) и по параллельной непешеходной. Архитектура старых построек близка к нижегородской. Женщины самые красивые за весь маршрут. Главную достопримечательность – путевой дворец Екатерины – не смотрели. Бензин стоит 4.30 руб./л.
    В 13.30 выехали в сторону Бежецка, направляясь в Кашин. Дорога на Бежецк была вся в густом дыму – по обе стороны горели торфяники. Примерно на 35-м километре этой дороги свернули направо по указателю на Горицы, а в Горицах налево по указателю на Кашин. Качество покрытия отличное, машин мало.
    В 15.30 были в Кашине. Старинный город (1287), много храмов. Вошли в большой, недавно отреставрированный храм с голубыми куполами рядом с центральной площадью, перед которым остановился свадебный кортеж. Думали, что увидим венчание. Оказалось, что внутри все окрашено зеленой краской и висит объявление: "Сохраняйте билеты до конца танцев". На центральной площади – старинные торговые ряды. Неподалеку, на главной улице, есть столовая.
    Пообедав, отправились на Калязин – Углич. Дорога на Калязин классом ниже, много крутых поворотов. Перед Калязиным мост через Волгу. Подъезжая, увидели на нем стоящие в несколько рядов машины. Оказалось – свадьба: жених нес невесту на руках через мост. Далее проехали в обход Калязина до московской трассы, там свернули налево, а после ж.-д. переезда направо на мост через р. Жабню. Оттуда слева видно знаменитую затопленную колокольню, а справа – огромную параболическую антенну. Дорога на Углич – прямая, с отличным покрытием (исключая короткий участок, на котором ведется ремонт). В Угличе, не доезжая до центра, свернули налево на плотину (осмотр Углича планировался на следующий день). Остановились на высоком берегу реки Корожечна (после плотины и шлюза на развилке направо, перед мостом через эту реку налево на полевую дорогу. Или: на развилке налево, затем вскоре направо в деревню, проехать ее насквозь и выехать на тот же высокий берег). Неподалеку сады, вечером много местных отдыхающих.
    Пробег за день – 323 км.



14-й день. По дороге по левому берегу Волги, довольно неровной, с крутыми поворотами, отправились в Мышкин. Мышкин оказался очень славным городишком. На каждом доме – поясняющая табличка типа "Здесь жил фельдшер, любимый мышкинцами", "В этом доме жил почетный гражданин, купец такой-то, он любил театр и отличался культурностью". Большой храм XIX в., очень красивая, самобытная роспись внутри, резной деревянный незолоченый иконостас, на полу ковры, явно принесенные прихожанами из своих домов, хор поет с задушевными народными интонациями. Самое сильное впечатление – городской музей. На его территорию свезено море всяческих экспонатов: деревенские избушки, сараи, мельницы, придорожные часовни, резные наличники, кованые решетки, главки с церквей, старые автомобили (на ходу! – при нас мужик завел с пол-оборота ГАЗ-АА и поехал на нем по своим делам), паровоз типа братьев Черепановых, речные баркасы... Внутри построек можно видеть соответствующие мелкие предметы – лапти, корзины, кувшины, ткани и т.д. и т.п. Все это в первозданном виде, без всякого музейного препарирования. В отдельном доме – Музей мыши, который можно сравнить с музеем чертей в Каунасе в Литве. Внутрь мы не попали (весь музей в целом – народный, работает без какого-либо расписания, в данный момент нужного человека не оказалось), но через открытые окна (с решетками) можно было видеть множество разных фигурок мышей... детям, наверное, было бы очень интересно.
    В 13.30 приехали в Углич. На центральной площади плакат: "28–29 мая – день царевича Дмитрия". На территории кремля – толпы туристов с теплоходов, русских и иностранцев, такие же толпы внутри храмов и вокруг торговцев сувенирами. Довольно неприятно. Ограничились кратким осмотром. Посмотрели зато другие храмы, в частности, два очень интересных стоят ближе к плотине.
    В 16.30 отправились на Ярославль–Кострому. Бензин на АЗС "Славнефть" стоит 4.20 руб./л (а неделю назад стоил 3.80). Дорога Углич–Ярославль с отличным покрытием, хотя встретился ужасный переезд через узкоколейку. Вскоре после выезда из Углича знак ограничения скорости 50 км/ч, за ним засада гаев. Проехали через Ярославль насквозь, близ моста через Которосль в центре свернули по указателю на Кострому и долго ехали по какой-то промзоне и новым микрорайонам. Дорога на Кострому узковата, сильно загружена (воскресенье, вечер). Искали место для ночлега на Волге в районе аэропорта за Туношной, да ничего подходящего не нашли: доехали до берега, он оказался ровным низким, мелкое место, крайне мутная вода. Видели памятник погибшим летчикам – вкопанное в землю самолетное крыло на берегу. Вернулись на трассу и после моста через р. Солоница свернули налево по указателю на Некрасовское. В Некрасовском на центральной площади налево на мост через ту же реку, затем еще два небольших моста через какие-то заводи, через 100 м после второго моста направо по полевой дороге 50 м до берега. Хорошее сухое место с отличным входом в воду, только шумновато. Совсем недалеко до Волги – вечером видны огни на пароходах.
    Пробег за день – 249 км.



15-й день. Выехать на трассу через Некрасовское не удалось – ремонтники закрыли мост. Пришлось ехать в объезд через Харино – 15 км вместо 5. Приехали в Кострому, переехали через Волгу, попали в центр города, затем через мост через р. Кострома подъехали к Ипатьевскому монастырю. Там, как и везде в предыдущих городах – государственный музей. Удивило, что его сотрудники (во всяком случае, смотрители в залах) имеют довольно смутное представление о событиях, происходивших именно в этих стенах, – воцарении Михаила Романова в 1613 г. Зато мы посмотрели выставку "Последние годы Романовых" (привезенную из Москвы) – фотографии из семейных альбомов, детские рисунки и тетрадки, довольно мило и интересно. Троицкий собор в монастыре – в очень хорошем состоянии. Также побывали в ризнице, где хранятся драгоценные иконы, дарованные монастырю в разные годы (практически все Романовы побывали здесь). Еще посмотрели знаменитую коллекцию бабочек. Потом погуляли по центру. Старинные торговые ряды, каланча. В сквере над Волгой – статуя Ленина на постаменте от памятника Алексею Михайловичу и Ивану Сусанину, смотрится диковато. Гранитная колонна от этого памятника теперь лежит в сквере напротив нового памятника Сусанину. Пообедали в столовой (рядом с центральной площадью, ближе к Волжскому мосту).
    После обеда выехали в Галич. Бензин стоит 4.40 руб./л. Дорога в отличном состоянии. Дважды были замечены засады гаев, измеряющих скорость после знаков ограничения скорости, выставленных в районах ремонтных работ – так поступать недостойно, нигде такого не водится. Все знают, что знаки эти ремонтники ставят так, как им бог на душу положит, и такие, какие у них есть, и никто их никогда в точности не соблюдает. Дорога проходит через Судиславль, где очень эффектный высокий храм. Затем совершенно безлюдные места, густые леса. На подъезде к Галичу – живописные крутые спуски и подъемы, и потом – за горами, за лесами, – открывается сам город на берегу огромного озера.
    В Галич прибыли в 17.30, поздновато для осмотра. Город старинный, недавно отмечалось 840-летие. На центральной площади – также торговые ряды, неподалеку кольцо земляных валов, но внутри него ничего старинного нет. Необычно выглядят огромные старинные деревянные дома, покосившиеся от времени. Успели еще попасть в церковь Воскресения. Весь иконостас в богатейших серебряных окладах – неожиданная роскошь.
    Далее поехали искать место для стоянки на берегу озера напротив города. Свернули с трассы налево по указателю на Березовец на гравийную дорогу, проехали по ней несколько километров и, когда дорога приблизилась к озеру, нашли полевую дорогу, ведущую налево в сторону озера. По ней попали на полянку с березками, окруженную торфоразработками. Вода в озере цветет, мутная и с непонятной пеной. Место не очень понравилось, решили проехать подальше по гравийной дороге и поискать еще. Дорога вдруг превратилась из гравийной в асфальтобетонную, широкую и идеально ровную, а километров через 8 так же внезапно кончилась, приведя нас в заброшенную деревню Сынково на высоком берегу озера. Отличная панорама, красивый каменный храм. Живет в деревне одна старуха – точь в точь Баба Яга. Остальные дома пустуют, все скрипит на ветру, жутковато. Местные жители из соседнего села приезжают сюда смотреть на панораму. Нам они объяснили, что подъездов к озеру практически нет, да и не любят они, видно, это озеро. В общем, пришлось нам вернуться на ранее найденное место на торфоразработках, где мы и провели ночь. Поздно вечером была гроза и сильный дождь, палатку нам несколько подмочило.
    Пробег за день – 255 км.



16-й день. Утром выехали на трассу и направились далее в Чухлому. Дорога в среднем несколько хуже, кое-где ремонт, а кое-где только собираются ремонтировать (влетели на обратном пути в солидную яму). Чухлома (1381 г.) также стоит на берегу своего – Чухломского – озера, вода в котором такая же грязная. Каменная Успенская церковь внутри очень напоминает Галичскую, тоже все иконы в серебряных окладах. На противоположном берегу озера виден действующий монастырь – Аврамиево-Городецкий (XVI в., сейчас 10 монахинь). Больше достопримечательностей не обнаружено. Можно было и не ездить. Двинулись обратно. Немного не доезжая Галича, остановились у ответвления налево на Антропово. Подумывали проехать по маршруту Антропово–Кадый–Завражье–паром–Юрьевец–Пучеж–Заволжье–Нижний Новгород (это более чем на 100 км короче, чем через Кострому). Выяснили у проезжающих мимо местных, что это вполне осуществимо, дорога везде асфальтовая, за исключением гравийного участка длиной километров восемь, и паром действительно существует. (Позднее, в 2000 году, нам сказали в Макарьеве Костромской обл., что парома Завражье – Юрьевец нет.) Однако решили вернуться назад через Кострому, так как хотелось попасть еще в Плес.
    В 17 часов были в Плесе. Остановились в правом (если смотреть на Волгу) конце набережной на самом берегу. Место не слишком уединенное, но мы удовлетворились. Впрочем, выяснили у местных, что есть место получше. Чтобы попасть туда, нужно у музея Левитана свернуть с набережной и затем проехать по булыжной дороге до пионерского лагеря "Бережок", а там по проселочной дороге проехать на место, называемое Старая Фабрика (там якобы стоит какая-то кирпичная стена от этой самой фабрики). Булыжная дорога оказалась порядочно разбитой, и мы, испытывая с некоторых пор страх перед камнями, туда не поехали. Погуляли по Плесу, забирались на горки и любовались закатом. На набережной много отдыхающих, почти как на юге.
    Пробег за день – 307 км.



17-й день. Закупили в Плесе сувенирный продукт из Ивановской области – бальзам "Старая Шуя". По этой  причине решили возвращаться не через Иваново–Шую, как обычно, а по более короткой, как нам показалось, дороге через Вичугу–Лух–Пучеж. Заправились в Плесе по 4.20 руб./л. Вскоре после того, как мы выехали, пошел дождь, который уже не прекращался до конца дня. Дорога Приволжск–Вичуга местами порядочно разбита, Вичуга–Лух (через Родники) – в хорошем состоянии. Из Луха выехали по указателю на Пучеж по свежей хорошей асфальтовой дороге. Вскоре после с. Порздни (там два храма и две высоких колокольни рядом) асфальт кончился и обнажилась старинная булыжная дорога, присыпанная песком. По ней пришлось ехать примерно 20 км, впрочем, на пути встретился прекрасный заасфальтированный мост у д. Макаровское. В дождь по песку было ехать не так уж плохо. Далее у д. Затеиха свежий асфальт возобновился. Дорога от Пучежа по берегу Горьковского водохранилища – асфальтобетонная, в хорошем состоянии. В с. Сицкое видели красивую церковь, очень напоминающую одну из церквей, виденных два дня назад в Галиче. Участок от  Заволжья до Нижнего Новгорода был, как всегда, сильно загружен. Когда въехали в Нижний Новгород, дождь превратился в сильнейший ливень, с которым не справлялись стеклоочистители. Так ощупью и доехали.
    Пробег за день – 299 км.


Оставить комментарий:

Имя:
E-mail:
Сообщение: